Познавательно-рефлективные задания
Вообще-то достаточно сложно провести четкую границу между информационно-личностными и познавательно-рефлективными заданиями. И те, и другие несут в себе значимую личностную информацию. Разница, пожалуй, в степени глубины работы с этой информацией.
Задания, которые мы сейчас начнем рассматривать, более углублены и, так сказать «заточены» на работу по самопознанию. Поэтому в их названии и появляется новый термин – рефлексия. В нашем случае это способность не только к самопознанию, но и к размышлению над полученной в результате этой работы информацией.
Такое размышление может вестись в нескольких направлениях:
- нравственная оценка тех или иных личностных качеств;
- выяснение причин их формирования;
- пути и способы работы над собой, или самокоррекции.
Первое – самое легкое, хотя и не всегда объективно правильное. Она легко дается ребятам, но оценка по типу: «мне нравится или не нравится в себе» не всегда соответствует: «это хорошо или это плохо». Но хорошо то, что в процессе этой оценки ребята получают навык нравственного самоопределения, что весьма немаловажно в становлении зрелой личности.
Выяснение причин формирования тех или иных качеств – самая сложная задача, как правило, непосильная самим ребятам, хотя некоторые из них делают такие попытки, и мы это с вами скоро увидим. Но все же основная часть работы здесь ложится на плечи профессионального педагога или психолога. Именно он должен увидеть и понять причинно-следственные связи, ведущие к появлению и проявлению тех или иных качеств личности. Это необходимо, в том числе и для того, что помогать ребятам в третьем направлении – коррекционной работе.
Мы увидим, что наиболее личностно зрелые из них сами ставят перед собой задачи в этой области. Однако иногда необходимо подсказать, что и как необходимо делать, чтобы избавиться от тех или иных качеств или наоборот воспитать их в себе.
Список заданий этого типа наиболее длинен, и это не случайно. Потому что в них в полном объеме начинает реализовываться одна из трех главных целей Лагеря друзей – «Познай самого себя».
Я люблю, когда…
Здесь можно применить высказывание: «Скажи мне, что ты любишь, и я скажу тебе, кто ты такой». Так что в этом плане картины иногда получаются очень информативными. Но уже в этом задании начинает проступать рефлективный оттенок. Особенно, когда в некоторых работах начинает наблюдаться переход от внешних предпочтений к более глубокому личностному и нравственному выбору.
Но даже когда работа остается на первом – описательном уровне, она тоже несет достаточно важную информацию о личности. Посудите сами на примере этой работы:
«Я люблю, когда идет снег, дождь, светит солнце. Еще я люблю, когда меня хвалят и покупают мне одежду. Я люблю, когда у меня бывает день рождения и другие праздники, потому что готовят очень много вкусной еды. Я люблю, когда в моей комнате переставляют мебель. Еще я люблю, когда теплый день, и можно гулять и бродить по лесу. Я очень люблю, когда мы всей семьей выезжаем на природу. Я люблю, когда в школе мало, сокращенные и т.д. уроки. Еще я люблю, когда идет урок «русского», «литературы». Я люблю, когда мы с подружками ходим гулять по городу, мне дают деньги, и я могу их потратить на себя и купить все, что хочу. Я люблю, когда моя собака Лайма спокойная, потому что она бешенная. Еще я люблю, когда наступает лето. Я люблю, когда мне дарят подарки.
Это, наверное, все! Вообще я много чего люблю». Таня.
Так все-таки, список закончен или нет? Если да, можете, коллеги, хотя бы примерно представить себе на основании этого списка предпочтений психологический портрет Тани? Получается у Вас что-то спокойное, нежное, хрупкое, непритязательное, скромное?.. Если да, то Вы близки к истине.
Вот еще одна личностно окрашенная поэтическая картина, говорящая о художественной натуре ее обладателя:
«Я люблю, когда очень холодной зимой – на улице по колено снегу, летят огромные белоснежные хлопья снега, завывает ветер, небо серое и кажется очень глубоким, а я сижу дома, в кресле, под теплым одеялом, с кружкой горячего чая, читаю книгу и смотрю в окно». Алена.
Новый и более глубокий личностный разрез обнаруживается в тех работах, где «любовь» связывается с личностно обусловленными действиями и отношениями:
«Я люблю когда:
1. Люди говорят правду и не скрывают от человека того, что они о нем думают.
2. Со мной общаются и не имеют от меня секретов (кроме своих личных).
3. Все смеются (смех, счастье, а не истерики) и радуются жизни и новому дню.
4. Меня любят и принимают такой, какая я есть.
5. У человека счастье, и можно порадоваться вместе с ним». Ира.
