Выражение «детская сексуальность» для некоторых звучит пугающе, отсылает к извращениям. Но этот пугающий смысл может заменять еще более пугающий - дети сами по себе имеют сексуальные влечения. Сегодня поговорим о том, как сексуальность, в частности, детская, понимается в психоанализе (Спойлер: не так как в обычной жизни) и почему ничего страшного в ней нет.
Я хочу рассмотреть 3 аспекта того, о какой детской сексуальности речь НЕ идет. Однако текст получился таким большим, что пришлось разбить его на несколько частей, на них даю ссылки. Итак, что это за аспекты?
- Психоанализ имеет дело НЕ с сексуальностью, а с психосексуальностью. О различиях между ними – сначала здесь, потом здесь. Если коротко – в человеческой сексуальности ничего природного или животного не осталось. Культура, язык, мысли и фантазии в ней играют бОльшую роль, нежели нечто унаследованное/ «задуманное природой».
- Детская сексуальность – это НЕ генитальная сексуальность. Подробнее – здесь. Это текст о том, что инфантильная сексуальность проявляется в абсолютно других формах, нежели сексуальность зрелая. Например, в сосании пальца.
3. Аспект, для которого хватило места без ссылок :) Речь НЕ о сексе, а о любви, встрече и культуре.
То, как ребенок воспринимает мир с рождения, мы можем только предполагать. Но очевидно, что это предположение стоит нам некоторых усилий – отличия в детском и взрослом восприятии значительные. То, что мы назовем инфантильной сексуальностью по сути своей, изначально является способами связи с другим человеком. Рот или губы становятся эрогенной зоной благодаря материнской любви, кормлению, встрече с грудью, а затем благодаря вторжению культуры в виде отлучения от этой груди. Без этой встречи и расставания мы не могли бы говорить о влечениях, эрогенных зонах, психосексуальности, речи, вхождении в культуру и прочих атрибутах человеческой жизни. Да, справедливо прервать предыдущее предложение на «не могли бы говорить». Ведь чтобы что-то сказать, нужно как минимум освободить рот от груди (и тогда сказанное будет, надо полагать, зовом, обращенным к груди – с ним знаком любой родитель).
+1 бонусный аспект, который уже был упомянут ранее в другом тексте: сексуальность – это НЕ то, что ребенка ждет впереди. Это то, что уже случилось, это один из ответов на вопрос о том, откуда он взялся, это неотъемлемая часть его истории. И поэтому ребенок не перестает вопрошать: «Мам, откуда берутся дети?»
-----
История инфантильной сексуальности – это не та сексуальность о которой говорят взрослые, это сложный путь встречи человека с наслаждением, болью, языком, утратой и другим человеком. Это история, которая во многом делает нас людьми. А как – увидим в другой раз.