Найти в Дзене
VK Play

Шесть вещей, о которых помнят только геймеры восьмидесятых

Оглавление

ПК не для игр, кассетные магнитофоны и первые подписочные сервисы

Хоть первые компьютерные игры появились в середине прошлого века, именно восьмидесятые годы стали переломными для индустрии. На них пришелся расцвет залов аркадных автоматов, а домашние игровые консоли и компьютеры, а также игры к ним, стали продаваться миллионными тиражами. В индустрию пришли многие известные и сегодня компании, вроде Sega и Nintendo, тогда же появились и герои серий, живущие с нами по сей день. И именно в восьмидесятые произошел первый настоящий игровой кризис.

В память о столь важном десятилетии мы расскажем о шести вещах, которые поймут только геймеры восьмидесятых.

#1 Никаких «пека-бояр»

Художник Энди Уорхол и вокалистка рок-группы Blondie Дебби Харри на презентации компьютеров Amiga в 1985 году
Художник Энди Уорхол и вокалистка рок-группы Blondie Дебби Харри на презентации компьютеров Amiga в 1985 году

Вернее, даже немного не так. Первую вещь из нашего рассказа геймеры восьмидесятых как раз не поймут. И имя ей – «пека-бояре».

IBM PC вышел в 1981 году и, благодаря открытой архитектуре, быстро стал главным персональным компьютером в мире. Вот только использовали его для бизнеса и научных задач. Самая простая версия стоила почти 1600 долларов, что было совершенно неподъемной суммой для большинства семей.

Да и для игр эти компьютеры подходили плохо. Операционная система MS-DOS была настолько недружелюбной, что запуск некоторых игр напоминал короткий курс программирования. CGA-видеокарта отображала всего четыре цвета, уступая большинству игровых консолей тех времен. Наконец, звук воспроизводился через PC-Speaker, двадцать минут прослушивания которого могли привести к хронической мигрени.

Впрочем, это не значило, что в восьмидесятые не играли на компьютерах. Первые домашние компьютеры старались оснастить неплохой графикой и звуком, экономя на всем остальном. Вместо монитора использовался телевизор, игры загружали с магнитофонных кассет, корпус и клавиатуру делали максимально маленькими. Именно так выглядели легендарные ZX-Spectrum, Commodore 64, BBC Micro и даже советский «Электроника БК-0010». Стоили они несколько сотен долларов и неплохо подходили для простейшей офисной работы и обучению азам программирования. Но куда чаще на них просто играли.

В 1984 году компания Commodore попробовала другой подход, выпустив первую версию легендарной Amiga. Стоил компьютер от полутора тысяч долларов, но обладал отличной графикой и звуком, а также революционной операционной системой с графическим интерфейсом. Именно Amiga на долгие годы стала синонимом топового мультимедийного компьютера, а IBM PC стали воспринимать серьезной игровой платформой лишь в начале 90-х, когда первым пека-боярам наконец-то завезли качественную графику и звук.

#2 Развлечение для детей

-3

Если сегодня вы покупаете ААА-игру для PlayStation или Xbox, то это скорее всего будет дорогое и красиво поставленное приключение на десятки часов, полное драмы и с накалом страстей. И с достаточно высоким возрастным рейтингом на обложке.

В восьмидесятые игры все еще воспринимали в первую очередь как детское развлечение. Приставку покупали домой как дорогую игрушку, в которую взрослые, конечно, могли немного погонять из любопытства, но не более. Простые графика и звук еще не позволяли играм конкурировать с фильмами, поэтому достаточно быстро старшее поколение перемещалось куда-нибудь в сторону кинотеатра.

Кроме того, приставочные игры восьмидесятых зачастую были еще и очень короткими и сложными. Многие компании разрабатывали свои проекты в первую очередь для залов игровых автоматов, а там задержавшийся надолго у экрана клиент означал убытки для владельцев. Меняться положение вещей стало лишь в конце восьмидесятых, когда на той же Nintendo Entertainment System начали выходить первые ролевые игры на много десятков часов.

#3 Текстовые игры

-4

Но помимо сидевших в уютных гостиных детей, стоит вспомнить и о другой категории игроков. Это были сотрудники разнообразных институтов и крупных организаций. Компьютеры в этих организациях в первую очередь предназначались для сложных расчетов, поэтому графика у них нередко в разы уступала домашним приставкам. Но играть все равно хотелось. Причем во что-нибудь похитрее, чем 20-минутные домашние аркады.

Так в итоге родился невероятно популярный жанр текстовых игр. По сути, это было нечто вроде графических романов. Игрок читал с экрана описание локации, предметов и персонажей, которые в ней находятся, а затем вводил с клавиатуры текстом команды, что герою делать дальше.

В 2020 году все это звучит невероятно примитивно, но в восьмидесятые выходили целые серии подобных игр. Авторы делали их все сложнее, добавляя системы прокачки, а затем и первые иллюстрации, сопровождавшие каждую комнату. Собственно, текстовые игры и стали ранними прообразами современных адвенчур и ролевых игр.

А еще именно из них выросли онлайн-игры. Уже к началу десятилетия появились первые МАДы, MUD — от английского multi-user dungeon или подземелье для множества пользователей. Происходило в них примерно то же самое, вот только параллельно можно было переписываться в чате с другими игроками, обмениваться с ними предметами, выполнять вместе задания и драться с монстрами. Наиболее продвинутые версии даже позволяли пользователям создавать собственный контент, добавляя описания новых локаций и правила поведения в них.

