Найти в Дзене
Нефритовый Фрик

Слёзный дебют Фаины Раневской, и клоун Тот, который его спровоцировал. Мудро-ядовитые тезисы от остроумной Фуфы

Оглавление

🌐 "Если у вас выдалась свободная минутка - путешествуйте! Всё, что у вас должно быть - зубная щётка в кармане! Но главное: любуйтесь природой, смотрите, что творится вокруг, больше наблюдайте и ещё больше учитесь! Всю жизнь учитесь!"

...Эти слова талантливейшего актёра и театрального педагога, Иллариона Николаевича Певцова, будущая Королева Камео, неподражаемая Муля и вечно обаятельная Фуфа (вопреки всему, что про неё говорили и продолжают напевать сегодня злые языки, назло своему каланчовому росту - 180 см и не самой завидной внешности) пронесла через всю свою долгую, беспокойную жизнь.

✅ Илларион Певцов и Фаина Раневская - история одной недоказанной любви

Илларион Певцов был очень добрым, мудрым, открытым и искренним человеком. Он помог Фаине Георгиевне Раневской, героине настоящей статьи, обрести чувство Свободы, Уверенности в себе, но самое главное, он открыл для неё совершенно новый мир, под названием Жизнь. Кстати сам актёр очень сильно заикался, а для человека его профессии - это серьёзный недуг...

🌈...Переступив порог своей прежней чёрно-серо-белой жизни, под плодотворным влиянием этого замечательного человека и актёра, молодая актриса вдруг оказалась в мире солнца и богатейшей палитры радужных красок, переполнявших окружающий мир!

💓 Фаина Георгиевна называла Иллариона Николаевича Певцова своим "...милым, дорогим и любимым человеком" и прознавалась в том, что любила его всю свою жизнь! Может быть именно он и был единственной и неповторимой любовью жизни актрисы? Хотя, признаваясь в своих интервью о своих чувствах к Певцову, Фаина Раневская непременно добавляла цитату из А.П. Чехова: "Какое же это наслаждение - Уважать людей!" Вот и думай после этого что и к чему!

💥...Илларион Певцов призывал актёров своей театральной труппы как можно больше читать и размышлять, т.к. полагал, что бездушный, не обладающий образным мышление и высоким интеллектом актёр, никогда не достигнет в своей профессии желанных Олимпов.
💥...И ещё один факт: Фаина Раневская, получившая прекрасное образование, о чём я упоминал в одной из своих ранних статей, с детства обожала читать. У маленькой Фанни любимыми писателями были А.П. Чехов и Л.Н. Толстой. Думаю, что вот когда зарождался не только высокий интеллект, но и будущий известный на всю Россию раневский сарказм.

🔔 Кстати, вот он отличный пример того, что среди наших доморощенных российских и советских актёров немало мыслящих людей! Это я к тому, что вспомнил одну из своих статей, посвящённых Андрею Тарковскому. Кому любопытно, ловите ссылочку:⬇️⬇️⬇️

Раневская кого угодно могла заболтать насмерть, рассмешить и, конечно же, развести! Но лучше всего у неё получалось конечно же БЕСИТЬ людей. Причём делала она это не преднамеренно, выходило всё как-то само собой, совершенно случайно!

💥...Остроумие для женщины, как известно, не столько оружие, сколько Яд, с которым та не умеет обращаться, никогда не зная должной меры, а потому нередко убивает им не только других, но и самую себя, как тот самый несмышлёный Скорпион. Хотя Раневская, родившаяся 27.08.1896 г., как известно была Девой (как и ваш покорный слуга).

...Но вот кого Фаина Георгиевна никогда не бесила, так это И.Н. Певцова. Однако сегодня не об этом. Сегодня я бы хотел рассказать о самом первом появлении Ф.Г. Раневской (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман) на сцене. Небольшую интригу я уже постарался создать, надеюсь, что это у меня кое-как получилось. А вот теперь всё по порядку...

💡...Но прежде, мои терпеливые читатели, позвольте мне сделать ссылочную навигацию на прежние нефритовые статьи, посвящённые не столько даже биографии, сколько раневским премудростям. И если по какой-то случайности вы их зевнули, то непременно восполните сей неуместный пробел! Почему?

🔔 Да хотя бы потому, что не пожалеете, ведь повода для улыбок и смеха в каждой из них по самую макушку. Да и любители мудрости в них не затеряются:⬇️⬇️⬇️

25 колючих вопросов Фаине Раневской и 25 искромётных ответов от остроумной актрисы
Нефритовый Фрик29 марта 2023
Фото из Яндекса. Илларион Николаевич Певцов, 07.12.1879 - 25.10.1934 гг., в роли Павла I
Фото из Яндекса. Илларион Николаевич Певцов, 07.12.1879 - 25.10.1934 гг., в роли Павла I

✅ Спектакль, открывший путь Фаине Раневской к театральному подиуму

...В 1915 году замечательный русский писатель и драматург Леонид Николаевич Андреев (21.08.1871 - 12.09.1919 гг.) сотворил чудесную драматическую пьесу "Тот, кто получает пощёчины". Опубликована она была только в 1916 г., потому как предполагалась, что прежде пьеса должна дойти до своего зрителя через театральные помосты.

