Как-то раз у Иисуса спрашивают: «какая главная заповедь?». Господь отвечает: «люби Бога и людей». Вот и всё. Остальные заповеди так или иначе поясняют главные две. Важно только соблюсти баланс, ведь часто мы впадаем в крайности.
В светской среде преобладает любовь к людям – гуманизм, с его слоганом «человек – мера всех вещей». Получается идолослужение, человек поклоняется человеку.
Иное искажение преобладает в духовной среде – любовь к Богу без любви к людям.
Например, стоит прихожанин в храме перед иконой, молится и тут же походит бабуля поставить свечку. Возникает раздражение:
«Она что, не могла к другой иконе подойти? Разве не видит, что я МОЛЮСЬ?»
Или дети бегают вокруг мамули, а та читает вечернее правило, ей некогда, она Богу молится.
Существует и более тонкий вид самообмана, когда человек творит дела любви только потому, что Бог так сказал. На самом деле ему нет никакого дела до ближнего, но раз уж надо, то ничего не поделаешь, придётся помогать.
О таком извращении пишет мать Мария (Скобцова) в книге «Таинство ближнего»:
«…Основная задача человеческой души – это спастись. И поскольку любовь помогает моему спасению, постольку она мне полезна, но надо сразу обуздать и сократить её, если она не обогащает, а обкрадывает мой духовный мир. Любовь есть такое же благочестивое упражнение, такая же поделка, как и всякое другое внешнее делание. <…>
Где уж там заботиться о чужих бедах – разве только в порядке упражнения в добродетели.
Практически вы не сразу догадаетесь, что человек именно так воспринимает христианское учение о любви: он творит милостыню, он навещает больных, он внимателен к человеческому горю, он дарит людям даже любовь.
И только очень пристально присмотревшись, вы увидите, что делает это он не по самоотрекающейся и жертвенной любви, полагающей душу за други своя, а по аскетическому заданию так воспитывать, так спасать свою собственную душу».
Вот она, любовь к Богу без любви к ближнему. Всё для такого «духовного эгоиста» лишь средство для стяжания благодати. Хотя, разумеется, никакой благодатью там и не пахнет, обычный самообман, прелесть.
Задача же христианина, любить ближних не потому, что это Бог сказал, а потому что иначе и жить нельзя. Так мы подражаем Господу, который любит человека не «за что-то», а просто так.
Сын Божий пошел на Крест не потому, что «так сказал Отец, деваться некуда – послушание», а потому что любовь иначе не поступает. Отдать жизнь за любимого человека – это нормально.
Конечно, прелесть на то и прелесть, что носитель сей заразы не замечает подлога. Христос призывает бодрствовать. Вот и проанализируем свою духовную жизнь, нет ли там замаскированного эгоизма? Не используем ли мы ближнего как штангу для развития духовных мышц?
А то явимся на суд Божий с лицом в стиле «я молодец, всем помогал, всех любил, рай заслужил», а Господь скажет: «уходи, Я тебя никогда не знал».
P.S.
Цитата взята из работы матери Марии (Скобцовой) «Типы религиозной жизни», которая входит в сборник «Таинство ближнего». В статье она выделяет 5 видов благочестия: синодальный, уставщический, эстетический, аскетический и евангельский. Крайне рекомендую к прочтению.
Подпишись➕ Поставь лайк👍Это поможет развитию канала!
Реклама. ООО "ТД НИКЕЯ" ИНН:7707379820.