Найти в Дзене
Нефритовый Фрик

Аркадий Райкин о том, что мешает нашему счастью и что формирует человека

Оглавление

...Его многие пытались своими умными и глупыми вопросами поставить в тупик. Но всякий раз он не только умудрялся выходить сухим из грязи и проруби, но и сам ставил в тупик дерзких визави своими ответами!

Он говорил о том, что "...каждый здравомыслящий человек в этой жизни пытается найти себя, свою лучшую версию, понять собственное предназначение, чтобы ощутить себя на своём месте. Пытаясь это понять, люди задают себе океан вопросов о смысле жизни, в надежде, что это поможет им выиграть сию гонку!"

Фотография из Яндекс-картинок. Аркадий Исаакович Райкин "Люди и манекены"
Фотография из Яндекс-картинок. Аркадий Исаакович Райкин "Люди и манекены"

...В одной из своих миниатюр из середины 70-ых "Люди и манекены", кстати одной из моих любимых, устами своего персонажа он изрёк простую, но вечно актуальную, а потому и сатирически мудрую фразу:

-2

...Однако сегодня, как вы понимаете, разговор не об "алкоголиках" и "страдающих от их порочных пристрастий", а о том самом человеке, кто лично для меня является воплощением олицетворением того, что сегодня в огромном дефиците. Я не о деньгах! Я о позитивных эмоциях, хорошем настроении, "весне в душе", "улыбках и смехе", словом о том, что пока не запрещено, но уже не хочется... Итак, я начинаю своё марофонистое повествование...

"Так вы что же, всё ещё живы?!" Именно такой вопрос, вытаращив глаза от удивления, задал Аркадию Райкину, когда тому было 20 с хвостиком, профессор медицины, который пытался вылечить 13-летнего мальчишку, перенесшего тяжелейшую форму ангины (покатался на коньках). Вся беда в том, что ангина подарила смертельно-опасный бонус будущему Королю советской сатиры, в виде осложнения на сердце. Диагноз - Порок сердца. Приговор - Безнадёжен!

Фотография из Яндекс-картинок. Аркадий Исаакович Райкин, 24.10.1911 - 17.12.1987 гг.
Фотография из Яндекс-картинок. Аркадий Исаакович Райкин, 24.10.1911 - 17.12.1987 гг.
С тех пор вся жизнь народного любимца-правдоруба напоминала путь канатоходца без страховки по туго-натянутому между двумя небоскрёбами канату. Самая большая проблема заключалась в том, что Аркадий Исаакович изначально игнорировал все свои болячки, естественно до тех пор, пока это было возможно!

По воспоминаниям своего племянника Андрея Максовича Райкина, российского журналиста, режиссёра, сценариста и продюсера, "дядя со временем стал сильно сдавать в плане здоровья. Но при этом не позволял себе сбавлять темпы жизни.

Практически до финала своей жизни Аркадий Исаакович исполнял свой коронный трюк - ВЫБЕГАЛ на поклон, а не выходил, в знак уважения к своему зрителю. Актёры его театра умоляли дядю НЕ ВЫБЕГАТЬ, а степенно ВЫХОДИТЬ на сцену. Они очень боялись, что однажды сердце его взорвётся. Но дядя никого не слушал, он всю свою жизнь испытывал себя на прочность!"

Впрочем, сам "Король смеха" считал, что если бы он себя щадил, то гораздо ранее "сыграл бы в ящик"! Ему всегда не хватало времени! Он любил цитировать Наполеона: "Вpемя тратить попусту - пpеступно!" В молодости он вообще спал по 3-4 часа, ведь концерты его заканчивались в 23.00, а после у него ещё были невыполненные, но запланированные на день дела.

Его не то что любимой, скорее обычной фразой стал спорный тезис из двух слов: "Нельзя отдыхать!!!" Именно так он парировал на сыпавшиеся, словно из рога изобилия, со всех сторон упрёки и предостережения, касавшиеся его бешенных ритмов жизни.