Так как разрабатывались подобные игры в серьезных заведениях, это приводило к некоторым забавным последствиям. Например, первый Multi-User Dungeon запустили в университете Эссекса, причем функционировала игра только в нерабочее время и по выходным. Ну а на праздники ее и вовсе отключали, ведь в университете начинались каникулы.

#4 Папа купил неправильную приставку!

-5

В 2020 году ошибиться с покупкой игрового устройства невероятно сложно. Мы выбираем между PlayStation, Xbox и иногда Nintendo, игровым компьютером почти всегда будет PC, да и Android с iOS различаются совсем немного.

В начале восьмидесятых все было иначе, и только в США продавалось около десятка моделей игровых консолей. И примерно столько же видов игровых компьютеров. Игры для них разрабатывали все кому не лень, вплоть до компании «Пурина», производившей корм для собак и планировавшей продвинуть свою продукцию на новом рынке. Ну и заработать денег по пути.

При этом важно понимать, что в то времена не было не то, что интернета, но и не хватало даже грамотных журналов про компьютеры и игры. В итоге выбрать приставку, компьютер или игру к ним было невероятно сложно. Новости и характеристики узнавали от друзей, из редких рекламных роликов или от продавцов в магазинах. Высшим пилотажем считалось успешно выбрать игру по ее обложке и трем рекламным надписям на коробке. Но порой все заканчивалось печально и на Рождество ребенок получал упаковку с консолью, производитель которой обанкротился несколько недель назад.

#5 Папа принес компьютер с работы

-6

Впрочем, даже владельцы таких консолей были в чем-то счастливчиками. Для восьмидесятых приставка ценой в двести долларов считалась очень дорогой покупкой. Особенно с учетом того, что это была игрушка для ребенка, не приносившая никакой пользы, а даже наоборот, постоянно занимавшая телевизор. Поэтому многие выкручивались как могли, чтобы поиграть хотя бы пару часов.

Самым простым способом были игровые автоматы. Залы с ними росли как грибы после дождя, а отдельные автоматы стояли почти в любом магазине. Впрочем, и на этом рынке был дефицит, поэтому для игры в особо редкий автомат порой приходилось проделать путешествие в соседний район, а то и город. Да и удовольствие это было не из дешевых.

Случались и другие варианты. У кого-то компьютер приносил домой папа. На время, с работы и якобы для того, чтобы в спокойной обстановке закончить какой-нибудь проект. Понятное дело, что никакой спокойной обстановки не было, а играли на принесенном компьютере с утра и до вечера.

Другим вариантом было напроситься к кому-нибудь из друзей, обладавших приставкой или игровым компьютером. Один из пользователей форума Reddit недавно рассказал историю, как в детстве он залез в дом соседей, у которых была приставка. Причем желание поиграть было настолько сильным, что герой истории втиснулся в крошечную дверцу, сделанную для домашних питомцев. Вряд ли нарушителя ждало серьезное наказание, ведь он дожил до наших времен и рассказал свою историю в интернете.

#6 Игры по подписке… ежемесячной

-7

Интернета в восьмидесятые почти не было, а жесткими дисками оснащались лишь самые дорогие компьютеры, поэтому способы распространения игр порой были… нестандартные. Лучшие всех жилось владельцам игровых консолей. Игры для них распространялись на картриджах, загрузка с которых занимала считанные секунды.

Но стоили картриджи, даже пиратские, приличных денег. Покупали их детям редко, зато процветали прокаты игр, в которые по пятницам выстраивались огромные очереди. Игроки обменивались картриджами, нередко проворачивая хитрые трюки. Например, возвращая слишком ценную игру хозяину, можно было вынуть плату с ней из картриджа, а на место поставить другую плату, с ненужной игрой. Замена быстро обнаруживалась, дальше следовал скандал, но зато можно было поиграть на день-два подольше.

С игровыми компьютерами история была интереснее. Самые дорогие варианты шли с дисководами, загрузка с которых занимала совсем мало времени. Постепенно, впрочем, их объема перестало хватать, поэтому под конец восьмидесятых приличная игра легко могла занимать десяток дискет, которыми приходилось буквально жонглировать во время прохождения.

Но и это были сущие пустяки в сравнении с владельцами кассетных магнитофонов. С кассеты средняя игра грузилась казавшиеся вечностью пять минут, причем шансы, что что-то пойдет не так, были крайне велики. Отчасти это компенсировалось лишь тем, что магнитофонные версии игр было очень просто копировать.

Код игры, напечатанный в журнале
Код игры, напечатанный в журнале

Были и совсем экзотические способы распространения игр. Например, по радио. В указанное время надо было настроиться на нужную волну и включить свой магнитофон на запись. Те, кому везло, затем запускали записанные игры на компьютерах.

А также в восьмидесятые уже была такая модная вещь, как игры по подписке! Посвященные компьютерам и радиоэлектронике журналы отводили несколько своих страниц под публикацию кода игры, который надо было печатать прямо на клавиатуре. Старожилы рассказывают, что набрать код с первого раза не получалось, поэтому поиск допущенных ошибок становился отдельным развлечением. Ну а особенно большие игры в одну журнальную рубрику не помещались, и их приходилось растягивать на несколько номеров. Каждый месяц вы получали по несколько уровней, вот и классическая подписочная модель.

Если вы были геймером в 80-х или даже раньше — расскажите в комментариях, с какими немыслимыми для современных игроков особенностями гейминга и индустрии сталкивались вы в те годы. Или если просто знаете что-то интересное, что мы не упомянули, — тоже делитесь.

Читайте также: