Он был мечтателем, нет, не "Кремлёвским", скорее "Вселенским", и это не удивительно, ведь в серпо-молотистых стенах самого Великого, во всех смыслах этого слова государства, этому человеку было слишком "тесно" дышать!
✅ Во что не верил и перед чем преклонялся Андрей Тарковский...
Андрей Арсеньевич Тарковский не верил в то, что люди созданы для Счастья. Почему? Да потому что, по его мнению, существуют в человеческом мире и более важные понятия. И одним из них является - Правда. А Правда, во-первых, сама по себе штука нелёгкая; а, во-вторых, поиски её, по мнению советского режиссёра и сценариста, и вовсе штука болезненная!
- Я также Правду считаю и общечеловеческой ценностью, и величайшей добродетелью, но посвятить всю свою жизнь поиску Правды, равно как и признать превосходство значимости Правды над Счастьем, на сегодняшний день лично я не готов.
- Да и к жертвенности, как к единственной форме существования личности, что проповедовал Андрей Арсеньевич, я отношусь весьма скептически.
Нет-нет, я за материнскую и отцовскую жертвенность (хотя последняя встречается чуточку реже). И в немалой степени согласен с тезисом Тарковского о том, что "Жертвоприношение - именно то, что каждое следующее поколение непременно обязано совершать в отношении собственных детей..."
Но вот свести свою жизнь к тому, чтобы регулярно жертвовать собственными интересами, принципами, правилами, здоровьем и жизнью, наконец, ради других, Родины или Планеты - к этому я точно не готов! ...Исключение - самые дорогие и близкие моему сердцу люди.
...Хотя, только что поймал себя на мысли, что в профессиональном плане действительно много чем приходилось и приходится сегодня жертвовать. Главным образом речь о Времени и Здоровьи. Хотя в последнее время и этой жертвенности во мне заметно поубавилось.
- Не верил режиссёр и в Свободу, полагая, что в высшем смысле (и в художественном, в частности) данного понятия не существует. Он допускал, что "...человек может быть социально и политически свободным, но при этом его могут угнетать какие-то страхи или чувства, в частности: одиночества, бренности, неполноценности..."
Тарковский был уверен в том, что свобода не может быть следствием выбора - это исключительно душевное состояние! А коль так, то и "...для того, чтобы быть свободным человеком, достаточно просто быть им! И для этого ни у кого не следует спрашивать разрешения!" И вот под этим тезисом режиссёра, готов поставить свою нефритовую каракулю.
✅ Андрей Тарковский о молодёжи и воспитании...
А ещё мне очень даже близки мысли именитого режиссёра в отношении того, что каждый человек должен с детства уметь находиться в одиночестве.
Он был уверен в том, что проблема, главным образом, подростков заключается в том, что они стараются всё свободное время проводить в больших и шумных компаниях. Главную причину такого поведения подростков Тарковский, вполне обоснованно, видел - в страхе перед одиночеством.
Дабы не быть голословным, ловите, друзья, горячую цитату из первых уст:
🔥...Кстати, у вашего покорного слуги есть статья, на моём втором профессиональном канале "Пером и Мелом или Колючий пубертат", как раз посвящённая проблемам детского одиночества. Полагаю, что папам и мамам она покажется не только любопытной, но и полезной:⬇️⬇️⬇️
...Полностью я согласен и с мнением сценариста о том, что родители не должны стремиться к тому, чтобы их ребёнок был Вундеркиндом. Он должен оставаться ребёнком. НО! Но в то же время он и не должен "засиживаться" только в детях. Это к вопросу о необходимости социальной адаптации, подготовке к сепарации и, в целом, ко взрослой жизни.
И ответственность за это должна нести, в первую очередь, семья, а не школа, ведь именно семья является главным институтом социализации подрастающего поколения. Со времён Тарковского ничто не изменилось. Хотя нет, пожалуй, чуточку изменилось.
Поколения советских детей, босоногое детство которых выпало на 60-80-ые годы отличалось большей самостоятельностью, чем поколение детворы XXI века.
Сегодня преобладают как раз две вышеупомянутые крайности: либо воспитание "вундеркиндов", либо "царственных недотрог". А иногда и сразу двух в одном! О социализации же все сегодня кричат, но реально ничего для этого не делается.
