Найти тему
Елена Шаврак

"Атомистика"в расчетных задачах по химии - используемые понятия и области применения.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Эта статья будет посвящена одному из самых универсальных и масштабных усложнений в расчетных задачах о химии, а именно - "атомистике". Задачи на "атомистику" появились в формате ЕГЭ по химии не так давно (в 2020 году). Как показала практика последующих лет, любое другое усложнение ("растворимость", "кристаллогидраты", "пластинки", "электролиз" и т.д, и т.п) может быть модифицировано с помощью "атомистики". Временами эта модификация носит искусственный (я бы сказала - "надуманный") характер. В основном, это -задачи с использованием количественных характеристик элементарных частиц. Временами - внедрение элементов "атомистики" в задачи отражает реалии химических процессов (электролиз и другие ОВР, реакции ионного обмена). Но всегда задачи на "атомистику" основаны на актуализации знаний по строению атома, иона, ОВ-процессов, что увеличивает их (задач) познавательно-обучающую роль.

Ранее я неоднократно обращалась к задачам на "атомистику" в своих статьях :

Атомистика "олимпиадная"
Елена Шаврак4 октября 2020
"Атомистика" из первоисточников
Елена Шаврак3 октября 2020
И снова - "атомистика":
Елена Шаврак2 июня 2020
Задачи на "атомистику" (часть2).
Елена Шаврак29 мая 2020
"Атомистика" - один из способов выражения концентрации смеси.
Елена Шаврак28 мая 2020

Эта статья посвящена обобщению направлений использования атомистики в расчетных задачах ЕГЭ по химии. Не претендуя на 100%-ный охват всего потенциала данного усложнения, попытаюсь конкретизировать наиболее вероятные пути его применения. Вводимая мною терминология - авторская, на ее строгость также не претендую. К каждой области применения атомистики будут приведены по 2 упражнения ( без решений, но с ответами). Одно из упражнений ("стандартное") - подобно тем, которые уже встречались в разного рода пробниках ЕГЭ по химии. Второе упражнение ("нестандартное") - авторское или позаимствовано из DTM тестa (https://dzen.ru/media/id/5d2de3c4bc228f00aec36bc0/kembridjskii-ekzamen-po-himii-chast-1-64c8e1b1f4fe4b1a8fa56c9f, https://dzen.ru/media/id/5d2de3c4bc228f00aec36bc0/dtm-ekzamen-po-himii-v-uzbekistane-chast-2-64c7641ae3f60f1889ea1f36)

Итак:

1. "Субъекты атомистики", т. е. частицы, с которыми оперирует данное усложнение:

а) элементарные частицы : протоны, электроны, нейтроны

Упражнения:

Таблица 1.1.
Таблица 1.1.

б)нейтральные частицы (формульные единицы): атомы, молекулы

Таблица 1.2
Таблица 1.2

в)заряженные частицы : ионы

Таблица 1.3.
Таблица 1.3.

2. "Объекты атомистики", т. е области применения данного усложнения:

а) характеристика смеси (в т.ч. раствора)

Таблица 2.1.
Таблица 2.1.

б) характеристика состава формульной единицы или ее части

Таблица 2.2.
Таблица 2.2.

в) характеристика окислительно-восстановительного процесса (в.т.ч., электролиза)

Таблица 2.3.
Таблица 2.3.

г) характеристика процесса ионного обмена.

Таблица 2.4.
Таблица 2.4.

3. Способы выражения количественных характеристик "субъектов атомистики" через:

а) количество микрочастиц (с помощью числа Авогадро)

Таблица 3.1
Таблица 3.1

б) количество частиц (с помощью понятия моль)

Таблица 3.2
Таблица 3.2

в) соотношение между разными видами частиц

Таблица 3.3
Таблица 3.3

г)процентное соотношение между характеристикой конкретной частицы и аналогичной характеристикой вещества, в состав которого входят эти частицы.

Таблица 3.4
Таблица 3.4

Заранее благодарна за конструктивные замечания и дополнения. Всего доброго!