Во многих работах обнаруживается следы в той или иной степени следы нравственных оценок. Это еще один разрез и, пожалуй, самый глубокий. Вот маленькая выдержка:
«Я люблю, когда меня окружают умные, добрые, красивые люди, а не тупые, озабоченные, некрасивые, истеричные, стервозные человечки…». Настя.
В общем – да, три основных разреза или три ступеньки «в глубину» могут быть проявлены в этом задании: информационно-художественный, личностно-психологический и нравственный.
Я не люблю, когда…
Задание противоположно по тематике, но столь же информативно, а рефлективный след в личностном и нравственном разрезе просматривается еще более четко. Приведем только один пример:
«Во-первых, я не люблю, когда мне самым наглым образом льстят, подлизываются ко мне. Таких людей, которые это делают, я в глубине души презираю, хотя мне их жалко.
Во-вторых, я не люблю, когда рядом со мной, хотя бы даже по телефону, нет близких подруг или друзей.
В-третьих, я ужасно не люблю, когда на меня кричат или осуждают не по делу, обсуждают.
Наверное, моей отличительной чертой, в отличие от многих людей, является то, что я почему-то не очень люблю, когда меня…. Хвалят! Да-да! Я начинаю стесняться, заливаюсь красной краской, и мне хочется провалиться сквозь землю, хотя это приятная вещь – похвала.
Я не люблю, когда люди сюсюкаются противными слишком, зато чересчур уменьшительно-ласкательными словами – меня это раздражает.
Я не люблю, когда люди, находящиеся рядом со мной курят, пьют водку или уже находятся в нетрезвом состоянии.
Несмотря на то, что эта работа раза в три больше предыдущей, это далеко не полный список того, что «я не люблю, когда…» Его можно продолжать бесконечно долго, если покопаться в своих витых, извилистых кривых и ломаных извилинах. Здесь приведено самое основное (а, точнее, то, о чем думается в первую очередь)». Женя.
Последнее признание об объеме само по себе примечательно. И это характерно не только для Жени. Еще несколько человек упоминают, что это задание выполняется легче предыдущего. С чем это связано? Думается, возможны два варианта – личностный и культурный разрез.
Что касается первого, то здесь проявляется особенность акцентуации личности – акцентуация на негативном. (В психологии такой тип акцентуации называется депрессивно-маниакальным.) Такие люди более обостренно реагируют на все негативные проявления в жизни и по отношению к самим себе, а все хорошее воспринимают как само собой разумеющееся. Можно спорить о достоинствах и недостатках различных типов акцентуации. Акцентуация на положительном более бодра и оптимистична, позволяет легче идти по жизни, зато второй тип, как правило, более нравственно разборчив и требователен по отношению к другим, но и по отношению к самому себе.
А культурный разрез – это акцентуация на негативе в общенародной традиции. В российской культурной среде это более типично. От Радищева через Чаадаева, Гоголя, Белинского, Достоевского к Солженицыну и т. д… Мы больше привыкли к самообличению и самобичеванию. На этом основана наша великая культура.
Так что в данном случае большая легкость акцентуации на негативе – это еще и проявление архетипических черт российской ментальности у наших подопечных.
Что я больше всего ценю в мальчиках (девочках)?
Задание информативно в плане личностной корреляции. Ты ценишь то, что тебе больше всего нравится, а нравятся близкие тебе ценности и качества.
Вот интересно, что абсолютное большинство девочек отнеслись к заданию совершенно серьезно, в то время, как большинство мальчиков попытались придать домашней работе шутливую форму. О чем это может говорить? Мальчикам труднее раскрываться в этой «интимной» области?..
Но начнем с девочек:
«Я очень люблю мальчиков (не всех). А ценю я их за многие качества. Не знаю, с чего начать, поэтому просто перечислю. Ценю за их любовь к нам, за доброту, за вежливость, за мудрость, за красоту, за самостоятельность, за их принципы, за их капризы, за их таланты, за фантазию, за творчество. И ценю их за то, что они такие, какие есть». Света.
«Я ценю в мальчиках понимание, нормальное чувство юмора, справедливость и верность. Наверное, понимание, верность и еще доверие – это самое главное. Практически первое задание, которое я написала серьезно. Вот». Алена.
Характерное признание. Однако, обратили внимание, коллеги, насколько широк диапазон качеств, ценимых девочками в мальчиках. Если в первой работе перечислены больше, так сказать, «внешние», деятельностные качества, то во втором – «внутренние», отношенческие, хотя, конечно, это разделение весьма условно.
Ну, и еще одна «серьезная» работа:
«В мальчиках я ценю силу – умение действительно быть опорой для любимой. Мне нравятся парни, которые умеют крепко держать в руках не только себя, но и девушку!
Еще я ценю в мальчиках чувство юмора, ум и искренность. А также внешний вид. Парни, которые следят за собой, аккуратны, и мне это нравится». Женя.
