Найти в Дзене
Vulpes Arctica

Символы в музыке И.С. Баха: воскресение

Символ воскресения - это вариант фигуры anabasis, он связан с образом воскресения Христа. Об anabasis и katabasis я уже рассказывала, когда разбирала символ смерти. К этой статье мы вернёмся несколько раз.

Так вот, символ смерти - это обращение (зеркальное отображение) символа воскресения.

Основа символа воскресения - трёхступенный восходящий мотив, который повторяется несколько раз. Вот его схема:

Вот только его особенность в том, что он встречается в разных мелодических и ритмических вариантах.

С этого мотива начинается вступление и хор "Gott fähret auf mit jauchzen" ("Восшёл Бог при восклицаниях") кантаты BWV 43, приуроченной к празднику Вознесения Господня. Листайте галерею, мотивы символа воскресения я выделила голубыми прямоугольниками.

Другой пример - вступление к кантате "Nun komm, der Heiden Heiland" ("Гряди, Спаситель народов", BWV 62).

Вступление к кантате "Nun komm, der Heiden Heiland" ("Гряди, Спаситель народов", BWV 62). Символ воскресения выделен цветными прямоугольниками.
Вступление к кантате "Nun komm, der Heiden Heiland" ("Гряди, Спаситель народов", BWV 62). Символ воскресения выделен цветными прямоугольниками.

Также в статье, посвящённой символу смерти, упоминалась органная обработка хорала «Christ lag in Todesbanden» («Христос лежал в пеленах смерти», BWV 718). В ней есть и символ воскресения. Сопоставление символов смерти и воскресения создаёт целую драматургию, с которой мы ещё встретимся.

Символ смерти выделен синими прямоугольниками. Символ воскресения выделен красными прямоугольниками.
Символ смерти выделен синими прямоугольниками. Символ воскресения выделен красными прямоугольниками.

Происхождение символа воскресения

Символ воскресения сложился в протестанских хоралах. Например, с трёхступенного восходящего мотива начинаются фразы хорала O Jesu Christe wahres Licht.

Прообраз символа воскресения выделен красными прямоугольниками. Изображение из книги Берченко Р.Э. "В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире».
Прообраз символа воскресения выделен красными прямоугольниками. Изображение из книги Берченко Р.Э. "В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире».

В той же статье о символе смерти упоминался хорал "Nun preiset alle Gottes Barmherzigkeit". Его мелодия тоже построена на сопоставлении символа смерти и символа воскресения.

Прообраз символа воскресения выделен розовыми прямоугольниками. Символ смерти выделен красными и синими прямоугольниками.
Прообраз символа воскресения выделен розовыми прямоугольниками. Символ смерти выделен красными и синими прямоугольниками.

Свободное изображение с сайта unsplash.com
Свободное изображение с сайта unsplash.com