Продолжаем говорить о детской сексуальности. Первая часть здесь, в ней говорили о том, что важно ребенку знать о том, откуда берутся дети.
Тема инфантильной сексуальности настолько обширная, что приходится переструктурировать материал на ходу. Этот текст может быть самостоятельным или частью другого текста, который появится чуть позже.
В этот раз мы поговорим об одном из отличий детской сексуальности от взрослой, а в следующий раз соберем несколько таких отличий вместе. И тогда, я надеюсь, кого-то выражение «детская сексуальность» перестанет пугать и не будет ассоциироваться с педофилией.
Обычно под сексуальностью понимают нечто зрелое, взрослое, связанное с генитальным контактом. На самом деле, прежде чем прийти к своей зрелой генитальной фазе, сексуальность проделывает долгий путь развития через частичные влечения. Частичные – значит связанные с отдельными органами или участками тела, не связанными в единое. У Фрейда была идея, что в итоге своего развития частичные влечения объединяются в целостную сексуальность, где генитальное удовлетворение играет главную роль. То есть частичные влечения – рассматривать, обнимать, целовать и т.д. – являются подготовительными к главному, к соединению гениталий. Но на практике зачастую такого все же не происходит. Взрослая сексуальность во многом остается инфантильной, частичные влечения в ней играют большую роль. Особенно у тех людей, которых называют извращенцами/первертами.
Поэтому мы можем сказать, что детская сексуальность – извращенная. Хотя правильнее указать на то, что это перверты сохраняют инфантильные способы удовлетворения, контрабандой протаскивают их во взрослую жизнь, где они опознаются как извращенные. Гениталии в детской сексуальности не занимают главенствующую роль. Ничего главенствующего в принципе нет. Это сексуальность, которая реализует себя через разные органы независимо друг от друга. Инфантильная сексуальность не сексуальна в привычном смысле этого слова.
Какие бывают частичные влечения? Оральное, например. Его эрогенная зона – это рот или губы. Вот ребенок сосет грудь. Сексуальное влечение вначале «паразитирует» на этой потребности в пище, а затем становится отдельным. Отъем от груди – это момент, который делает возможным это отделение. После утраты в ход идет палец или соска, хотя молоко из них добыть проблематично. Т.е. мы уже не говорим о голоде, теперь сосание – это отдельный от еды, самостоятельный источник удовлетворения, напоминание об ушедших отношениях кормления грудью. У взрослых оральное влечение реализуется, например, в поцелуе и может предварять собственно половой акт. То есть оно является элементом, одной из частей зрелой генитальной сексуальности.
Фрейд таких влечений выделяет три, а Лакан добавляет еще пару. О них еще поговорим.
А в следующий раз – соберем вместе несколько важных отличий инфантильной сексуальности от взрослой и поговорим о том, почему эта тема важна для психоанализа и для понимания человеческой культуры в целом.