Символ воскресения - это вариант фигуры anabasis, он связан с образом воскресения Христа. Об anabasis и katabasis я уже рассказывала, когда разбирала символ смерти. К этой статье мы вернёмся несколько раз.
Так вот, символ смерти - это обращение (зеркальное отображение) символа воскресения.
Основа символа воскресения - трёхступенный восходящий мотив, который повторяется несколько раз. Вот его схема:
Вот только его особенность в том, что он встречается в разных мелодических и ритмических вариантах.
С этого мотива начинается вступление и хор "Gott fähret auf mit jauchzen" ("Восшёл Бог при восклицаниях") кантаты BWV 43, приуроченной к празднику Вознесения Господня. Листайте галерею, мотивы символа воскресения я выделила голубыми прямоугольниками.
Другой пример - вступление к кантате "Nun komm, der Heiden Heiland" ("Гряди, Спаситель народов", BWV 62).
Также в статье, посвящённой символу смерти, упоминалась органная обработка хорала «Christ lag in Todesbanden» («Христос лежал в пеленах смерти», BWV 718). В ней есть и символ воскресения. Сопоставление символов смерти и воскресения создаёт целую драматургию, с которой мы ещё встретимся.
Происхождение символа воскресения
Символ воскресения сложился в протестанских хоралах. Например, с трёхступенного восходящего мотива начинаются фразы хорала O Jesu Christe wahres Licht.
В той же статье о символе смерти упоминался хорал "Nun preiset alle Gottes Barmherzigkeit". Его мелодия тоже построена на сопоставлении символа смерти и символа воскресения.