Найти тему
Нефритовый Фрик

Цитата Андрея Тарковского, оскорбившая весь актёрский мир

Оглавление

Он был мечтателем, нет, не "Кремлёвским", скорее "Вселенским", и это не удивительно, ведь в серпо-молотистых стенах самого Великого, во всех смыслах этого слова государства, этому человеку было слишком "тесно" дышать!

Фотография из Яндекс-картинок. Тарковский Андрей Арсеньевич, 04.04.1932 - 29.12.1986 гг.
Фотография из Яндекс-картинок. Тарковский Андрей Арсеньевич, 04.04.1932 - 29.12.1986 гг.

✅ Во что не верил и перед чем преклонялся Андрей Тарковский...

Андрей Арсеньевич Тарковский не верил в то, что люди созданы для Счастья. Почему? Да потому что, по его мнению, существуют в человеческом мире и более важные понятия. И одним из них является - Правда. А Правда, во-первых, сама по себе штука нелёгкая; а, во-вторых, поиски её, по мнению советского режиссёра и сценариста, и вовсе штука болезненная!

  • Я также Правду считаю и общечеловеческой ценностью, и величайшей добродетелью, но посвятить всю свою жизнь поиску Правды, равно как и признать превосходство значимости Правды над Счастьем, на сегодняшний день лично я не готов.
  • Да и к жертвенности, как к единственной форме существования личности, что проповедовал Андрей Арсеньевич, я отношусь весьма скептически.

Нет-нет, я за материнскую и отцовскую жертвенность (хотя последняя встречается чуточку реже). И в немалой степени согласен с тезисом Тарковского о том, что "Жертвоприношение - именно то, что каждое следующее поколение непременно обязано совершать в отношении собственных детей..."

Но вот свести свою жизнь к тому, чтобы регулярно жертвовать собственными интересами, принципами, правилами, здоровьем и жизнью, наконец, ради других, Родины или Планеты - к этому я точно не готов! ...Исключение - самые дорогие и близкие моему сердцу люди.
...Хотя, только что поймал себя на мысли, что в профессиональном плане действительно много чем приходилось и приходится сегодня жертвовать. Главным образом речь о Времени и Здоровьи. Хотя в последнее время и этой жертвенности во мне заметно поубавилось.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. Х/ф "Андрей Рублёв", 1966 г.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. Х/ф "Андрей Рублёв", 1966 г.
  • Не верил режиссёр и в Свободу, полагая, что в высшем смысле (и в художественном, в частности) данного понятия не существует. Он допускал, что "...человек может быть социально и политически свободным, но при этом его могут угнетать какие-то страхи или чувства, в частности: одиночества, бренности, неполноценности..."

Тарковский был уверен в том, что свобода не может быть следствием выбора - это исключительно душевное состояние! А коль так, то и "...для того, чтобы быть свободным человеком, достаточно просто быть им! И для этого ни у кого не следует спрашивать разрешения!" И вот под этим тезисом режиссёра, готов поставить свою нефритовую каракулю.

✅ Андрей Тарковский о молодёжи и воспитании...

А ещё мне очень даже близки мысли именитого режиссёра в отношении того, что каждый человек должен с детства уметь находиться в одиночестве.

Он был уверен в том, что проблема, главным образом, подростков заключается в том, что они стараются всё свободное время проводить в больших и шумных компаниях. Главную причину такого поведения подростков Тарковский, вполне обоснованно, видел - в страхе перед одиночеством.

Дабы не быть голословным, ловите, друзья, горячую цитату из первых уст:

-3

🔥...Кстати, у вашего покорного слуги есть статья, на моём втором профессиональном канале "Пером и Мелом или Колючий пубертат", как раз посвящённая проблемам детского одиночества. Полагаю, что папам и мамам она покажется не только любопытной, но и полезной:⬇️⬇️⬇️

Детское одиночество: плюсы и минусы. Причины одиночества наших детей. Что делать, если ребёнок одинок не по своей воле?
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 17 апреля 2023
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. Х/ф "Солярис", 1972 г.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. Х/ф "Солярис", 1972 г.

...Полностью я согласен и с мнением сценариста о том, что родители не должны стремиться к тому, чтобы их ребёнок был Вундеркиндом. Он должен оставаться ребёнком. НО! Но в то же время он и не должен "засиживаться" только в детях. Это к вопросу о необходимости социальной адаптации, подготовке к сепарации и, в целом, ко взрослой жизни.

И ответственность за это должна нести, в первую очередь, семья, а не школа, ведь именно семья является главным институтом социализации подрастающего поколения. Со времён Тарковского ничто не изменилось. Хотя нет, пожалуй, чуточку изменилось.

Поколения советских детей, босоногое детство которых выпало на 60-80-ые годы отличалось большей самостоятельностью, чем поколение детворы XXI века.
Сегодня преобладают как раз две вышеупомянутые крайности: либо воспитание "вундеркиндов", либо "царственных недотрог". А иногда и сразу двух в одном! О социализации же все сегодня кричат, но реально ничего для этого не делается.