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора. А.И. Райкин в роли Чарли Чаплина
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора. А.И. Райкин в роли Чарли Чаплина

Андрей Максович, который с детства, а точнее с 5 лет, оставался самым верным фанатом своего гениального дядюшки. Он вспоминал, что где бы дядя не выступал (Москва или Ленинград), везде был полный аншлаг. Кстати сам маэстро лишь в самых редких случаях устраивал кому-либо из очень близких для себя людей лишний билетик. Но для любимого племяша всегда находилось место в оркестровой яме или за кулисами.

Андрей Максович вспоминал, что он старался никогда не пропускать спектаклей дядюшки, он пересматривал их десятки раз и ни разу дядя Аркадий его не разочаровал. Более того, он отыгрывал каждый спектакль чуточку по-иному, чем прежде.

Вы спросите: отчего племяш Райкина всё время околачивался в закулисных гостях у дядюшки? Всё просто, каждые полгода его отец Макс Ицикович Райкин, будучи также актёром, приезжал в Ленинград и работал в театре старшего брата. Но т.к. двух братьев Райкиных на одной сцене не должно было быть, то он облачался в творческий псевдоним - Максим Максимов.

когда спектакль заканчивался, все артисты после поклона покидали сцену, кроме Аркадия Райкина, который оставался стоять, словно немой персонаж его пьесы, я имею ввиду - Манекена.

А ведь ещё несколько минут до этого актёр напоминал реактивный двигатель, что и пел, и плясал и выстреливал разноликими масками. Может быть это была фишка, типа того, что Капитан последним покидает сценичную палубу? Нет-нет, всё гораздо проще и вместе с тем сложнее грустнее.

...Как только занавес закрывался, к маэстро подбегали костюмеры, актёры и самый верный его помощник Зина, подхватывали под локоточки и неспеша подводили к кушетке, что стояла прямо за кулисами. Какое-то время Аркадий Исаакович приходил в себя, и только после, опять же с чьей-то помощи добирался до гримёрки.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

К сожалению в один не самый прекрасный момент всё это привело к тому, что великий мастер сатиры вконец потерял сон. Причём, никакие средства против бессонницы, включая и импортные лекарства, ему не помогали. Дабы не имея более сил пытаться заснуть, он вставал и либо работал, либо прогуливался по ночной Москве.

  • И всё-таки, как утверждал сам сатирик, значительно больше он уставал во время приёмки новых спектаклей. Какого это выкладываться на полную катушку в пустом зале перед строгими цензорами, которые мало разбирались в искусстве, которые никогда не аплодировали, не смеялись и даже не улыбались. "Каменнолицие гости" очень внимательно смотрели спектакль, после сухо благодарили и прощались. Приговор выносился позднее.
Аркадий Исаакович всегда знал себе цену и осознавал собственную гениальность, но в то же время он прекрасно понимал и то, что этот мир несовершенен и далеко не всегда критиками, цензорами и судьями являются люди, разбирающиеся в искусстве:
-6
  • Не любил мастер сценического перевоплощения выступать и на закрытых правительственно-партийных форумах. Райкин вспоминал, как однажды его пригласили выступить для ГэБэшников. Ему тогда казалось, что веселился в зале один он. Никто из присутствующих даже не улыбнулся.
Правда после ему объяснили, что всем всё очень понравилось, но поскольку команды смеяться не было, то грозным зрителям пришлось проявить все свои волевые качества, чтобы не выпустить на волю свою человеческую сущность.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
  • Но вот кого действительно искренне любил Аркадий Исаакович, так это простой люд, который во время репетиций любил заглядывать в зал. В основном это был техперсонал.
Кстати, сатирик с огромным уважением относился ко всем работникам театра, считая, что каждая рабочая единица - это часть единой команды. Не случайно, что во время каких-то празднеств за столом собирались все - от билетёров и дворников до местных звёзд. Впрочем самой яркой Звездой всегда оставался А.И. Райкин!

И если во время прогона очередной, вновь испечённой миниатюры, данная искренняя и непредвзятая публика оставалась с постными лицами, маэстро, нередко заявлял в лицо авторам, что она играться не будет. Авторы текстов и сценариев нередко обижались из-за этого на строгого цензора.

