Глядя на эту картину, неизбежно возникает вопрос: «а зачем там вообще нужен зелёный занавес наверху», допустимо ли это церковным каноном. Сейчас в Дрезденской галерее этот занавес не так заметен из-за золотого оклада.
Всё дело в том, что картина была изначально создана для размещения в соборе Святого Петра, где был расположен гроб папы римского Сикста IV. Его племянник, папа римский Юлий II, решил увековечить память своего дяди, заказав дорогому и известному художнику Рафаэлю изображение Мадонны, которое должно было украшать его захоронение в соборе. Гроб Сикста стоял в нише, и, располагайся картина над этим гробом, так, как и задумал Рафаэль, на его крышку бы опирались два ангелочка, а сверху через занавес нисходила бы с небес сама Мадонна. В этом занавесе и скрывался особый смысл нисхождения с небес Богоматери к людям. Этот театральный прием использования занавеса усиливает эффект. Рафаэль изобразил, как из глубины этой обрамлённой зелёными портьерами ниши Мадонна в облаках приближается к гробу папы. О цветовой символике полотен Рафаэля ученые пишут: «Зеленый цвет у Рафаэля, так же как белый и голубой, имеет и светское, и религиозное значение. Первоначально в жанре портрета зеленый цвет был символическим отображением возвышенной любви…В период Мадонн зеленый цвет становится в творчестве Рафаэля отображением вечной любви. Позднее в картинах и на фресках он особым образом трактует этот цвет, связанный с античной мифологией и античной символикой». https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetovaya-simvolika-v-tvorchestve-rafaelya-i-motsarta
Сенсационное открытие сделали реставраторы, работающие над картиной Яна Вермеера «Девушка с письмом у окна». Реставраторы пришли к выводу, что новый красочный слой и занавес были добавлены к полотну спустя несколько десятилетий после создания картины, а следовательно, сам Вермеер не мог закрасить Купидона (на стене позади девушки), поэтому специалисты решили раскрыть картину.
Это еще одна любопытная деталь, которая доказывают романтический подтекст картины. Скрывается она … за зеленым занавесом. Действительно, какова его цель на картине? Красный ковер прекрасно резонирует с красной шторой. Какую роль играет зеленый занавес? Дело в том, что рентгеновские снимки на холсте показали, что изначально Вермеер написал образ Купидона на картине. Когда-то младенец с луком и стрелами смотрел на зрителей из-за плеча девушки, а позже кто-то по непонятной причине закрасил его и написал на его месте занавес. Одно известно точно – это не корректировка Вермеера. Реставраторы восстановили образ Купидона, но занавес оставили в качестве художественной интриги.
Тот вариант, который мы имеем возможность созерцать сегодня, нисколько не умаляет достоинства и таланта великого Яна Вермеера. А истории с корректировками лишь подогревают всеобщий интерес к полотну, что не может не радовать.
Еще одна картина, в которой автор творит своё особое пространство, в котором совмещены театральность и быт. Это работа Рембранта «Святое семейство за занавеской»
Красный занавес придаёт всему сюжету характер разыгрывающегося спектакля, а рамка добавляет замкнутости и таинственности. Первый театр в Нидерландах был открыт как раз при жизни художника ("Старый Схаубург"), Что это, если не разрушение четвёртой стены в XVII веке? Обратимся к сюжетной части картины: мать с плачущим сыном сидят у очага, рядом греется кот, отец занимается плотничным делом, от всей картины отдаёт уютом. Почему же семейство святое? По всей видимости, Рембрандт изобразил семью Христа: отца Иосифа, Богородицу и Иисуса. Причем в ранних картинах художника изображение святого семейства всегда было с ангелами, а тут мы видим просто бытовую сценку. Внизу во всю длину картины Рембрандт пишет богатый золоченый багет, которым она, якобы, оправлена, а наверху, также во всю длину картины прорисовывает горизонтально укрепленный металлический карниз с кольцами, в который вцеплен отодвинутый перед картиной к ее правому краю занавес. Как будто хочет сказать зрителю, что перед ним только иллюзия, сказка из другого мира, похожего и непохожего на мир реальный. Эту идею иллюзорности живописного изображения, это проведение четких границ между реальной действительностью, в которой находится зритель, стоящий перед изобразительной плоскостью картины, и мнимым миром образов искусства и было характерной чертой живописи великого художника.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