...Ну и самое главное, за что бы я поставил сценаристу "5+", так это призыв Андрея Арсеньевича и к родителям, и к учителям: "УЧИТЕ ДЕТЕЙ МЫСЛИТЬ!!!" Сам режиссёр, вспоминая свои детские годы, с грустью признавался, что отличался "...весьма растительным образом жизни. Размышлял я мало", о чём позднее с сожалением вспоминал.

Фотография из Яндекс-картинок. Тарковский Андрей Арсеньевич, "Горячий микрофон"
Фотография из Яндекс-картинок. Тарковский Андрей Арсеньевич, "Горячий микрофон"

✅ Человек, мыслитель, режиссёр Андрей Тарковский (из воспоминаний современников)...

...Впрочем, Тарковский вовремя опомнился. Случилось это уже, во время обучения на арабском отделении Московского института востоковедения (1951 - 1952 гг.) Именно тогда он стал всерьёз задумываться о жизни и о своём предназначении.

Однако это не помешало парню попасть тогда же в дурную компанию. Благо, с лёгкой руки и волевого решения матушки, он оказался в геологической экспедиции, о которой после вспоминал и с радостью, и с благодарностью.

Именно тогда наш герой уже точно определился со своим профессиональным предназначением. И сразу же по возвращению из научно-исследовательской экспедиции, в 1954 г., он поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма.

Где-то через пару лет, в 1957 г., будучи студентом третьего курса, он знакомится с первокурсником Андреем Кончаловским. Уже тогда началась творческая дружба двух будущих светочей советского кинематографа. Два молодых человека были пропитаны юношеским нигилизмом и творческой революционностью. Андрей Сергеевич позднее вспоминал:

-6

Андрей Кончаловский вспоминал, что "...Тарковский точно знал, что не следует делать, но понятия не имел, что делать надо! Поэтому за основу он взял именно отметание того, чего делать не следует..." И это касалось буквально всех форматов жизни, включая и профессиональный подиум. Он постоянно находился в поиске: "...в поиске себя он изгрыз все ногти!"

Фотография из Яндекса. Андрей Кончаловский, род. 20.08.1937 г., фото 2022 г.
Фотография из Яндекса. Андрей Кончаловский, род. 20.08.1937 г., фото 2022 г.

...С улыбкой ваш покорный слуга читал воспоминания об А.А. Тарковском Дмитрия Сергеевича Лихачёва и Станислава Лема.

  • Профессор филологии, естественно, первое на что обращал внимание, так это на язык и на манеру изложения собственных мыслей. Лихачёв с улыбкой вспоминал о том, что первое время ему приходилось буквально напрягаться обоими полушариями, дабы расшифровать отдельные тезисы неординарного режиссёра.
  • Польский же философ и писатель, не без юмора в одном из своих эссе писал о том, что Тарковский чем-то напоминал поручика времён Тургенева. Называя его крайне симпатичным и обаятельным, он, в то же время подчёркивал неусидчивость и неуловимость Тарковского.

Но самое главное, чем отличался, по мнению Станислава Лема, Андрей Арсеньевич от своих коллег по кинематографическому цеху, так это высочайшим мыслительным интеллектом и детской упёртостью: "...он по-любому всегда и всё переделывал по-своему!"

  • Он был не просто мыслителем, он был - философом, о чём можно судить из статьи известного русского писателя, драматурга и публициста Владимира Емельяновича Максимова, который в своей публицистической статье, написанной через месяц после смерти режиссёра, в январе 1987 г., как раз писал о том, над чем больше всего размышлял Андрей Арсеньевич Тарковский.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. Х/ф "Зеркало", 1974 г.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. Х/ф "Зеркало", 1974 г.
Больше всего его интересовала проблема смерти. И мне очень близка его точка зрения в отношении того, что смерти, как таковой не существует. Он полагал, что мы часто путаем понятия "смерть" и "боль и страдания", которые столь часто сопровождают процесс умирания плоти.
Много Тарковский размышлял, как я уже упомянул выше, о жизни, свободе, правде, нравственности и, конечно же, искусстве... Он полагал, что истинное творчество стремится к простоте. А ещё искусство не должно быть назидательным.
Хотя мы знаем, что тарковская простота, порой представлялась для иного зрителя более чем сложной, а то и непонятной.

🔥 А ещё он МЕЧТАЛ О МИРЕ. И впоследствии в своих кинопроектах он пытался показать своим зрителям общество XXI века, отличающееся на новых уровнях как Познания мира, так и Нравственности.

Он полагал, что люди будущего будут: "...более естественны, более свободны и более жизнелюбивы. Их бытие будет наполнено приятными радостями и заботами поэзии и прозы жизни..."