...Ну и самое главное, за что бы я поставил сценаристу "5+", так это призыв Андрея Арсеньевича и к родителям, и к учителям: "УЧИТЕ ДЕТЕЙ МЫСЛИТЬ!!!" Сам режиссёр, вспоминая свои детские годы, с грустью признавался, что отличался "...весьма растительным образом жизни. Размышлял я мало", о чём позднее с сожалением вспоминал.
✅ Человек, мыслитель, режиссёр Андрей Тарковский (из воспоминаний современников)...
...Впрочем, Тарковский вовремя опомнился. Случилось это уже, во время обучения на арабском отделении Московского института востоковедения (1951 - 1952 гг.) Именно тогда он стал всерьёз задумываться о жизни и о своём предназначении.
Однако это не помешало парню попасть тогда же в дурную компанию. Благо, с лёгкой руки и волевого решения матушки, он оказался в геологической экспедиции, о которой после вспоминал и с радостью, и с благодарностью.
Именно тогда наш герой уже точно определился со своим профессиональным предназначением. И сразу же по возвращению из научно-исследовательской экспедиции, в 1954 г., он поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма.
Где-то через пару лет, в 1957 г., будучи студентом третьего курса, он знакомится с первокурсником Андреем Кончаловским. Уже тогда началась творческая дружба двух будущих светочей советского кинематографа. Два молодых человека были пропитаны юношеским нигилизмом и творческой революционностью. Андрей Сергеевич позднее вспоминал:
Андрей Кончаловский вспоминал, что "...Тарковский точно знал, что не следует делать, но понятия не имел, что делать надо! Поэтому за основу он взял именно отметание того, чего делать не следует..." И это касалось буквально всех форматов жизни, включая и профессиональный подиум. Он постоянно находился в поиске: "...в поиске себя он изгрыз все ногти!"
...С улыбкой ваш покорный слуга читал воспоминания об А.А. Тарковском Дмитрия Сергеевича Лихачёва и Станислава Лема.
- Профессор филологии, естественно, первое на что обращал внимание, так это на язык и на манеру изложения собственных мыслей. Лихачёв с улыбкой вспоминал о том, что первое время ему приходилось буквально напрягаться обоими полушариями, дабы расшифровать отдельные тезисы неординарного режиссёра.
- Польский же философ и писатель, не без юмора в одном из своих эссе писал о том, что Тарковский чем-то напоминал поручика времён Тургенева. Называя его крайне симпатичным и обаятельным, он, в то же время подчёркивал неусидчивость и неуловимость Тарковского.
Но самое главное, чем отличался, по мнению Станислава Лема, Андрей Арсеньевич от своих коллег по кинематографическому цеху, так это высочайшим мыслительным интеллектом и детской упёртостью: "...он по-любому всегда и всё переделывал по-своему!"
- Он был не просто мыслителем, он был - философом, о чём можно судить из статьи известного русского писателя, драматурга и публициста Владимира Емельяновича Максимова, который в своей публицистической статье, написанной через месяц после смерти режиссёра, в январе 1987 г., как раз писал о том, над чем больше всего размышлял Андрей Арсеньевич Тарковский.
Больше всего его интересовала проблема смерти. И мне очень близка его точка зрения в отношении того, что смерти, как таковой не существует. Он полагал, что мы часто путаем понятия "смерть" и "боль и страдания", которые столь часто сопровождают процесс умирания плоти.
Много Тарковский размышлял, как я уже упомянул выше, о жизни, свободе, правде, нравственности и, конечно же, искусстве... Он полагал, что истинное творчество стремится к простоте. А ещё искусство не должно быть назидательным.
Хотя мы знаем, что тарковская простота, порой представлялась для иного зрителя более чем сложной, а то и непонятной.
🔥 А ещё он МЕЧТАЛ О МИРЕ. И впоследствии в своих кинопроектах он пытался показать своим зрителям общество XXI века, отличающееся на новых уровнях как Познания мира, так и Нравственности.
Он полагал, что люди будущего будут: "...более естественны, более свободны и более жизнелюбивы. Их бытие будет наполнено приятными радостями и заботами поэзии и прозы жизни..."