🚀...Премьера спектакля состоялась 27.10.1915 г. в Московском драматическом театра (режиссёр - И.Ф. Шмидт). Однако параллельно пьеса Андреева ставилась и в другом, небольшом летнем Малаховском театре, где режиссёром, а заодно и актёром первого плана, был упомянутый мною выше Илларион Николаевич Певцов.

Когда же Фаине Раневской было предложено сыграть немую роль артистки цирка (т.н. статиста, т.е. не просто актёра, играющего роль второго плана, а вообще бессловесного персонажа) в данной пьесе, то она в глубоком волнении подлетела к Певцову и спросила, как ей лучше сыграть свою беззвучную роль, чтобы у неё всё получилось.

На что приятно удивлённый старательным трепетом режиссёр (и главный действующий персонаж - клоун Тот) ответил: "А ты, душечка, крепко меня люби! Люби меня и всё, что со мною творится. Тебя всё, до последней мелочи, должно волновать!" Сказал и забыл...

Пьеса прошла на "ура!", причём Раневская выполнила все рекомендации маэстро, в точности до пауз между буквами. ...И вот спектакль закончился, а молодая актриса продолжает искренне и страстно рыдать! ...Да так рыдать, что никому из театральной труппы не удалось вывести девушку из этого состояния. Подруги отвели плачущую взахлёб Фаину в гримёрную, а сами побежали к Певцову за советом.

💬...Встревоженный маэстро забежал в гримёрку и застав всё ещё всхлипывающую молодую актрису спросил её:
- Милочка, что с тобой? Отчего ты проливаешь слёзы Ярославны?
...А чуточку успокоившаяся, но всё ещё продолжающая всхлипывать, Фаина и говорит в ответ:
- Илларион Николаевич, я вас так любила! Крепко-крепко любила! Всю пьесу любила...
...Пока проходил этот милый диалог, в гримёрку подтянулись подруги Фаины Раневской и открыв рты ловили каждое сказанное слово! А Илларион Певцов, повернувшись к ним лицом, с блестевшими слезами на глазах, произнёс:
- Милые барышни, посмотрите не это прелестно дитя, и вспомните после слова, что я сейчас скажу! ...Эта девушка будет настоящей актрисой, которую узнает и полюбит вся Россия-матушка!
Фотография из Яндекса. Фаина Раневская в молодости.
Фотография из Яндекса. Фаина Раневская в молодости.

✅ Почему вдруг Фаина Раневская в конце пьесы так расплакалась? Только ли из-за любви к Певцову?

...Вероятно, друзья, у вас вопрос: Что такого было в самой пьесе, что Фаина Раневская в финале её расплакалась, да так, что ещё долго не могла остановиться? Только ли из-за любви и уважению к словам И.Н. Певцова?

Конечно же и поэтому тоже, но главная причина заключается в содержании и финальной интриги самой пьесы. Помните название пьесы? "Тот, кто получает пощёчины". А кто получал пощёчины, скажем в цирке? Правильно - Клоун. Одним из главных персонажей пьесы Леонида Андреева был клоун Тот (кстати, не случайно у самой пьесы было и другое, неписаное название - "Тот").

💥...Вообще здесь игра слов. На афише цирка всегда было написано: "Тот, кто получает пощёчины!" С одной стороны, "тот" - это просто какой-то человек, но с другой - это конкретное имя - Тот. Другими словами: "Клоун, который получает пощёчины!" Как-то так...

📜...Тот - это человек, переживающий скорее старость молодости, вероятно получивший хорошее образование, да и вообще не из простолюдинов. Действие происходит то ли в Париже, то ли в Марселе, то ли в Лионе. Если честно, пробежавшись по сюжету, так и не понял. Словом, человек из высшего света решил, в силу непонятных причин изменить свою судьбу.

В ходе пьесы, однако, Л.Н. Андреев даёт небольшой намёк своему читателю на то, что главный герой некогда был не только богат, но и безумно счастлив в личной жизни. Однако появился третий, некий князь, к которому в один, не самый прекрасный момент, и сбежала жена нашего героя, обнесчастив его на всю жизнь.

После личной трагедии несчастный приходит в цирк некого папаши Брике, не желая распространяться о своём прошлом, он просит босса взять его в качестве Клоуна. Причём, он сам предлагает, чтобы одним из обязательных действий в ходе циркового представления было отвешивание ему пощёчин.

Фотография из Яндекса. Илларион Певцов, сыгравший роль Клоуна Тота в 1915 г.
Фотография из Яндекса. Илларион Певцов, сыгравший роль Клоуна Тота в 1915 г.

Папа Брике был крайне удивлён, но поняв, что если этот человек с некрасивым, изуродованным лицом, причём очень эмоциональным, станет на него работать, да ещё и за гроши (а деньги господина не интересовали), то Цирк, а значит и сам хозяин, от этого точно ничего не потеряет! Хотя про себя Брик и терзался сомнениями в плане принятого решения.