А стоит сказать, что тексты писали для Райкина только профессиональные и именитые сатирики. Уверен, что вот эти имена вам точно, друзья, о чём-то скажут: Михаил Зощенко, Семён Альтов, Владимир Поляков, Михаил Жванецкий, Виктор Ардов, Аркадий Хайт. Представляете, каково это, когда ты знаменит, пишешь текст, а его забраковывают.

Лично я ещё как представляю! Мне тоже со своими нефритовыми сценариями за последние лет 35 приходилось проходить множество цензур. Правда целиком никогда мои сценарии не перечёркивали, но вот критиковали по полной и резали многократно. И это было чертовски неприятно. Словом, именитых сатириков я, ох как понимаю!

А вот теперь представьте ситуацию, что Райкин одновременно мог заказать сатирическую миниатюру на трендовую тему сразу троим авторам, а после все три свежевыпеченные миниатюры разбить в пух и прах, запереться на сутки-двое дома и написать собственный шедевр!

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

✅ Две шутки, первая из которых сегодня актуальна для моей Родины, а вторая - для меня...

...И всё-таки больше всего я обожаю Аркадия Исааковича за его искромётные, остроумные, дерзновенные, но главное вечно-актуальные шутки. И прямо сейчас, буквально дублетом я выстрелю парочкой из тех, что всегда для кого-то актуальны.

Первая из них - актуальна для нашей многострадальной России, а вторая - для вашего покорного слуги и моих коллег по холостяцкому цеху. ...Вроде бы шутки безобидные, но сколько в них глубины и мудрости!

Ну кто, прочитав нижеследующий, на редкость позитивный тезис, от саркастического Короля сатиры и юмора А.С. Райкина, усомнится в его гениальности?

-9

...Впрочем, если по сусекам поскрести, а делать мы это умеем, то мы ещё не одно дно при желании пробить сможем! Но мы - русские, мы сдюжим, ещё посмеиваться над собою будем!

Поехали дальше! ...Те, кто давно со мною на Дзене или по жизни, прекрасно знают, что я холостяк, хотя никогда не относил себя к холостякам ортодоксальным. Просто отношусь к той счастливой категории мужчин людей, кто ВЫБИРАЕТ, а это значит, что выбор - всегда за мной, остальные варианты - не интересуют.

...Влюбляюсь я редко, хоть и метко. И случилось в моей жизни всего 4 таких выстрела. Не густо, согласен, но что есть, то есть. Однако то ли выстрелы были холостые, то ли из меня снайпер так себе, в итоге - по жизни "Счастливый холостяк". Ну и по молодости "любимым вопросом" у широкого круга моих добрых знакомых был вопрос: "Да когда же ты, наконец, окольцуешься?" ...Прямо как с персонажем из монолога маэстро Райкина "Холостяк":

-10

...Понятно, что, по большому счёту, дело не в холостяках, это всего лишь удачный сатирический пример. Первая часть тезиса - улыбает, а вот вторая... Правда в том, что вчера, сегодня, завтра, словом ВСЕГДА, будут находиться люди, которым крайне трудно пережить радости окружающих.

...Сторонитесь таких людей, это несчастные люди, но помочь им могут лишь они сами. А оно им нужно? ...Только, пожалуйста, никогда не становитесь сами на путь тех, кому хорошо, когда другим плохо!
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора. М.М. Жванецкий и А.И. Райкин
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора. М.М. Жванецкий и А.И. Райкин

✅ Был ли Аркадий Райкин подпольным миллионером?

Вопрос глупый, но я решил-таки его затронуть, потому как и сам прекрасно помню слухи, которыми полнилась советская земля о том, что Аркадий Исаакович был несметно богат. Якобы он, как и его "Пятизвёздочный покровитель" Леонид Брежнев, имел собственный автопарк, что за каждый концерт он получал чуть ли не по 10 000 рублей, ну а заграничные турне вообще приносили ему чуть ли не миллионы. ...История же с драгоценностями в гробу матери - это вообще отдельная тема для обсуждения...

Впрочем, мы завидовали не столько его богатству, сколько таланту и славе. И вот последние действительно сопровождали Короля смеха большую часть жизни. Что же до реальных его доходах, то они были более чем скромные для звезды такой величины.

