Найти тему
Библиогид Книжный Червячок

Над чем смеялись в «серебряном веке»: три книги

Оглавление

У всякой эпохи – свое чувство юмора.

Тем не менее, как бы мы не менялись, люди остаются людьми с теми же заботами и страстями. Поэтому книги начала 20 века и сейчас легко могут рассмешить вполне узнаваемыми ситуациями.

Надежда Тэффи «Демоническая женщина»

12+

112 страниц

-2

Читать ставшие уже классическими тексты в стильном оформлении, иллюстрированные интересной графикой – это особое удовольствие. Рисунки Ольги Малиновской определенно украшают серию издательства «Аркадия», так что книги эти вполне достойны категории «подарочное издание» - при относительно умеренной цене.

Тэффи – автор уникальный. Это в наши дни женская юмористика стала привычным явлением – особенно в разговорном жанре, женский стендап уже почти превзошел мужской и по числу, и по качеству. А вот в начале XX века Надежда Александровна Лохвицкая блистала на российской сцене одна. Вернее – в компании коллег-мужчин, поскольку она входила в плеяду авторов самого популярного юмористического журнала того времени «Сатирикон» наряду с Аркадием Аверченко, Сашей Черным и другими.

Тэффи писала рассказы и стихи, участвовала вместе с другими «сатириконцами» в издании сборников (например, в 1910 году они выпустили пародийную «Всеобщую историю»). Ироничная, остроумная Тэффи зорко подмечала забавные стороны жизни, смешные характеры и манеры своих современников – и особенно современниц. Как женщина, она отлично видела кривые стороны наступающей революции нравов – феминизма, сексуальной свободы и не стеснялась об этом шутить.

В книге собрана проза разных лет – лучшие произведения Тэффи, которые и сейчас не потеряли актуальности.

Анатолий Мариенгоф «Циники»

16+

160 страниц

-3

Абсурд, гротеск, сюррреализм – модернистская проза Анатолия Мариенгофа, имажиниста, близкого приятеля Сергея Есенина – как нельзя лучше выражает свое время. Москва 1918-1924 года. С одной стороны - романтика революции, энтузиазм мечтателей и созидателей нового, строителей счастливого будущего, открытия и озарения, прекрасные прожекты – и здесь же другая сторона: пена дней, слом всего старого, террор и разруха, голод, неразбериха, бардак.

Два героя повести – мягкий, нежный, страстно влюбленный Владимир и Ольга, циничная и разочарованная во всем словно олицетворяют собой это странное, пронзительное время. Время романтиков, в которое романтики не выживают. Любовь, которая дарит столько боли и тоски, что это трудно вынести.

В этой книге, написанной хлестко, динамично, все построено на контрастах и противоречиях – смеясь с ней вместе можно одновременно плакать, ужасаясь – грустить или снова смеяться. Сатира, юмор, абсурд – в ней все перемешано. Это произведение – на мой взгляд, лучшее, что создал Мариенгоф, единственное, с чем он достоин войти в историю русской литературы.

Серия та же, поэтому иллюстрации тоже Ольги Малиновской.

«Циники» экранизировал режиссер Д.Месхиев в 1991 году; в роли Владимира – неподражаемый Андрей Ильин, в роли Ольги – Ингеборга Дапкунайте. Неплохая экранизация, но с книгой сравнивать не приходится, потому что сюжет истории, само действие не составляет сути произведения, художественную суть передает только язык.

Аркадий Аверченко «О хороших, в сущности, людях! Рассказы (юмористические)»

12+

864 страницы

Аверченко – настоящая звезда юмора, одно из самых блестящих имен русской литературы на этом поприще. Рожденный не в столицах, а на юге России, в Севастополе, этот провинциал со слабым здоровьем и очень плохим зрением, не получивший толком нормального образования, начав писать, очень быстро сумел добиться громкой славы, признания читателей и уважения своих коллег.

По словам Тэффи, именно Аверченко «научил Россию улыбаться» - смеяться добродушно, беззлобно, над самим собой. Писатель, драматург, критик, редактор петербургского «Сатирикона» – столько даров, умений и талантов сочетал в себе этот удивительный человек.

К сожалению, в советское время его не публиковали – за то, что не принял революцию. В эмиграции он написал довольно злую сатиру – цикл рассказов «Дюжина ножей в спину революции», и этого советская власть ему не простила. Тексты Аверченко были возвращены из забвения только после 1991 года.

Сейчас в театрах идет его уморительно смешная комедия по повести «Подходцев и другие» (я ее больше всего люблю). В ней отчасти отражены автобиографические реалии жизни самого Аверченко и богемной компании его друзей, сложившейся вокруг «Сатирикона». Те же чувства начинающего писателя и поэта, явившегося в столицу, чтобы завоевать литературный Олимп, с иронией отражает повесть «Шутка мецената».

Рассказы Аркадия Аверченко полны любви к жизни, остроумия, по-настоящему искрометного юмора и поднимают настроение читателю в любую погоду. В серии «Русская литература. Большие книги» отобраны почти все его наиболее примечательные произведения. Единственное, за что можно бы попенять этому изданию – не крупный шрифт и вес книги. Зато текстов много.

Но если хочется – есть издание, где текстов меньше, а оформление более интересное – в той же серии «Аркадии» с рисунками Малиновской: Аркадий Аверченко «Русалка» (114 страниц).

Больше рецензий, обзоров, подборок - на сайте проекта Библиотека Summarylib. А также сотни полезных саммари нон-фикшн. Присоединяйтесь к обществу любителей быстрого и практичного чтения!

https://summarylib.ru/