Простите, что-то я раздухарился, дальше самое главное! Словом этот господин, став артистом цирковой труппы, превратился для всех в клоуна Тота - парня для всеобщего битья и насмешек. Очень скоро популярность его выросла настолько, что на представления цирка стали даже приезжать с других городов Франции. Полюбила Тота и вся труппа.

И всё бы хорошо, но совершенно неожиданно для себя, Тот влюбляется в юную наездницу, некую Консуэллу, что была дочерью разорившегося графа. То есть тот самый случай, когда "красная кровь - к красной, а голубая - к голубой". Что-то я не то сказал, словом, рыбак - рыбака полюбил из далека! Опять не то...

...Ну вы поняли, что я имел ввиду: два одиночества благородных кровей, очутившиеся в Цирке, встретились и полюбили друг друга. По крайней мере Тот, а Консуэлла скорее привязалась к нему, может быть даже как к отцу. В пьесе много недоговорённостей, так что я домысливаю.

Не уверен, что у Тот и Консуэллы в итоге что-то бы получилось, но думаю, что Тоту было бы и достаточно платонических отношений, лишь бы его Ангел оставалась всегда рядом, то есть в радиусе цирковой арены. Но тут случилось то, что и превратило пьесу в величайшую трагедию!

Отец Консуэллы, помните тот самый несчастный граф, в надежде поправить как-то своё положение, находит для дочери "блестящую партию" - очень богатого и необъятного по площади плоти Барона Реньяра. Естественно мнения девушки в те времена никого не интересовали.

Помолвка была назначена на день бенефиса Консуэллы. Тот, узнав об этом и понимая, что разлука с любимой девушкой неизбежна, теряя разум (Эго всегда в таких ситуациях берёт верх над разумом), принимает, как ему кажется единственно верное решение - он ПОДСЫПАЕТ ЯД в бокал с вином, что накануне циркового представления осушила бедная девушка. А заодно и сам принимает смертельную дозу яда!

Консуэлла умирает прямо во время представления, все в шоке! Ещё утром счастливый Барон пускает себе пулю в висок. ...Ну как тут не заплакать???

И конечно же, Фаина Раневская так вжилась в свою молчаливую скромную роль артистки цирка, что естественно не могла не пропустить всё, что случилось, сквозь собственные тонкую кожу души и огромное жаркое сердце!

..А ещё я очень рад, что упомянул о человеке, которого сама актриса считала самым главным первым своим учителем. ...Вот такая история, друзья.

Фотография из Яндекса. Фаина Раневская в фильме "Подкидыш", 1939 г.
Фотография из Яндекса. Фаина Раневская в фильме "Подкидыш", 1939 г.

✅ Афористический бонус из уст неподражаемой Фанни Фельдман

...Если честно, данной статьёй я решил чуточку компенсировать пробел, суть которого заключалась в том, что в прежних статьях акцентировал ваше внимание, друзья, на МЫСЛЯХ актрисы. И думаю правильно делал. Ведь у многих актрис театра и кино удивительные биографии, а вот остротой слова блистали не многие из них, а Фаина Раневская блистала, да ещё как блистала!

Но сегодня себе сказал, нет подарю-ка я своим верным читателям историю из жизни Фаины Георгиевны, которая перевернула её жизнь, но о которой почему-то мало кто знает. Надеюсь, что слово, данное себе, я с доблестью сдержал. Однако отпустить вас, дорогие друзья, без нескольких колких шуток всеми любимой актрисы, пусть и Камео (второго плана), я просто не имею морального права.

🎨 Итак, встречайте, друзья, 11-зарядную обойму (два афористических залповых пазла (5 + 6 = 11) раневского сарказма, пропитанного юмором, мудростью и ...болью:

💬...Ну и конечно же, как и любой нефритовый бонус - НИКАКИХ КОММЕНТАРИЕВ, разумеется с моей стороны. Вам же, народ, позволяется больше, чем мне: КОММЕНТИРУЙТЕ себе на радость и мне в усладу, ведь как говорится: "Клиент ЧИТАТЕЛЬ - КОРОЛЬ!"

🙏 P.S. И ещё один момент, друзья, не являясь библиографом Ф.Г. Раневской, не смею претендовать на энциклопедическую точность своей статьи, хотя и старался изо всех сил, но допускал и личную аналитику, так что если что - не обессудьте. И уж точно, докторские диссертации точно не стоит защищать на основании данной публикации.

🚀...Вдогонку к статье, в этот раз, предлагаю только словесный триптих приятных вопросов:
  • 📌 За какие человеческие и профессиональные качества вы уважаете, а то и обожаете, Фаину Раневскую?
  • 📌 Какие из саркастических, а может быть и серьёзных, высказываний актрисы у вас на слуху, ну или просто вам по нраву?
  • 📌 Образ какого персонажа Раневской выдаёт ваш мозг-господин, как только вы закрываете глаза и думаете об актрисе?
Фотографический коллаж из Яндекса. Фаина Раневская и её такие разные персонажи
Фотографический коллаж из Яндекса. Фаина Раневская и её такие разные персонажи

🔔 P.P.S. Листайте и другие нефритовые статьи, мои добрые друзья; вот только пяток из 480 публикаций:⬇️⬇️⬇️