Здесь новый нюанс ценностных предпочтений – поддержка и «аккуратная» опора, но и внутренние качества тоже не забыты.
Теперь обратимся к мальчикам. Здесь, как я и говорил, не обошлось без юмора с грубовато-эротическим оттенком:
«В девочках мне нравится…. Итак, мне в них нравится тело, их внешность…. Но не у всех девчонок мне нравится тело, только у самых отменных, типа, Дженнифер Лопес и Бритни Спирс. А характер у них – полное г…, но опять-таки не у всех. А вообще без девочек и в будущем женщин у нас не будет будущего. Они же нам детей рожают и удовлетворяют наши потребности. А когда они еще малые, то разговоров никаких нет». Юра.
Остальные шутливые работы о предпочитаемых женских качествах приводить не буду. Лучше обратимся к немногим серьезным ответам. Вот к примеру:
«Девочки – это совсем другой мир, и с ним интересно общаться, и я это ценю». Леша.
Кратко, но содержательно. И вот еще одна работа:
«Мне нравится в девочках, что они очень милые и прелестные создания. Без них было бы трудно и неприятно. Все, кто считает девочек непутевыми и бесполезными – несформированные, эгоистичные, несозревшие пацаны». Вадим.
Последняя апология напоминает вызов. В том числе и самому себе. Вот она – рефлексия в действии! В данном случае не только над самим собой, но и над собственными сверстниками.
Что мне не нравится в мальчиках (девочках)?
Надо же – это задание вызвало еще больше пошловато-юмористических ассоциаций. И опять девочки оказались гораздо более серьезны.
Вот пример резко отрицательных характеристик:
«Мне не нравится в мальчиках, когда они курят, лгут, матюгаются, пристают и пьют спиртные напитки и т.д. Перечислять все не буду. Ну, очень много». Вика.
Вике не нравятся в основном так сказать «поведенческие» характеристики. А вот и отношенческие:
«Мне не нравится в мальчиках то, что большинство их безответственные, грубые, несправедливые». Люда.
Но есть и более «взвешенные» характеристики. Вот пример, на мой взгляд, зрелой объективности:
«В мальчиках мне не нравится, прежде всего, пошловатое чувство юмора и так называемая мужская логика. Парни по жизни облиняют нас во всех смертных грехах и считают нас примитивными простейшими. Хотя сами – точно такие же! А если серьезно, то, в принципе, они забавные существа, и у каждого есть свои недостатки, которые портят каждого пацана по отдельности». Женя.
У мальчишек, пожалуй, одно только серьезная, пусть и краткая характеристика:
«В девочках мне не нравятся качества, присущие не всем девочкам: грубость и вульгарность». Леша.
А, нет, вот еще одна:
«Мне не нравится в девочках то, что они капризные, то, что они обидчивые и то, что многие из них нервные. Когда девочки нервные, то они свои отрицательные эмоции выражают тем, что какие-нибудь вещи бросают в стены или кого-нибудь». Мурат.
А для примера грубовато-пошловатых изысканий на эту тему приведу только одну работу:
«Меня раздражает в девочках то, что они много базарят о шмотках (не все), о том, сколько им вещей купили, и вообще они все стервы. Не могут понять единственной мальчишеской потребности». Ваня.
Мне в себе больше всего не нравится…
От опосредованной рефлексии перейдем к непосредственной. Дихотомия «нравится – не нравится», примененная к себе, неизбежно будет затрагивать нравственный разрез личности. Отсюда возможен выход не только на анализ собственных недостатков и достоинств, но и на возможность коррекционной работы в плане самовоспитания. Посмотрим, насколько ребятам удастся продвинуться в этом направлении.
Начнем с отрицательного аспекта. Он более привычен и «инструментован» возможностями индивидуальной интроспекции.
Сначала перечислю недостатки, которые сами ребята обнаруживают в себе: несдержанность, лень, вредность, упрямство, злопамятность, замкнутость. На первом месте из перечисленного идет лень (у мальчиков) и вредность (у девочек). Картина более менее понятна.
Для конкретного знакомства приведу только две работы. В первой из них выделяется глубина анализа:
«Мне в себе больше всего не нравится излишняя скромность и замкнутость в общении с незнакомыми людьми. Я не могу начать разговор просто так, я могу его продолжить. Если меня о чем-то спрашивают, то я, как правило, отвечаю сухо, немногословно. Конечно, я стараюсь себя перебороть, стараюсь первой что-то спрашивать, не молчать, но не всегда это получается.
Еще не нравится боязнь к чему-то новому, чаще всего, к технике. Я не очень люблю сама что-то пробовать, экспериментировать с техникой. Вот когда мне объяснят и дадут гарантию, что все будет хорошо, тогда я могу обращаться с ней». Вероника.
Обратите внимание на старание перебороть свой первый недостаток. Это уже новый шаг в личностно-познавательной рефлексии.
