Найти тему

Кто скрывается за холстом художника? Секрет картины Д. Веласкеса «Менины».

Диего Веласкес "Менины" (1656)
Диего Веласкес "Менины" (1656)

Сегодняшняя заметка будет посвящена картине Диего Веласкеса «Las Meninas» или «Менины» (1656). Вопреки названию работы («фрейлины») сфокусируем наше внимание в левой части картины, что сделать довольно просто, потому как боковое зрение сразу же схватывает огромный холст. За ним стоит и работает художник (часто говорят, что это и есть автопортрет Веласкеса). Но кого он пишет? Явно не белокурую девочку - инфанту Маргариту - со свитой, потому как их фигуры расположены, во-первых, примерно на одном уровне, во-вторых, лицом к зрителю.

У меня есть два предположения. Первое заключается в том, что художник пишет, ни много ни мало, нас с вами. Если долго всматриваться в картину, то создается эффект незримого присутствия прямо во время событий, изображённых на полотне. Особенно это чувство вовлечения подмечают люди, видевшие произведение в живую, в музее Прадо, в Мадриде. (Мне, к сожалению, пока такой возможности не представилось, поэтому буду рада, если появится человек, который лично видел картину и захочет поделиться впечатлениями). Еще больше склоняет к этой версии прямой взгляд художника, устремленный прямо на зрителя. Однако, кто сказал, что зритель мы)

Вторая догадка, гораздо более реалистичная, представляется мне в том, что Веласкес пишет портрет короля и королевы Испании. На заднем плане картины, на стене висит зеркало. Его отчетливого видно, так как этот предмет на фоне других картин как будто чуть подсвечен.

Зеркало на стене с отражением Филиппа IV и Марианны Австрийской.
Зеркало на стене с отражением Филиппа IV и Марианны Австрийской.

Именно в зеркале отражаются Филипп IV со второй супругой Марианной Австрийской. Возможно, белокурая девочка – Маргарита Тереза Испанская – забежала к художнику посмотреть, как идет работа над портретом ее родителей. Почему бы не допустить и такую трактовку? Кстати, Веласкес часто писал и саму девочку.

Портрет Филиппа IV
Портрет Филиппа IV
Портрет Марианны Австрийской
Портрет Марианны Австрийской

Портрет кисти Диего Веласкеса инфанты Маргариты
Портрет кисти Диего Веласкеса инфанты Маргариты

Портрет кисти Диего Веласкеса инфанты Маргариты
Портрет кисти Диего Веласкеса инфанты Маргариты

Таким образом, в картине создается двойная композиция: прямая и зеркальная, что, между прочим, сразу же заметил и оценил Пикассо… Но это совсем другая история. Спасибо за прочтение!)

Пабло Пикассо "Менины"
Пабло Пикассо "Менины"