10 августа днём было замечательное небо! После недели жаркой и ясной погоды утром прошёл первый дождик, наступала пора ненастья. Но тогда ещё ярко светило солнце и бежали вдаль восхитительные облака. Такие красивые, что в обед на работе усидеть было никак не возможно.
Обычно в короткий обеденный перерыв гуляется в сторону центра. Там красиво и привычно. Недавно вот прогулялся в ту сторону уже в ненастье. Но в тот обед захотелось чего-то необычного и я пошёл на запад: под Кузнецкий мост и дальше. Остановило меня только то, что после дождя трава была мокрая, а дорожка окончательно превратилась в тропинку вдоль берега. Одежда моя офисная таким путешествиям совсем не соответствовала.
Набережная Томи в центре уже состарилась, ограждения кое-где покосились, спуски вниз перекрывают один за другим - они уже аварийные, а у воды разрослись кусты и даже небольшие деревья. Набережную обещают отремонтировать, но когда - пока не понятно. Сперва завершат постройку новых участков от Кузбасского моста до Искитимки, а потом уже займутся старым, обновлённым ещё в 80-х. До того вдоль берега стояли белённые бетонные парапеты с кубами столбиков через каждые несколько метров.
Западный край набережной проходит вдоль территории Горсада, организованного на пустыре в начале 30-х годов. Уже сто лет он служит излюбленным местом отдыха горожан. С тех времён сохранилось разве что деревянное здание дирекции, в которое упираешься войдя в сад со стороны улицы Кирова. Остальные строения: колоннада на входе, уже давно снесённый фонтан, летний театр и эстрада, появились позже, после войны.
Там, где кончается набережная, через Томь перекинуто сразу два моста: новый - Кузнецкий (по названию Кузнецкого проспекта, который на него выходит) и старый, со скучным названием Коммунальный. Новый начали строить ещё в 1990-м и закончили только через 16 лет. Он пересекает реку немного под углом. Когда его возводили левобережный край старого моста пришлось разобрать, а всё движение перенаправить на Кузбасский мост, что на улице Терешковой.
Старому мосту 30 августа стукнет 71 год. Уже 18 лет он не функционирует, но пока стоит, дожидаясь финансирования на его окончательный снос. А до его строительства примерно на этом месте существовала переправа, летом ставили понтонный мост. Исторические фото я нарыл на сайте kem100.kemrsl.ru, кроме трёх, которые указал в подписях. Но история будет в конце статьи.
Сперва расскажу, что увидел. В конце набережной, где тротуар поворачивает налево на проспект, в кустах виден пешеходный мостик. Построили его вместе с переходом для труб горячей воды для отопления города, но ни с Кузнецким мостом, ни с тротуаром набережной так и не соединили. Может к нему вернутся, когда начнётся большой ремонт набережной?
Под Кузнецким мостом можно проехать на автомобиле. Некоторые паркуются прямо у края насыпи и идут по своим делам, либо просто отдыхают над рекой. Обрубленный конец старого Коммунального моста с крупной надписью "Язь" украшает собой ландшафт. Мощные быки с острыми ледорезами могли бы ещё послужить, но никакой дельной мысли у властей города насчёт них так и не появилось. Опоры старого моста возводили ещё военнопленные немцы и японцы, а сам мост достраивали уже наши, но тоже не без участия заключённых. Длина старого моста составляла всего 580 метров - насыпь вдавалась в русло реки чтобы сократить его длину. Он пересекал Томь строго поперёк, из-за чего на правобережной стороне за мостом дорога делала пару крутых поворотов, уходя в сторону лога речушки Красной между двух прибрежных горок
Надо бы конечно упомянуть об аварии зимой 1968-1969 года, когда из-за сильных морозов лопнул один из пролётов. Чинили тогда Коммунальный целых три месяца. Людей довозили до Томи, и они гуськом переходили реку по ледовой переправе. Наверно так же по льду проезжали и автомобили, ведь другой дороги, соединяющей восток и запад страны тогда не было.