Однако следующая работа в некотором смысле уникальна. В ней – единственной среди всех работ – видна попытка объяснить происхождение собственного недостатка. Попытка, которая не может быть признана очень удачной, но в данном случае нам важен сам факт обращения к этой функции познавательно-рефлективных заданий:
«Наверное, мне в себе больше всего не нравится то, что я слишком скандальная. Это проявляется почти во всем. У каждого человека есть в характере положительные и отрицательные качества. Скандальство – одно из худших качеств моего характера. Я даже не могу объяснить, почему я выбрала именно это; может быть потому, что это слишком заметно». Света.
Смотрите, последнюю ремарку можно понять в двух смыслах. Света выбрала «скандальство» среди всех других своих недостатков потому, что эта отрицательная черта ее характера наиболее бросается в глаза окружающим.
Скорее всего, она и имела это в виду, делая такую запись. Но здесь есть и другой смысл, возможно, не до конца осознаваемый самой Светой. Эта черта потому «пристала» к ней, потому что это есть ее способ привлечения к себе внимания людей. «Скандальство» - как способ привлечения к себе внимания и самоутверждения. Зная Свету, могу сказать, что задание позволило ей подойти довольно близко к плохо осознаваемых «темным» особенностям ее души и характера.
Мне в себе больше всего нравится…
Согласитесь, сложное задание. Не каждый из нас с ходу ответит на поставленный вопрос. Но я специально дал его ребятам сразу после первого, чтобы они использовали уже полученный опыт нравственной интроспекции методом «от противного».
И ребятушки не подкачали, хотя и явно испытывали значительные трудности:
«Что мне больше всего в себе нравится? Над этим вопросом нужно очень хорошо задуматься. Точный ответ я не знаю. Потому, что в разных ситуациях я думаю о себе по-разному. Иногда – моя доброта. Иногда – творческие способности. Иногда – остроумие и др.». Аня.
Не знаю, удивительно это или нет, но если в первом задании вообще не было упоминаний о каких-либо внешних «параметрах», то здесь – один-единственный случай:
«Мне в себе больше всего нравятся мои волосы, ну, и мой характер. Мой характер очень своеобразен, и с каждым человеком я проявляю его по-разному». Даша.
Хотя, вот, сейчас подумал, что для девочки, видимо, более типично радоваться каким-либо своим внешним качествам, и это упоминание удивительно скорее в том плане, что оно единственно.
Но обратимся к другим работам и поинтересуемся, что же нравится ребятам в самих себе. На первом месте по количеству упоминаний, причем, и у мальчиков и у девочек, идет упорство в достижении поставленной цели:
«Мне в себе больше всего нравится моя настойчивость и упорство. Если я чего-то хочу, то обязательно добьюсь». Нина.
«Мне в себе больше всего нравится то, что в самых различных (экстремальных) ситуациях я могу приспособиться и хоть кое-как выполнить поставленную задачу. Часто это бывает полезно мне или команде, в которой я нахожусь». Вадим.
«Мне в себе больше всего нравится то упорство, которое я проявляю для достижения цели. Почему, сейчас попробую объяснить. Иногда мы с моей подругой спорим, утверждая, что я права или наоборот. И я пытаюсь всеми возможными и невозможными средствами ей это доказать, и бывает, мы ссоримся, и когда я иду с ней мириться, то она выходит и говорит, что я была права. Я, конечно, не всегда бываю права, но все равно, это качество во мне мне нравится больше остальных.
P.S. Нужно всего лишь верить, что ты прав и слушать мнение других, уважая его». Настя.
Из качеств, родственных упорству и настойчивости и как бы «оправдывающего» их, приведу работу, где упоминается ответственность. Здесь обратите внимание на «оправдание» этого качества. Это очень характерная особенность многих работ. Видимо, испытывая неловкость от необходимости признания каких-то своих достоинств и считая это нескромным, многие ребята «оправдывают» это ссылками на важность самого качества, причем именно в общественном контексте. То есть не столько для себя, сколько для окружающих людей. Давайте присмотримся в этом плане к следующей работе:
«Мне в себе больше всего нравится ответственность. Так как в классе это качество мне нужно больше всего. Думаю, что это качество у меня самое развитое. Ведь человек, у которого есть это качество, никогда не подведет, и ему можно доверять. Не знаю, как другие, но это мое мнение. Мне кажется, что большинство людей согласится со мной». Ангелина.
Последние два предложения выдают неуверенность Ангелины в «оправдании» своего хорошего качества. И в принципе, самоуверенность в этом «деле» была бы излишня.
А последними хочу привести две работы двух девочек, чьи предыдущие домашние задания были у нас в центре внимания. Здесь у них тоже интересные нюансы.
Сначала Вероника. Помните, ей в себе не нравилась замкнутость и страх техники?
