Презервативы – это не стыдно и не смешно. Стыдно и смешно их не использовать.
По соседству с секретным пляжем Паттайи, на маленькой и неприметной улочке я заметила вывеску: Cabbages & condoms. Мне стало любопытно, и я решила зайти. Будем честны, всевозможных магазинов и кафе, в которых презервативы используют в качестве декора, в мире предостаточно. Я бывала в таких заведениях и в Чили, и в Голландии. Да и в Паттайе их предостаточно.
Там обычно царит немного безбашенная атмосфера, ее я и ожидала увидеть здесь, но вместо этого обнаружила одно из самых уютных мест в городе, да и вообще во всей стране. Огромный парк-лабиринт с уютными дорожками, качелями, подсветкой, кроличьей фермой и контактным зоопарком. И все это на берегу океана. И презервативы, конечно.
И повсюду слово «Мечай» и лицо улыбающегося тайца. Мне стало интересно, кто это такой и что это за место.
Мистер Презерватив Мичай Виравайтья
Мечай Виравайтья родился в обеспеченной и уважаемой семье в 1941-м году. Помимо него в семье было еще трое детей. Родители его познакомились в Эдинбурге, во время обучения в медицинском колледже. Отец был тайцем, а мать – шотландкой.
Несмотря на то, что родители его были более чем обеспеченными людьми, даже им было порой трудной растить четверых детей в достатке. В 1966-м году Мечай закончил обучение и поступил на государственную службу в совет по экономическому развитию. Должность эта предполагала частые поездки по стране, и Мечай, к удивлению своему, обнаружил, что в сельских районах в семьях частенько бывает по 7-8 детей, хотя этим людям было в тягость прокормить и одного ребенка.
- Почему вы не используете презервативы? – не выдержал однажды Мичай, и поинтересовался у одной уставшей многодетной матери, которая едва сама держалась на ногах от голода и усталости.
Вместо ответа женщина непонимающе уставилась на молодого и дерзкого чиновника. Куда ему понять ее проблемы, какие еще у него презервативы.
Мечай похлопал себя по карманам и достал маленький квадратный пакетик с презервативом. Женщина скользнула по нему взглядом, залилась краской и начала глупо хихикать. Мать семерых детей, которой нечем было их кормить.
Мечай получил образование в свободной и обеспеченной Австралии, для него было совершенно непонятно, как можно не знать о такой простой вещи, как презервативы.
Тут важно сказать, что Таиланд в 1960-х годах был вовсе не процветающей страной, сделавшей себе имя на туризме, а одной из бедных стран Азии, одной из точек на так называемой «тропе хиппи». Главная улица Бангкока Каосан представляла собой унылое зрелище, где бедневшие люди города пытались сдать в аренду глупым туристам какую-то лачугу из фанеры.
Мечай побежал по кабинетам чиновников и стал убеждать их утвердить программу по популяризации презервативов.
Первой его победой стала программа на радио, в которой он часами веселил народ, рассказывая о пользе контрацепции, не упуская возможности пошутить и рассказать небольшой стендап.
«Если это весело, это будут слушать, а значит, рано или поздно, услышат и поймут: презервативы – это не стыдно. Стыдно их не использовать», - говорил Мечай.
И понеслось.
За программами на радио и телевидении, съемками в ситкоме и выпуском собственной газеты последовали потрясающие акции, прославившие Мечая на всю страну и за ее пределами.
Огромная акция по надуванию презервативов и скручиванию из них детских игрушек, а также наполнению их водой и уморительному сбрасыванию вниз на кого-нибудь.
Акции, в которых буддистские монахи освещали презервативы и окропляли их святой водой.
Запуск проекта «копы и резинки» и «шоферы и резинки», в рамках которых полицейские и водители такси раздавали презервативы всем желающим.
Все это заставляло людей смеяться. Семья Мечая была не довольна тем, что сын выставляет себя на посмешище со всей этой клоунадой. Казалось, что единственное, чего добился Мечай, это то, что теперь средства контрацепции по всей стране называли его именем.
Вот только это работало. По всей стране росли продажи средств контрацепции, люди даже в самых отдаленных уголках страны начинали задумываться о том, сколько им хотелось бы иметь детей и скольких они смогут обеспечить достойным будущим.