✅ Когда "слово - не воробей"! Скандальный "выхлоп" от Андрея Тарковского об актёрском племени...

...И вот теперь, когда я постарался чуточку поделиться с вами, друзья, малой толикой той "информацией из первых рук", которую "пережевал" и отрефлексировал в эти выходные, полагаю, можно смело донести до вас ту самую, "скандально-возмутительную цитату", что выцарапалась из-под талантливого пера А.А. Тарковского, и которую до сих по ему не желает простить актёрский мир:

-9

...Согласитесь, друзья, крайне колючий тезис? Раньше я как-то не задумывался над тем, что режиссёры могут смотреть на актёров с неким пренебрежением. Во-первых, нет такого режиссёра, который бы сам не попробовал себя в роли актёра. Во-вторых, ну ребят, вы же все тусите на одной кухне, жаритесь в одной сковородке или я ошибаюсь?

И если откровенно, то лично мне за Актёрский цех чуточку обидно. И не только потому, что и сам десятки раз, выступал не только в роли сценариста и режиссера (другое дело, что на обще- и дополнительно-образовательном подиуме).

Фотография из Яндекс-картинок. Тарковский Андрей Арсеньевич, съёмки
Фотография из Яндекс-картинок. Тарковский Андрей Арсеньевич, съёмки
Но ещё и потому, что могу на вскидку назвать пару десятков актёров советского/российского и зарубежного кино, которые отличаются не только высоким интеллектом, но и завидной житейской мудростью!

Ну и чтобы не быть голословным, ловите ссылочки хотя бы на последние мои статьи, посвящённые уважаемым мною актёрам театра и кино:⬇️⬇️⬇️

25 колючих вопросов Фаине Раневской и 25 искромётных ответов от остроумной актрисы
Нефритовый Фрик29 марта 2023
...Не знаю, возможно кто-то со мною и не согласится, возразив, мол:
  • 🔥 во-первых, большинство актёров - это чаще люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, артистизмом и хорошей память. А актёры-интеллектуалы и мудрецы - это исключение, что доказывает правило;
  • 🔥 во-вторых, в любом случае именно режиссёры являются интеллектуальной элитой мирового кинематографа;
  • 🔥 в-третьих, мы часто судим об интеллекте актёров по их персонажам. Но согласитесь, что уста актёров произносят лишь реплики своих персонажей, написанные писателями и сценаристами. Но если послушать их интервью или разговорную речь в быту, то многие из них и впрямь нас могут разочаровать своим, простите, скудомыслием.
...И в этих аргументах доля истины конечно же присутствует. Я около 40 лет работаю с детворой и должен признать, что действительно ребята, обладающие отличной памятью и тонкой (эмоциональной) кожей души - не отличаются высоким интеллектом.
Ну так здесь каждому своё. Ведь мыслители - это часто мальчишки и девчонки, которые именно мыслью компенсируют и отсутствие завидной памяти и не самый высокий эмоциональный интеллект. И в этом смысле Андрей Тарковский прав.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. Х/ф "Сталкер", 1979 г.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. Х/ф "Сталкер", 1979 г.

✅ Нефритовое резюме...

...И всё-таки, я считаю, что именитому режиссёру чуточку не хватало снисходительности, ну и чего уж там греха таить, поведенческого такта. Однако Тарковский для меня, прежде всего - выдающийся режиссёр, после - уникальный мыслитель, и только затем - далеко не самый обычный, но с присущему каждому из нас плюсами и минусами человек.

И знаете, что я подумал? ...А то, что самые лучшие режиссёры во все времена - это очень требовательные, жёсткие, а то и грубые доминаторы деспоты, для которых актёры - это всего-лишь марионетки, которые в ловких руках режиссёра-кукловода, превращаются в гениальных персонажей.

🚀...Это как на любой профессиональной кухне - Отличный шеф-повар - это деспотичный самодур! ...А возможно я и ошибаюсь. Это моё личное, дилетантско-нефритовое мнение, ведь в мире театра и кино я скорее - диванный стратег и критик.
  • 📌 А что вы, друзья, думаете по этому поводу? Согласны ли вы с тезисом Андрея Тарковского в отношении "актёрской глупости"? Или же вы считаете, что режиссёр несколько несправедлив к своим "младшим коллегам по кинематографическому цеху"?
  • 📌 Знакомы ли вы с творчеством Андрея Тарковского, и если "да", то какие из его творческих шедевров вы бы занесли в копилку "Любимого кино"?
Фотография из Яндекса. Тарковский Андрей Арсеньевич: Режиссёр, Мыслитель, Человек
Фотография из Яндекса. Тарковский Андрей Арсеньевич: Режиссёр, Мыслитель, Человек

🔔 P.S. С удовольствием приглашаю, народ, заглянуть на нефритовый огонёк, освещающий и иные мои статьи, в особенности аналитические:⬇️⬇️⬇️