«Мне в себе больше всего нравится моя честность. Я стараюсь никогда не врать и всегда говорить правду. Если я по каким-либо причинам не захочу или не смогу сказать правду, то лучше промолчу, но лгать не стану. Еще мне нравится моя гордость. Я очень гордая, и мне это нравится». Вероника.
Как Вам, коллеги, последнее признание? Здесь мы вступаем в ту область нравственности, которую невозможно адекватно рассматривать, не привлекая религиозные ценности. Гордость или гордыня – грех по христианским понятиям. Однако, зная Веронику, могу сказать, что ее «гордость» - это скорее внутренне чувство личного достоинства, мало имеющее общего с гордыней как таковой.
И последняя работа – Светы, которая в прошлом задании единственная среди всех сделала попытку «генетического» анализа:
«Что мне в себе больше всего нравится? Наверное, то, что я могу принимать людей такими, какими они и есть. Хотя сразу этого не скажешь. Я, конечно, иногда пытаюсь «подогнать» людей под себя, но в конечном итоге они остаются самими собой. Еще мне нравится в себе то, что я общительный человек и легко могу найти контакт с другими людьми. Также то, что я люблю заботиться о маленьких детях и терпеть все их шалости. Потому что я очень люблю маленьких детей». Света.
Ну, что ж, Света не подкачала и в этом задании. У нее, безусловно, дар глубокой личностной интроспекции.
Чего мне больше всего не хватает?
Такой вопрос породил многие и глубокомысленные интроспекции в собственную жизнь и душу. Мы к ним чуть позже вернемся, а пока попробуем хотя бы немножко классифицировать ответы.
Ребятам не хватает свободного времени и отдыха, юмора, общения с друзьями и вообще друга и близких друзей, терпения и трудолюбия, мудрости и понимания.
Однако за всем этим, а также работами, где говорится об этом прямо, очень часто стоит потребность в очень близком и понимающем тебя человеке, который может оказать тебе моральную поддержку и на которого всегда можно положиться:
«Мне не хватает такого человека, который стал бы для меня талисманом. Который выручил бы меня из беды, утешил бы в горе и никогда бы не бросил и не предал меня. И лучше, если б этот человек был противоположного мне пола. Ведь так всегда интересней, веселей, надежней. Как раз такой личности в жизни у меня нет». Наташа.
Если Наташа еще только мечтает о таком человеке, то следующая работа обнаруживает уже разочарование и горький опыт в попытке поиска и построения близких отношений, но не без надежды на хороший исход:
«Чего мне не хватает в жизни? Этот вопрос для меня на данный момент очень личный. Потому, что мне в жизни не хватает любимого человека.
Мне всегда и во всем везло, все меня сразу понимали. Но с этим человеком у меня не сложилось – я наверно просто ошибся(лась). А сейчас я пишу со слезами на глазах. Сейчас вы поймете, почему.
Я открыл(а) ему(ей) душу, а он(она) меня не так понял(а). Сейчас я с этим человеком в хороших отношениях, но мне все-таки обидно, что он(она) меня не так понял(а).
Если вы прочитаете мое д/з на палубе общения, то неверное мне станет легче. А еще легче мне станет, если мой любимый человек попросит у меня прощения. Ну, вот, пожалуй, и все, чего мне в жизни не хватает».
Обратили внимание, на попытку зашифровать свой пол и остаться инкогнито, и в то же время желание быть услышанным(ной). И опять на первом месте та же неутолимая потребность в близости и понимании.
Тот же мотив, только в другом разрезе прослеживается и в следующей работе:
«Наверное в жизни мне не хватает счастья и понимания. Меня никто по настоящему не может понять. Да, у меня есть лучшая подруга, но мы с ней очень разные, очень! Чаще всего и я не могу ее понять, из-за этого мы часто гавкаемся, но тут же миримся, даже не знаю, почему. Может, потому, что я слишком добра, да и она не злюка. У меня нет такого друга (человека), который бы меня понимал хотя бы в большей степени. Я даже сама не успела себя понять. В один момент с одним человеком я могу быть тихоней (сама доброта), и он думает, что я хорошая, а в другой момент раздражительная из-за плохого настроения – и люди думают, что я плохая и все прочее. А потом очень трудно доказать человеку, что что-то плохое – это очередная ошибка.
Вообще я еще и несчастливая. Есть люди счастливые, а у меня все наоборот. Если я говорю одно, то всегда будет другое. Что бы я ни сказала, всегда будет иначе, что бы я не предложила, всегда будет по-другому. А все потому, что мне не хватает счастья. Хоть бы капелька счастья, и все было бы отлично. Но пока мне кажется, что в этом мире я создана для одних бед и несчастий». Ира.
Итак, смотрите, у Иры уже прослеживается прямая связь между пониманием и счастьем. Помните классическое: «Счастье – это когда тебя понимают»?