Он получал небольшой гонорар (у Константина Райкина нашёл цифру - 40 рублей) за каждый спектакль (в среднем - 20 спектаклей в месяц), плюс - 250 рублей в месяц, как художественный руководитель. Не забывайте, друзья, что по тем временам высококвалифицированный рабочий получал 300-450 рублей.

Автопарк у великого комика был, но состоял всего из одного автомобиля - чёрненькой "Волги ГАЗ-21". Причём за руль Райкин садился крайне редко, потому как не очень-то любил водить, да и права постоянно забывал дома.

Ну а когда гаишники его останавливали и требовали документы, "весёлый водитель" отвечал: "Мои дoкументы всегда при мне", намекая на свои фас и профиль, известные каждому добропорядочному гражданину страны Советов.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора. Семья А.И. Райкина
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора. Семья А.И. Райкина

...Опять же его супруга Ромочка полагала, что должна была сидеть рядом и контролировать каждый скоростной лишний километр, который иной раз позволял себе её муж. Одного Аркашу она за руль не пускала.

В Ленинграде были у Райкиных квартира и небольшой дачный домик, который впрочем, отобрали, когда переезжала семья из Северной столицы в Москву. А вот в столице до 1965 года своей квартиры не было. Приезжая всякий раз на полгода в Москву А.И. Райкин заселялся в любимый 1212 номер одноимённой гостиницы ("Москва").

Что касается гастролей, то да, спектакли и имя Райкина и впрямь собирали очень большую кассу. Но всё дело в том, что 90% от заработка уходило в государственную казну, а оставшиеся 10% Аркадий Исаакович честно распределял между всей заграничной труппой.

...Впрочем иностранные газеты буквально кричали на каждом шагу, что у Советского комика №1 - самые высокие в мире заработки. Это было связано с одной довольно любопытной историей:

...Когда А.И. Райкин прилетел в Лондон, то в аэропорт Хитроу, где маэстро приземлился, прилетел и целый рой журналистов. И один из первых вопросов, что прозвучал, касался того, как много он получает за концерт в Советской России. Наш комик не растерялся и ответил, что не меньше, чем звёзды его величины получают в Великобритании!

...Уже в утренних выпусках глянцевой прессы посыпались статьи о том, что Аркадий Райкин - советский миллионер! А в один из последующих дней те же лондонские акулы пера устроили своё очередное интервью с Королём юмора и шуток в одном из самых брендовых и дорогущих универмагов британской столицы. Понятно, что самые ушлые из них предложили сатирику прямо там, причём, во время съёмок и прибарахлиться.

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

У того был выбор: пасть лицом в грязь, признавая тем самым лживость своих недавних слов, или же достойно выйти из ситуации, оставив всю фунтовую наличность в данной обители капиталистического зла.

Райкин сделал выбор в пользу второго сценария, купив себе дорогущее пальто, шляпу и зонтик. По факту возвращения домой, любящая супруга Рома (Руфь Марковна Райкина-Иоффе), узнав об этом на время потеряла дар речи, а после долго убивалась, причитая о том, что "...на эти деньги они бы могли на всю жизнь накупить себе отличных обновок в магазинах для нормальных людей!"

✅ Каким в жизни был Аркадий Райкин...

Не сложно догадаться, что как и любой мыслящий человек, да к тому же которому регулярно приходилось отрабатывать ярчайшую палитру самых разных эмоций, в закулисной мирской жизни Аркадий Исаакович отличался завидным спокойствием. Он крайне редко улыбался, говорил мало и очень тихо. А ещё он упивался безынициативностью, поскольку творческая жизнь с процентами выжимала в нём все лидерские соки.

  • Со слов сына А.И. Райкина - Константина (фильмы с участием которого я и сегодня с удовольствием пересматриваю),"...отец всегда производил впечатление чистокровного аристократа. Он даже завтракать садился в костюме и в галстуке. Он никогда не выпускал свои негативные эмоции на близких. Но достаточно было его строго, укоряющего взгляда, и все сразу же опускали глаза".
  • Он не очень любил гостевать, особенно по приглашению иных знатных персон. Бывали случаи, когда во время застолья его просили повеселить публику. Как правило в таких случаях он вспоминал, что ему уже пора, много работы и со словами: "Вы лучше приходите в наш театр" - покидал неприятную обитель.