✅ Когда "слово - не воробей"! Скандальный "выхлоп" от Андрея Тарковского об актёрском племени...
...И вот теперь, когда я постарался чуточку поделиться с вами, друзья, малой толикой той "информацией из первых рук", которую "пережевал" и отрефлексировал в эти выходные, полагаю, можно смело донести до вас ту самую, "скандально-возмутительную цитату", что выцарапалась из-под талантливого пера А.А. Тарковского, и которую до сих по ему не желает простить актёрский мир:
...Согласитесь, друзья, крайне колючий тезис? Раньше я как-то не задумывался над тем, что режиссёры могут смотреть на актёров с неким пренебрежением. Во-первых, нет такого режиссёра, который бы сам не попробовал себя в роли актёра. Во-вторых, ну ребят, вы же все тусите на одной кухне, жаритесь в одной сковородке или я ошибаюсь?
И если откровенно, то лично мне за Актёрский цех чуточку обидно. И не только потому, что и сам десятки раз, выступал не только в роли сценариста и режиссера (другое дело, что на обще- и дополнительно-образовательном подиуме).
Но ещё и потому, что могу на вскидку назвать пару десятков актёров советского/российского и зарубежного кино, которые отличаются не только высоким интеллектом, но и завидной житейской мудростью!
Ну и чтобы не быть голословным, ловите ссылочки хотя бы на последние мои статьи, посвящённые уважаемым мною актёрам театра и кино:⬇️⬇️⬇️
...Не знаю, возможно кто-то со мною и не согласится, возразив, мол:
- 🔥 во-первых, большинство актёров - это чаще люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, артистизмом и хорошей память. А актёры-интеллектуалы и мудрецы - это исключение, что доказывает правило;
- 🔥 во-вторых, в любом случае именно режиссёры являются интеллектуальной элитой мирового кинематографа;
- 🔥 в-третьих, мы часто судим об интеллекте актёров по их персонажам. Но согласитесь, что уста актёров произносят лишь реплики своих персонажей, написанные писателями и сценаристами. Но если послушать их интервью или разговорную речь в быту, то многие из них и впрямь нас могут разочаровать своим, простите, скудомыслием.
...И в этих аргументах доля истины конечно же присутствует. Я около 40 лет работаю с детворой и должен признать, что действительно ребята, обладающие отличной памятью и тонкой (эмоциональной) кожей души - не отличаются высоким интеллектом.
Ну так здесь каждому своё. Ведь мыслители - это часто мальчишки и девчонки, которые именно мыслью компенсируют и отсутствие завидной памяти и не самый высокий эмоциональный интеллект. И в этом смысле Андрей Тарковский прав.
✅ Нефритовое резюме...
...И всё-таки, я считаю, что именитому режиссёру чуточку не хватало снисходительности, ну и чего уж там греха таить, поведенческого такта. Однако Тарковский для меня, прежде всего - выдающийся режиссёр, после - уникальный мыслитель, и только затем - далеко не самый обычный, но с присущему каждому из нас плюсами и минусами человек.
И знаете, что я подумал? ...А то, что самые лучшие режиссёры во все времена - это очень требовательные, жёсткие, а то и грубые доминаторы деспоты, для которых актёры - это всего-лишь марионетки, которые в ловких руках режиссёра-кукловода, превращаются в гениальных персонажей.
🚀...Это как на любой профессиональной кухне - Отличный шеф-повар - это деспотичный самодур! ...А возможно я и ошибаюсь. Это моё личное, дилетантско-нефритовое мнение, ведь в мире театра и кино я скорее - диванный стратег и критик.
- 📌 А что вы, друзья, думаете по этому поводу? Согласны ли вы с тезисом Андрея Тарковского в отношении "актёрской глупости"? Или же вы считаете, что режиссёр несколько несправедлив к своим "младшим коллегам по кинематографическому цеху"?
- 📌 Знакомы ли вы с творчеством Андрея Тарковского, и если "да", то какие из его творческих шедевров вы бы занесли в копилку "Любимого кино"?
🔔 P.S. С удовольствием приглашаю, народ, заглянуть на нефритовый огонёк, освещающий и иные мои статьи, в особенности аналитические:⬇️⬇️⬇️