А эту работу я привожу последней как пример того, что даже наличие понимающего тебя близкого человека – тоже не панацея. Давайте прочитаем его и задумаемся над тем, что в нашем изломанном и искореженном мире никому и никогда не удастся избежать дисгармонии и несчастий:
«Мне в жизни не хватает семьи. Может, кто-то удивится, но у меня нет настоящей семьи. Наша семья разделена на две группы: мой отец и брат, мама и я. Но даже в этих группах бывает, что каждый сам за себя. В нашей семье творится такое, что никто не понял бы, почему мы живем вместе. Каждый день у нас скандалы и руганка, и, как ни странно, козел, точнее, коза отпущения, всегда я.
У нас в семье существуют даже взаимные чувства. Мы с отцом друг друга просто ненавидим, а с мамой любим больше всего на свете. Но больше семьи мне не хватает одного ее главного члена – мамочки. Она вечером приходит с работы и все время находится с отцом рядом, поэтому мы с ней не можем даже поболтать. Нет, конечно, я разговариваю с мамой, но только когда отец куда-нибудь выйдет, мы может перекинуться парой слов, или когда он купается, на это у нас есть около 10 минут. Но бывает, что отец смотрит телек, а мама готовит. Тогда я спускаюсь к ней, и мы можем хорошенько поболтать, и то шепотом, т.к. он может подслушивать…»Алена.
Работа там еще продолжается, но я останавливаю этот грустный рассказ о человеческой неустроенности, о том, что главное, чего не хватает людям и, как ни грустно, детям и подросткам, – это обыкновенного человеческого понимания и тепла.
Как я общаюсь? Что получается и что нет?
Теперь обратимся к исследованию очень важного инструмента межличностного взаимодействия – общению. Многие проблемы личности так или иначе связаны с трудностями и неадекватностями в этой области.
Чтобы ребятам было легче справиться с этим важным заданием, лучше несколько информационно «вооружить» их. Полезно сказать, что эффективное и полноценное общение происходит тогда, когда ты достаточно уверен в себе и спокойно идешь на самораскрытие перед своим собеседником, когда ты настроен на восприятие его и сопереживаешь ему и вследствие этого – понимаешь его. Эти параметры эффективного общения можно даже дать под запись:
- положительное восприятие;
- сопереживание;
- понимание;
- уверенность в себе;
- самораскрытие.
Задание вызвало большой интерес и показало недюжинные рефлективные способности ребят. Многие из них интуитивно чувствуют важность исследования своих способностей в общении и не пожалели времени и сил для самопознания в этой сфере. Приведу сначала одну работу, в которой это хорошо заметно:
«При общении у меня больше всего получается понимание. Я могу понять человека, а чтобы это сделать, надо относиться к этому серьезно. Если ты не поймешь человека, то, я думаю, как ты вообще будешь с ним разговаривать? Поэтому сначала надо понять человека, а потом с ним уже будет легче общаться, и у меня это получается при общении. Еще я всегда уверена в себе, может, даже некоторые так не считают, но в душе я всегда уверена в себе.
Но есть, конечно, и другие качества. Вот, например, я не могу быть открыта для незнакомого мне человека. Конечно, я могу быть полностью открыта, но только для своих близких друзей. Мне очень тяжело общаться с некоторыми людьми в нашем лагере, но это только с теми, кого я плохо знаю…
Да, конечно, я переживаю перед общением, но редко – только в редких случаях с друзьями, ну и всегда с незнакомцами. Я переживаю, что незнакомый человек может меня не так понять, а еще и подумать обо мне плохо. Я-то смогу его понять, но поймет ли он меня? И если все это учесть, то, я думаю, что я общаюсь не лучше всех, но и не хуже…» Ира.
Да, Ира – «типический» пример в общении, и она сама это понимает. Отклонения от этого, «среднего», уровня общения могут быть как в лучшую, так и в худшую сторону. В лучшую – у тех ребят, которые вообще не испытывают никаких трудностей в общении. Такие есть, и они это сами знают и пишут об этом:
«В общении у меня получается все, т.к. я человек открытый, я легко понимаю человека, и мне удается вникать в человека и лучше распознавать его». Наташа.
Зная Наташу, могу сказать, что она не преувеличила свои способности в общении. За этих детей можно только порадоваться.
Однако у большинства ребят картина не такая радужная. Что-то у них получается, что-то нет:
«При общении мне не хватает открытости и уверенности в себе. Не знаю почему, пытаясь открыться человеку полностью, я не довожу дело до конца. А вдруг от не правильно меня поймет? Это меня всегда подводит. Еще у меня не очень с восприятием других людей, но зато с пониманием и сопереживанием все нормально. Не знаю, наверно это не правильно. Наверно, если не хватает уверенности в себе, то потом все пойдет рушиться по цепочке, и общения не выйдет.