В целом "медные трубы" Райкин выносил с достоинством. Никогда не отличался зазнайством и не любил быть в эпицентре вниманья. Ему проще и радостнее было находится среди родных и близких, ну и конечно же среди своих соратников по театральному подиуму.

Любил А.И. Райкин выбираться и в гости в дружественные театры. Он пребывал в крайне тёплых отношениях со мхатовцами и частенько заглядывал к ним на огонёк. Но однажды его пригласили во МХАТ на Чеховскую премьеру.
И всё бы хорошо, но как только нога Райкина ступила в зрительный зал, толпа не просто его заметила и начала рукоплескать, но устроила многоминутный непрекращающийся авационный набат. По этой причине спектакль долго не могли начать. А сам герой всего этого светопредставления был крайне расстроен тем, что случилось и ещё долго переживал за тот случай.
Фотография из Яндекса. Аркадий Райкин с женой - Руфь Марковной Райкиной-Иоффе.
Фотография из Яндекса. Аркадий Райкин с женой - Руфь Марковной Райкиной-Иоффе.

✅ Первая и последняя любовь Аркадия Райкина...

...Очень романтической была история любви Аркадия Райкина. Свою будущую даму Сердца он впервые увидел, когда выступал в одной из ленинградских школ. А ещё полутора годами позже он её встретил на Невском проспекте, однако постеснялся к ней подойти. И это была, как вы уже, друзья, вероятно догадались (помните история с ГАЗ-21) - Руфь Марковна Райкина-Иоффе.

В третий раз они встретились в столовой театрального института, но и здесь природная скромность помешала Аркадию заговорить первым. И благо, что всю инициативу на знакомство взяла Руфи (Рома - было её имя в семье, т.к. родители ждали рождения мальчика, которому авансом уже было подарили имя - Роман).

Уж не знаю, кто кого пригласил в кино, но в 1935 году Аркадий Райкин сделал своей прекрасной возлюбленной предложение. С тех пор они никогда не расставались и прожили вместе более 50 лет!

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

✅ Аркадий Райкин и Иосиф Сталин - блестящий триумф!

...Не удивительно, что театром Аркадий Райкин увлёкся ещё со школы. Хотя чуточку раньше, с его же слов, а точнее в 5 лет, он увидел Клоуна в цирке и сразу же влюбился в эту профессию. Однако папе юного дарования сразу же не понравилось увлечение сына, Исаак Давидович, увидев однажды кривляющегося перед зеркалом Аркашу, в гневе выпалил: "Еврей - и Клоун? Ни за что этому не бывать!"

А чуть позже, с переездом в Петроград, в жизни уже повзрослевшего Аркаши появился Театр. Это был Государственный академический театр драмы. Деньги на билеты Аркаша зарабатывал тем, что продавая книги, тетради, да и вообще всё, что принадлежало ему, но без чего он мог обойтись.

Будучи прекрасным рассказчиком и талантливым импровизатором, юный Аркаша уже тогда мечтал о карьере актёра. Вопреки желанию своих отца и матери он подал документы в Ленинградский техникум сценических искусств, который благополучно закончил в 1935 году.

Актёрская биография началась для будущего Короля смеха с Ленинградского театра рабочей молодёжи (позднее - театр Ленинского комсомола). И вот уже в 1939 г. он становится лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Диплом лауреата Райкин получил за исполнение танцевально-мимических номеров "Мишка", ну и "Чарли Чаплин".

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
И вот так случилось, что когда вся страна готовилась к 60-летию Иосифа Сталина, группа ближайшего окружения великого вождя советского народа, тщательно подбирали кандидатов для концерта в подарок товарищу Сталину. И вот один из лотов достался Аркадию Райкину.

...Большой Кремлёвский дворец, Георгиевский зал. Огромное количество самых известных политических персонажей. По случайному стечению обстоятельств юный комик оказался не просто за столом с вождём, но и прямо напротив Иосифа Виссарионовича.

