Многие музеи строго-настрого запрещают проносить внутрь еду и напитки. Боятся, что посетители испачкают работы или привлекут грызунов и паразитов. Но что делать, если к вам заявился художник с пакетом еды и настаивает на том, что это не его ужин, а новый шедевр?
Разбираем разные интересные истории о том, как еда совершенно официально оказывалась под музейным стеклом (и иногда на стенах). А также выясняем, что делать с истекшим сроком годности.
Говядина-путешественница
В Оклендском военно-историческом музее в Новой Зеландии собрано так много съедобных экспонатов, что сотрудники несколько лет назад даже шутки ради составили меню на целый день из бесценной снеди. Правда уточнили, что никому не рекомендуют пробовать все это на вкус.
В музее есть и фронтовой паек времен Второй мировой, и запечатанные бутылки минеральной воды Waiwera (как веха в истории местного дизайна), и артефакты социального развития страны – жестянки с местным томатным супом (одному Энди Уорхолу, что ли, можно?!).
Но нас больше всего впечатлила упаковка говядины 200-летней давности. Ее в 1823-м нашли на борту корабля «HMS Fury», на котором сэр Уильям Эдвард Парри дважды плавал исследовать Северный полюс. Видимо, путешественник был так увлечен открытием архипелага Парри (название придумали уже позже), что потерял аппетит.
Сотрудники музея рассказали, что главное в хранении еды в музее – правильная температура. Поэтому там есть морозилки с разными режимами: в одних 0 градусов, а в других все -30. Правда добавили, что когда ценность имеет только упаковка, начинку могут тайком отправить на помойку, положив внутрь бутафорию. Да, совсем как пластиковые блюда на витринах прибрежных ресторанов на морях-югах.
6000-летние семена клубники
В июне в музее Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета (Penn Museum) в Филадельфии, США, открылась выставка «Еда и вкусы древности».
Одни из самых почетных экспонатов – одни из самых старых семян клубники, сохранившихся до наших дней: им 6000 лет, а их родина – швейцарские болота. Впервые семена отправили в музей еще 150 лет назад, а в наши дни их можно вдоволь поразглядывать под микроскопом.
На соседних полках на выставке скромно лежит «молодняк» – 700-летний картофель из Перу.
Бессмертный банан
В 2019-м арт-мир встал на уши и чуть не поскользнулся на банановой кожуре. Итальянский художник Маурицио Каттелан представил работу «Комик», представлявшую собой приклеенный к стене скотчем банан. Два варианта работы были проданы за 120,000 долларов, а третий вручен Музею Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Как выяснили журналисты, хранение горячо обсуждавшегося арт-объекта не вызывает у музея особых забот. Потому что ценность для коллекционеров имеет сертификат подлинности «Комика», а не сам банан или изолента. Сертификат представляет собой 14-страничный документ с инструкциями по установке, который и помогает превратить обычный банан в произведение искусства. Там же указана «жизнь» одного банана: 7-10 дней.
Это вполне соответствует одному из главных заветов современного искусства: важен не материал, а идея, которую он символизирует. Поэтому материал можно выбрасывать и заменять, а идея будет жить вечно. Что касается бананового «Комика», то эксперты сошлись во мнении, что он символизирует всемирную экономику и попутно стремится повеселить зрителя.
Березовый сок и капустный салат
В одном из залов Ельцин Центра в Екатеринбурге («День третий. Непопулярные меры», раздел «Продовольственный кризис») воссоздан продуктовый магазин времен перестройки, с картонной продавщицей и практически пустыми прилавками. В ассортименте только выложенные пирамидами банки салата из морской капусты и трехлитровые банки березового сока.
Мы уточнили у музея, действительно ли все это – прекрасно сохранившийся кулинарный привет из 90-х. Но нам рассказали, что на музейных прилавках стоят все-таки муляжи.
«Банки с салатом из морской капусты пустые, - добавила PR-служба Ельцин Центра, - Более того, часто они не имеют донышек, чтобы мы могли соединить их друг с другом в пирамиды. В банках с «березовым соком» – подслащенная вода. А этикетки на упаковках – копии этикеток из коллекции музея».