Мне нужно работать над собой, и я буду стараться». Люда.
Итак, выявлены проблемы – недостаток уверенности в себе и как следствие этого – недостаток открытости. То, что это проблема не одной только Люды, подтверждают и другие работы:
«…Но не получается стать открытой хотя бы на чуточку. Я не бываю уверена в себе и поэтому мне очень трудно и в то же время страшно. Я думаю о том, как этот человек меня воспринимает». Юля.
Обратили внимание на последнюю ремарку. Концентрированность на себе сказывается негативно на процессе общения. Вот еще цитата по этому поводу:
«…При общении я иногда запинаюсь и в этом промежутке разговора обдумываю, все ли правильно я сказала, я боюсь сказать что-нибудь не так. Это из-за неуверенности в себе». Алена.
Следующая работа интересна не только в вышеозначенном смысле, но и анализом результатов общения с разными возрастными категориями людей:
«Мне кажется, что я при общении с людьми, которые младше меня или на старше на 5-6 лет, быстро адаптируюсь и общаюсь смело. С людьми, которым больше 20-ти я поначалу смущаюсь разговаривать. Но через некоторое время уже бойко общаюсь, и иногда все еще смущаюсь. Я думаю, что мне остается развить в себе такие главные слагаемые общения, как уверенность в себе и сопереживание. Из-за этих и других качеств у меня может не получаться общение. В основном это проявляется в общении со взрослыми. Потому что я, как только начинаю разговаривать с ними, думаю: а так ли я выгляжу, а может, им это не нравится, а может, я одет, на их взгляд, по-домашнему и т.п. И я понял, что это может повлиять на разговор. Я только начинаю бороться с этими качествами. Иногда из-за своей бойкости, я могу навредить будущим взаимоотношениям. Я думаю, что это может отпугнуть людей от меня. А в остальном у меня в общении все получается. Особенно, как я считаю, у меня получается понимать людей и не закрепощаться перед ними». Стас.
Обратили внимание на потенциал самокоррекции? Эта функция подобного типа домашних заданий здесь проявлена очень ярко.
Ну и напоследок – самые «трудные» случаи. Это те ситуации, когда трудности в общении вызваны предыдущим негативным опытом, а значит, успели закрепиться в личности в виде комплексов. Вот две работы такого типа:
«В общем, при общении у меня получается все. Я легко воспринимаю человека, сопереживаю и понимаю его. Уверена я в себе на все 100%. Но все же я не до конца открываюсь человеку. Началось это с того, как меня предал мой самый лучший друг. Теперь я не до конца открываю свою душу. Сначала мне нужно хорошо узнать человека, и только если я буду в нем очень уверена, я ему откроюсь». Вика.
«Когда я не знаю компанию, я сразу не могу войти и начать разговор. Я стесняюсь. Но когда я уже знаю человека и свою компанию, я могу открыто говорить, шутить. У меня в жизни было много несчастий, и когда я слышу какую-нибудь проблему, то я могу сопереживать ей и понять. На счет открытости: я могу открыться только самому лучшему моему другу в общении». Илья.
В этих случаях, конечно, нужна особая тактичность и мастерство воспитателя. Учить ребят преодолевать свои комплексы нужно, только следует помнить, что это процесс долгий, поэтому форсировать процесс «раскрытия» у этой категории ребят лучше поостеречься.
Я всегда чувствую себя счастливым (счастливой)…
Счастье – то состояние души, к которому стремятся все люди, и естественно анализ причин, вызывающих или порождающих это счастье, может многое сказать о человеке.
У абсолютного большинства ребят прослеживается связь между состоянием духа окружающих близких людей и собственным самочувствием. Вот яркий пример такой зависимости:
«Я всегда чувствую себя счастливой, когда хорошо моим друзьям и близким. Потому что это самое дорогое и святое в моей жизни. Если им плохо, то, конечно, и мне; если хорошо, то я счастлива за них». Света.
Нравственная составляющая здесь несомненна, но тут она носит, как бы сказать, общественный характер. А вот пример зависимости счастья от результатов работы над собой:
«Я всегда чувствую себя счастливой, когда рядом со мной находятся близкие мне друзья или родные. Еще я чувствую себя счастливой, когда я делаю добрые дела. Например, я не хочу что-то хорошее делать, и меня тянет на плохое, и вот когда я себя перебарываю, то у меня аж прям чувство наслаждения, и я чувствую себя счастливой. Когда я себя перебарываю и делаю все-таки доброе дело, а не злое, вот тогда я понимаю, что во мне есть человечность и чувствую себя счастливой». Ира.