И вот начался концерт. От Райкина требовался один очень коротенький эпизод. Он блестяще исполняет своего персонажа. Все политические боссы во главе со Сталиным искренне аплодируют. Более того, последний поднимает тост за талантливого молодого человека и вдруг тот, неожиданно для себя самого смело обращается к Сталину:

"Товарищ Сталин, а могу я показать и других своих персонажей?"

Сталин был немало удивлён такой смелости юного дарования, но кивает в знак согласия. И вот Райкин показывает второго, третьего и т.д. персонажей, одного за другим. И после всякой миниатюры гости взрываются хохотом, встают и аплодируют! Аплодируют после каждого райкинского героя. И так - целых 14 раз! Это был грандиозный успех!

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

Как судьба сводила и пересекала пути Аркадия Райкина и Леонида Брежнева...

Вероятно многие из вас, друзья, слышали историю о том, что Аркадий Исаакович Райкин и Леонид Ильич Брежнев, наш легендарный Генеральные секретарь ЦК КПСС, были закадычными друзьями. Уж по крайней мере, мы в своё время если так и не считали, то к слухам прислушивались. А как известно не бывает дыма без огня...

И ведь на самом деле судьбы этих двух незаурядных личностей пересекались и не один раз. ...В годы ВОВ Аркадий Райкин не остался на обочине военных баталий. Правда он так ни разу и не прикоснулся к оружию, зато исколесил с концертами все самые огненные земли, известные своим батальными событиями. 4 года фронтовой жизни и ни одной минуты в обнимку с оружием...

И вот в 1942 году "отважный комик" оказывается на знаменитой Малой Земле, где и знакомится с полковником, начальником политотдела 18-ой армии Л.И. Брежневым. Когда два человека, столь разные по личностным приоритетам и профессиональным кухням, варятся целый год в едином котле, где смертельно жарко, они не могут оставаться друг к другу равнодушными.

Тогда они ещё не знали, что однажды оба станут Великими советскими гражданами, которых будет не только любить их народ, но и которых будут почитать во всё мире. Вот что писал Райкин в своём сборнике "Без грима. Воспоминания":

-18

Они не так часто встречались, но всегда очень тепло друг о друге отзывались. Так случилось, что в 1981 г. (по другим источникам - в 1982) А.И. Райкин попал в больницу и вдруг раздаётся звонок прямиком из Кремля. На проводе Леонид Ильич Брежнев. Во-первых, он поздравил своего давнишнего приятеля с присвоением тому звания "Герой Социалистического труда", а во-вторых, предложил встретиться.

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

Аркадий Исаакович с радостью согласился, но сразу же предупредил, что у него есть разговор с Генсеком минут на 10. И вот на следующий день за Райкиным в Центральную клиническую больницу приезжает Брежневский бэтмобиль, и вскоре Аркадий Райкин, чуть ли не в пижаме (но не факт, не верится, что прямо вот так как пишут очевидцы) предстаёт перед своим боевым товарищем.

Райкин делится проблемой, суть которой сводилась к тому, что власти Северной столицы, во главе с Романовым, с конца 70-х стали крепко прессовать его театр. И у него возникла фантастическая идея переехать вместе с театром из Ленинграда в Москву. Но в этом случае необходимо было получить не только новое здание под театр, но и обеспечить жильём всю ленинградскую творческую команду.

Райкин сразу же оговорился, что и в Москве есть силы, чинящие этому препятствия. Брежнев тут же связался с обидчиками Аркадия Исааковича, и за десять минут так их распистонил, что мало тем точно не показалось. Как результат, очень скоро вся труппа Аркадия Райкина оказалась в Москве. Причём квартиры получили вообще все работники театра. С тех пор мы знаем этот театр, как - "Сатирикон". Жаль, что мне так ни разу не удалось там побывать.

Однако эти счастливые перемены в жизни Аркадия Исааковича одновременно стали и самым трудным временем и для него самого, и для его замечательной семьи. Единственное, что подпитывало актёра - это желание дождаться открытия Театра миниатюр. С лёгкой руки Л.И. Брежнева под театр было выделено здание, которое подлежало капитальному ремонту.

