Сегодняшняя заметка будет посвящена картине Диего Веласкеса «Las Meninas» или «Менины» (1656). Вопреки названию работы («фрейлины») сфокусируем наше внимание в левой части картины, что сделать довольно просто, потому как боковое зрение сразу же схватывает огромный холст. За ним стоит и работает художник (часто говорят, что это и есть автопортрет Веласкеса). Но кого он пишет? Явно не белокурую девочку - инфанту Маргариту - со свитой, потому как их фигуры расположены, во-первых, примерно на одном уровне, во-вторых, лицом к зрителю.
У меня есть два предположения. Первое заключается в том, что художник пишет, ни много ни мало, нас с вами. Если долго всматриваться в картину, то создается эффект незримого присутствия прямо во время событий, изображённых на полотне. Особенно это чувство вовлечения подмечают люди, видевшие произведение в живую, в музее Прадо, в Мадриде. (Мне, к сожалению, пока такой возможности не представилось, поэтому буду рада, если появится человек, который лично видел картину и захочет поделиться впечатлениями). Еще больше склоняет к этой версии прямой взгляд художника, устремленный прямо на зрителя. Однако, кто сказал, что зритель мы)
Вторая догадка, гораздо более реалистичная, представляется мне в том, что Веласкес пишет портрет короля и королевы Испании. На заднем плане картины, на стене висит зеркало. Его отчетливого видно, так как этот предмет на фоне других картин как будто чуть подсвечен.
Именно в зеркале отражаются Филипп IV со второй супругой Марианной Австрийской. Возможно, белокурая девочка – Маргарита Тереза Испанская – забежала к художнику посмотреть, как идет работа над портретом ее родителей. Почему бы не допустить и такую трактовку? Кстати, Веласкес часто писал и саму девочку.
Таким образом, в картине создается двойная композиция: прямая и зеркальная, что, между прочим, сразу же заметил и оценил Пикассо… Но это совсем другая история. Спасибо за прочтение!)