Найти тему

Как противостоять коллеге-манипулятору. Разбор кейса «Вы живёте не по ГОСТу».

Итак, в компанию пришел опытный сотрудник, да еще на важный стратегический кусок. Надо бы радоваться, но коллегам не до улыбок. Наш герой, назовем его Олегом, с первых дней начал качать права и манипулировать.

Подробнее история описана здесь.

Что делать и как справиться с Олегом? Это вам не подчиненный. Вы на равных. Ваш босс не знает, а его не хочет вмешиваться.

Давайте разбираться.

Олег ведет себя как манипулятор-обвинитель. «Я лучше всех знаю, как надо работать. Вы всё делаете неправильно. Если у меня что-то не получится, то ответственность ляжет на вас».

Манипулятор ждёт от жертвы ровно 2 реакции: пассивную (оппонент делает то, чего хочет Олег) и активную защитную (оппонент начинает оправдываться, доказывать, спорить и терять контроль).

Поэтому я рада, что никто не прогосовал за вариант «пойти на уступки нашему герою». С такими, как Олег, нужно с первых дней отстаивать границы и отвечать так, как он этого не ждет.

Какие методы и приемы можно взять на вооружение в борьбе с манипуляциями коллег:

  1. Игнор и отказ от действий. Вы не соглашаетесь и не оправдываетесь, а просто отвечаете, что не можете принять его позицию. Сложно прямо сказать "нет"? Тогда можно использовать техники "заезженная пластинка" или "наведение тумана".
  • Мы обсудим этот вопрос с коллегами.
  • Мы подумаем над твоим предложением.
  • Я поговорю с руководителем.
  • Или "Возможно ты прав. Надо это обдумать".

Вы не берете никаких конкретных обязательств и не спорите. Эти приемы любят использовать политики. Наобещают разобраться и "уходят в закат".

2. «Не устраивают правила, предложи свои». И сразу загоните человека в рамки, чтобы он на старте отказался от идеи что-то менять. Например, вы ему объясняете: «Чтобы пересмотреть любую процедуру, нужен определенный формат, нужно посчитать экономию ресурсов, размер полученной прибыли и вот такие этапы согласования с десятком директоров, и 35 форм и табличек. Если у тебя свое видение, то пожалуйста, ты можешь вынести это на рассмотрение».

Важно! Общайтесь спокойно и не берите лидерство изменений на себя. Такие, как Олег, не оставят попыток вас прогнуть.

3. Манипуляция всегда направлена на эмоции. Жертва начинает испытывать чувство страха, вины, тревоги и т.д. Чем сильнее эмоции, тем слабее логика. Именно рационализация помогает противодействовать манипуляциям. Еще один вариант – тактика «бесконечных уточнений».

Вы переводите фокус с эмоций на логику оппонента и начинаете стройным рядом задавать вопросы. «Если мы примем твой вариант, то что будем делать с этим? А с этим? А как ты предлагаешь действовать с рисками?" И вот уже вы в активной позиции, а Олег ищет аргументы. Он будет пытаться уйти от невыгодных ответов. Главное не терять причинно-следственные связи.

4. Несколько приемов, как в моменте снизить градус эмоций манипулятора:

  • Дайте ему в руки калькулятор и попросите что-то посчитать с вами. Это быстро переключает внимание и остужает эмоции.
  • Задайте отвлеченный вопрос. "Кстати, а как прошла презентация на прошлой неделе, про которую ты столько рассказывал?"
  • Представьте, что перед вами маленький ребенок. Он истерит, потому что у него что-то болит.

5. Что еще? Я искренне считаю, что если в компании появляется неформат, который считает себя исключительным, то не стоит оставлять это без внимания. Именно равнодушие сотрудников и руководителей приводит к тому, что каждый играет по своим правилам и перетягивает одеяло на себя, вместо того, чтобы думать об общем результате.

Я бы всё равно подняла вопрос на уровень руководителя Олега и объяснила, что у нас есть определенные правила его работы.

И также стоит предупредить и своего руководителя. Смысл не в том, чтобы жаловаться или просить вмешаться. Это как расписаться в своей несостоятельности, что я не могу договориться с коллегой. Но неплохо оповестить о некорректном поведении сотрудника из соседнего департамента и потенциальных рисках.

Я видела много ситуаций, когда из разных отделов накапливалась критическая масса негативной обратной связи на таких, как Олег, и это мешало дальнейшему продвижению манипуляторов в компании.

6. И последнее. Если коллега повышает голос, утрирует, давит, то ничего не мешает сказать открытым текстом "Давай разговаривать конструктивно и без эмоций. Со мной такой формат общения не работает".

Это только часть приемов. Больше примеров мы разбираем в блоге и ТГ канале. Подписывайтесь.