Райкин понимал, что если с ним что-то случится, то Театр миниатюр попросту прикроют прежде, чем он откроется. Ведь вся затея с театром держалась исключительно на "Дружбе двух Королей", простите за фиглярский сарказм, о чём я уже написал выше.

Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

✅ Жизненная философия Аркадия Райкина...

Король Смеха считал, что мудрость жизни заключается в том, чтобы не относиться к ней слишком серьёзно. Люди слишком серьёзно сосредотачиваются на собственных достижениях. теряя т.о. чувство реальности. Особой беспечностью Аркадий Исаакович считал излишней серьёзностью по отношению к самому себе:

-21
  • Чем раньше мы смиримся с тем, что действительность мало зависит от факта нашего присутствия, тем лучше будет для нас же. Мир равнодушен к нашей судьбе; ему всё равно - достигнем ли мы того, к чему стремимся или же нет, будем ли мы счастливы в этой Вселенной, или будем влачить грустное существование, мир без нас обойдётся. Ну а кто это не понимает, и кто обижается на жестокость судьбы и безразличие жизни к его персоне - тому невозможно помочь!
  • Он говорил о том, что очень важно не быть заносчивым и пафосным. Пафос он призывал снижать, т.к. полагал, что если человек сам этого не сделает, то это непременно сделают другие.
  • Райкин полагал, что нет в этом мире ничего страшнее, чем осознавать тот факт, что ты никому не нужен при том, что ты всё ещё жив...
  • Очень симпатичен мне тезис Аркадия Исааковича о детях. Есть у него монолог-миниатюра "О воспитании детей", написанный им самим. Он говорил о том, что рождение ребёнка - счастье для родителей. И конечно хорошо, когда ребёнок проходит огранку в детских коллективах...

Но с другой стороны, родители должны понимать, что есть вещи, которые они должны делать лично, в семье! Такое вот сопротивление советскому коллективизму. А вот этот тезис хочу привести дословно, как бы из первых уст:

-22
  • ...Аркадия Райкина называли - "Человеком с тысячью лицами". Но правда в том, что масками он пользовался исключительно на сцене, в жизни же он всегда оставался самим собой: честным, смелым, искренним и конечно же мудрым. Он говорил о том, что в человеческом мире "...зло многолико. Но в то же время количество человеческих пороков, что подаются в чистом виде, не так велико, как принято считать.
К таким чистым порокам Аркадий Исаакович относил: Жадность, Трусость, Себялюбие и Зависть. А вот всё, что следует далее, по мнению сатирика - это производные от перечисленных качеств.
  • Он утверждал, что любые пороки делают человека рабом. Беда в том, что победить пороки весьма сложно, ведь каждый из них умеет искусно притворяться и прятаться. Они никогда не называют себя по имени. А потому бороться с каждым из перечисленных пороков - самое настоящее искусство.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора. Константин Райкин
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора. Константин Райкин

Ведь и впрямь, часто ли трусость кричит о своей трусости? Нет конечно, она лучше притвориться житейской мудростью, многолетним опытом, чувством долга, искренней заботой, да чем угодно, лишь бы при этом достойно смотреться! ...Любой порок, любое зло когда разоблачено, перестаёт быть опасным, но этот порок, это зло прежде надо узреть!

Особо опасными производными указанных выше пороков маэстро считал - "воинствующее невежество, толстокожесть и бескультурье!" Он любил повторять тезис от Бенедикта Спинозы: "Нeзнание - не довод; невeжество - не аргумeнт!"
  • Самое трудное, со слов Аркадия Райкина, что ему приходилось в жизни делать, это говорить горькую правду, ту правду, что его искренне беспокоила. А.И. Райкин говорил, что его закон жизни: "...не молчать и не пытаться угoждать cильным мира сего!"