Новый мост сдали в 2006-м. Конечно, он был в разы круче старого. По тому в одну полосу в каждом направлении мееедленно тянулись автомобили, посередине шла однопутная трамвайная линия. По паспорту на мост изначально нельзя было заезжать ни на чём больше трёхтонки, но после ремонта ограничение на нём стояло в 10 тонн. Всё равно при проезде тяжёлого транспорта дорогу для остальных автомобилей перегораживали. Но и это не гарантировало успех: были случаи, когда длинномерные грузы застревали на поворотах сразу за мостом или не могли подняться по крутой дороге в логу. Впрочем, до сих пор, чуть снег, в том логу на подъёме шлифуют транзитные фуры - объезд города до сих пор так и не закончен. Новый же Кузнецкий мост широченный - больше 40 метров, по нему в каждую сторону в три полосы проезжают автомобили, а по середине проложена двухпутная трамвайная линия, уходящая на правом берегу вверх на эстакаду.
За мостом дорожка быстро заканчивается. Здесь - территория Кемеровской ГРЭС. Развешены таблички "Проход и проезд запрещён. Некоторых они не останавливают: за мостом бывает и рыбачат и купаются. Ещё ниже по течению идут заводи с угольными причалами. Их устроили ещё в начале XX века, когда уголь привозили сюда, в том числе и на баржах. А сразу за старым мостом была заводь в которой отстаивались списанные теплоходы, в том числе и те, которые катали по реке отдыхающих в 60-80 годы. От той заводи уже ничего не осталось: засыпали при строительстве нового моста.
Дошёл я по кустам до первого нормального выхода к воде. Сделал пару фоток да развернулся обратно. Дальше уже сталкерство начинается. Хотя там за причалами стоит в реке на бетонном основании вышка канатной дороги. Последняя. Остальные давно уже разобрали. По канатке прямо с правобережного Кемеровского рудника уголь доставлялся на Коксохим. Перед линией стояли какие-то производственные здания, а за, ещё ниже по реке, располагался барачный посёлок рабочих коксохимического завода. Какими были эти места сто лет назад можно увидеть на старых фото. Пару кадров неизвестный мне фотограф сделал с крыши строящегося здания ТЭЦ (так раньше ГРЭС называлась). На одном снимке в сторону реки виден посёлок, а на другом, в сторону центра - одни из первых каменных домов в городе.
Канатная дорога была построена ещё до революции, во времена "Копикуза". Начала она работу в 1915 году вместе с запуском первых цехов Коксохима. Тогда же через станцию Топки до Щегловска добралась железная дорога, причём станцию назвали "Кемерово" по имени деревни, стоящей на противоположном берегу. По имени этой же деревни называли и рудник, на котором добывали ценный коксующийся уголь. А затем так нарекли и наш город.
По канатной дороге уголь доставлялся прямо на Коксохим к высокому зданию углеподготовки, где наверху его выгружали из люлек и спускали на первый этаж. Здание это построено по передовой тогда технологии из бетона, и оно - единственное, которое сохранилось от старого завода. Его много раз хотели снести (как недавно тот же "Кокс" сравнял с землёй замечательное здание химического техникума 30-х годов), но теперь оно имеет статус памятника истории. Вот только подойти к нему никак не получится: это территория предприятия.
И очень жаль, что туда не возят экскурсии, ведь здание углеподготовки, опора канатки, наряду со штольнями и пристанью на правом берегу - это начало нашего города, место старта тех изменений, которые превратили заштатную деревеньку Усть-Искитимскую в современный большой город, центр региона и Кузнецкого угольного бассейна. А канатная дорога проработала до середины 30-х, когда завершили строительство железнодорожного моста через Томь.
ГРЭС начали строить в начале 30-х, завершив к 1936 году. Сейчас на крыше старого корпуса высятся три трубы. Из-за них корпус напоминает пароход, навечно обосновавшийся к западу от центра города. На старых снимках видно, как ГРЭС расширялся, количество труб доходило до десяти, пока в 70-х не построили одну, большую, дополненную в 1992 ещё одной, ещё более высокой. Тогда же в 70-х ГРЭС перевели с дорогого местного коксующегося угля на более дешёвый топочный беловский.
Вот такая прогулочка у меня получилась. И вот такая вышла статья. Как будто филиал лонгрида "Откуда пошёл наш город". Там можно прочесть ещё немного об истории нашего Заводского района и всего Кемерово.
А здесь можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:
#Кемерово #история #заводский район #лето 2023