Новый этап
В 1980-х в Таиланде зарегистрировали первые случаи заражения СПИДом. Мечай первым забил тревогу. Страна была еще совсем не на том уровне развития, на каком были страны Европы и США, и ВИЧ мог стать для нее настоящим проклятьем, каким он стал для многих стран Африки.
По всем городам страны стали ездить мобильные лаборатории, в которых можно было бесплатно и анонимно сдать тест на ВИЧ. Вместо того, чтобы разгонять бордели, по самым злачным районам стали ходить бригады лекторов и медработников, которые читали по ночам жрицам любви не стихи, но лекции о пользе презервативов.
В результате Таиланд не только не стал новой точкой распространения этой болезни, но еще и первым зарегистрировал снижение заболеваемости. К началу 2000-х этот процент стал ничтожно мал, а Мечай удостоился десятка международных гуманитарных премий, одну из которых ему вручал Билл Гейтс. В качестве ответного жеста Мечай подарил миллиардеру шляпку, украшенную презервативами.
Cabbages and Condoms
В начале 1990-х в Таиланде случился переворот, а Мечай оказался неугоден кому-то в правительстве. Он занимал какое-то время важные посты в правительстве, а в середине 1990-х был вынужден уйти с официальных постов. Спасла поддержка короля. Мечай сосредоточился на том, что ему было действительно интересно, и что он умел лучше всего: он стал еще больше помогать людям сделать жизнь лучше.
Чиновничество этому лишь помеха. Со временем Мечай заразил своими идеями всю семью. Его сестры стали активно участвовать в благотворительных акциях. Поначалу они просто веселились, раздавая людям презервативы на благотворительных мероприятиях, но потом их помощь брату приобрела и более серьезные масштабы.
Одна из сестер мистера Презерватива, к примеру, открыла в Бангкоке большую клинику для помощи женщинам, оказавшимся в тяжелом положении. Здесь женщины могут сделать бесплатно аборт, а также получить психологическую и медицинскую помощь, которая им может после этого потребоваться.
Еще одним важным проектом самого Мечая стала сеть ресторанов Cabbages and Condoms. Это большие семейные рестораны, в которых презервативы использованы в качестве элементов декора, а также раздаются бесплатно и всегда подаются в подарок вместе со счетом. Большой процент от выручки идет на популяризацию контрацепции среди населения.
Ресторан мистера Презерватива в Паттайе представляет собой большой и классный парк на берегу моря. Сам ресторан сделан на нескольких уровнях. Отовсюду открываются потрясающие виды. Есть тут кстати и бассейн, но сколько раз ни была, он почему-то не работал. При ресторане есть большой парк с простыми, но забавными развлечениями, смешными табличками, фонариками, прудиками, в которых плещется жирная рыбка, а также забавной кроличьей фермой.
Это большая огороженная площадка с качелями, скамейками и домиками кроликов. Тут всегда есть свежая капуста и лакомства, которыми можно покормить кроликов.
Причем здесь капуста?
По замыслу Мечая презервативы должны быть столь же распространены, как в Таиланде капуста (она здесь в избытке растет круглый год).
В России кстати в ходу байка о том, что детей находят в капусте, так что название обрело еще один смысл, но в Таиланде такое поверье распространено.
Чем дело кончилось?
Всего за время работы Мечая среднее число детей на семью снизилось с 7 до 1,5, а суммарно за несколько десятилетий работы число людей, живущий за чертой бедности в стране уменьшилось вполовину. Конечно, здесь нельзя говорить, что это заслуга одного только мистера Презерватива.
Страна развивалась, рос уровень образования, снижалась бедность, а вместе с тем рос интерес людей к собственному здоровью, росло благосостояние, совершался второй демографический переход. Даже самые бедные люди стали задумываться над тем, какое количество детей сделает их счастливыми и какое способны будут сделать счастливыми они.
И все же началось все с веселого молодого человека, который надувал из презервативов шарики, веселил детей и объяснял, что презервативы – это не стыдно. Стыдно ими не пользоваться.
P. S. Можно долго верещать о том, что дети – это счастье, и дальше что-то там про заек с лужайками, но я твердо убеждена в том, что детей нельзя заводить в том случае, если есть хотя бы малейшее сомнение в том, что вы их хотите или же в том, что вы сможете обеспечить им достойный уровень жизни.