"Человек с тысячью лицами" писал, что для него маска - это его детище, это своего рода образ-маска, являющийся творчеством самого актёра:

-24
  • А ещё Аркадий Райкин любил повторять, что глупец - это тот несчастный, кто находится не на своём месте, ведь его жизнь обречена на страдания, и это очень печальная история. Каждая голова должна нoсить свою шляпy и никак иначе!
Ведь истинное счастье - это заниматься тем, что, во-первых, у тебя классно получается; во-вторых, от чего ты испытываешь дикое удовольствие; и, наконец, в-третьих, что является созидательным и приносит пользу обществу!
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора. Аркадий Райкин с семьёй
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора. Аркадий Райкин с семьёй

✅ Нефритовое резюме...

Уважаемые друзья, сегодня - 1 АПРЕЛЯ! Я с удовольствием Поздравляю вас не только с Первым днём Второго месяца Весны, но и с Днём СМЕХА! Мне кажется, что за последние года три Смех стал самым большим дефицитом в жизни простых россиян. И это очень печально.

Каждый канал по своему отмечает данный праздник. Кто-то пуляет остротами, кто-то фигачит анекдотами, иные запускают смехотворную афористику, ну а я решил написать статью о человеке, который у меня более, чем кто-либо ассоциируется с Юмором, Смехом, Сатирой и моим самым счастливым босоногим советским детством!

И, как вы понимаете, я не случайно решил сегодняшнюю статью посвятить самому яркому советскому Комику - Аркадию Исааковичу Райкину. Ведь он, как никто понимал толк и в хорошей шутке, и в искреннем смехе, и в ценности и первого, и второго вместе взятых!

За что я особенно обожаю Аркадия Райкина? За его философию сатирического слова! Он ратовал за то, чтобы зритель не столько смеялся, сколько думал в процессе слова или действия!

Задумал я наваять статью про Короля Смеха дней 10 назад, когда начал читать его "Воспоминания". А дня три назад приступил к работе по сбору материала и набивке отдельных тезисов. Материала собрал в разы больше, чем освятил, но постарался затронуть все аспекты и жизни, и творческой деятельности, и философии Аркадия Исааковича.

Возможно кто-то со мною не согласиться, но именно Аркадий Райкин является величайшим мастером и сатиры, и сценического перевоплощения, по крайней мере в нашей стране за последнюю сотню лет! Его мимический талант ещё при жизни сравнивали с гениальным Чарли Чаплином, хотя с учётом того, что герой моей статьи был блестящим мастером и разговорного жанра, ставит его даже чуточку выше своего английского собрата по комическому цеху, естественно как актёра.

Аркадий Райкин был человеком, который обладал уникальной способностью точно и моментально передавать эмоции, гениально создавать образы и вкладывать в них задуманные им темперамент, характер, умения и привычки. Ну а тот факт, что Райкин был ещё писателем-сатириком, лишь добавляет очков Аркадию Исааковичу.

🔥...Я бы хотел, чтобы время никогда не стёрло из памяти россиян имя этого блестящего Комика, прекрасного Руководителя, замечательного Человека и выдающегося Мыслителя!

🚀...Ну и, как же в такой чудесный весенний день можно обойтись без трёхзарядной вопросительной сессии:
  • 📌 Каково ваше отношение к Аркадию Райкину как к профессиональному Комику и Человеку?
  • 📌 Какие из миниатюр Аркадия Райкина навсегда врезались в вашу память?
  • 📌 Как вы считаете, если бы Аркадий Райкин сегодня попробовал себя в качестве стендапера, был бы он интересен современному поколению россиян со своей изящной, тонкой, хотя и остро-социальной сатирой?
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Фотография из Яндекс-картинок. Обработка автора.

🙏...Если моя статья не показалась вам, друзья, особенно нудной и пришлась вам по Первоапрельскому настроению, то непременно поставьте ЛАЙК💓, сделайте РЕПОСТ📜, напишите КОММЕНТАРИЙ🎤 и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ📝, наконец!

🔔 P.S. Добро пожаловать, народ, и в другие мои статьи! Обещаю, что в каждой вы откроете для себя либо что-то интересное, либо нечто полезное, а может быть и то, и другое:

🔔 P.P.S. Ну и, конечно же, будет свободная минутка, народ, забегайте на мой ВТОРОЙ КАНАЛ:

Пером и Мелом или Колючий Пубертат