Согласитесь, коллеги, здесь нравственный разрез еще более глубокий. Далеко не все способны ощущать счастье от побед над самим собой, особенно если это победы не физические и даже не психологические, а нравственные. Но именно эти победы есть самые ценные.
Следующая серия домашних работ будет связана с анализом негативных факторов и чувств. Нравственный разрез в них будет проявляться еще более ярко.
Мне бывает стыдно…
Стыд – функция человеческой совести, поэтому в этих домашних заданиях неизбежно появляется достаточно глубокий нравственный разрез.
Во многих работах можно проследить две основные причины стыда. Первая связана с внутренними переживаниями по поводу собственных неблаговидных поступков. Вторая - с неловкостью и нелепостью в глазах окружающих. Вот работа, которая как раз и выделяет именно эти причины:
«Мне бывает стыдно тогда, когда я сделаю что-то неправильно, а потом попытаюсь это скрыть. Иногда об этом поступке становится известно, и тогда я испытываю огромное чувство стыда. Но если об этом поступке никто не узнает, мне все равно будет стыдно за то, что сделал что-либо неправильно, а потом скрыл это.
Также я испытываю чувство стыда во время общения с людьми; если я, когда общаюсь, могу сказать что-то не то, и все начнут смеяться надо мной, то в этот момент обидно и очень стыдно». Юра.
Обратили внимание – стыдно даже в том случае, если никто не узнает. Это свидетельствует о развитом нравственном чувстве, которое способно действовать автономно и сигнализировать о нехороших поступках даже вне зависимости от реакции окружающих.
А вот домашнее задание с хорошим рефлективным потенциалом:
«Мне бывает стыдно перед моими друзьями за себя. У меня ужасный характер. Я могу поссориться с человеком из-за пустяка. Я всегда пытаюсь быть честной и справедливой, но у меня это не всегда получается. Поэтому мне и стыдно. Я знаю, что человек прав, но я не хочу быть не права. Я думаю, мой характер – быть всегда правой – это мой недостаток.
P.S. «Если те, которые повелевают, потеряли стыд, то те, которые повинуются, теряют уважение». Это говорил Ж. Рец». Алена.
Рефлективная цепочка здесь такая: от чувства стыда - к анализу собственного характера и выявление его недостатка.
А вот пример как чувство стыда помогло выявить не недостаток характера, а ошибку в поведении, что в свою очередь помогло сформулировать один из основополагающих принципов в деловых отношениях между людьми:
«… У меня был случай, когда я не ответственно подошел к очень и даже очень ответственному заданию. Когда у меня ничего не получилось, мне было очень стыдно смотреть в глаза тому, кто поручил мне это задание!
Никогда, никогда не относитесь к порученному вам заданию безответственно! Это может плохо кончиться!!! Я этому пример». Ваня.
Проповеднический характер обращения Вани в последних строчках подтверждает выстраданность его слов и придает им особую личностную убедительность и действенность.
Я всегда теряюсь и не знаю, что мне делать, когда…
Состояние растерянности говорит о психологической неприспособленности к действию в тех или иных дезадаптивных ситуациях. Когда нет готового паттерна поведения, а эмоциональный фон перегружен различными чувствами, тогда в принятии решения и может возникнуть сбой, который переживается как состояние растерянности и ступора.
Перечислим такие выделенные ребятами ситуации. Итак, состояние растерянности переживается в следующих типичных случаях:
- «когда меня обвиняют в том, что я не делала, и я не могу доказать свою правоту»;
- «когда мои шутки не понимают и обижаются на них»;
- «когда мне задают какой-то важный вопрос, а я не могу на него ответить»;
- «когда мне предлагают что-то очень важное для меня, а я не знаю, что делать, правильно ли будет так поступить»;
- «когда мне что-то говорят обо мне и о моих друзьях, меня это очень обижает, и я не знаю, как мне общаться с этим человеком»;
- «когда рядом со мной стоит очень красивая и обаятельная девочка»;
- «когда на меня кричат и срываются без повода»;
- «когда я нахожусь в незнакомой мне компании людей»;
- «когда человек, которому я доверил секреты, рассказал их всем подряд»;
- «когда все вокруг обижаются друг на друга и тем более плачут»;
У большинства ребят причина растерянности – эмоциональный ступор - растерянность в условиях, когда бурные эмоциональные переживания становятся неуправляемыми. Вот как, например, у Даши:
«Я всегда теряюсь и не знаю, что делать, когда меня ругают при всех или позорят при всех, или когда смеются надо мной по какой-то причине. И вот, когда меня позорят, я сразу же краснею, делаю дурацкую улыбку, теряюсь, и мне становится почему-то стыдно…».
Но не всегда эмоциональные переживания первичны. Для ярко выраженных интеллектуалов первичен именно умственный мотив растерянности – ситуации, подтверждающие фиаско разума:
«Я всегда теряюсь и не знаю, что мне делать, когда моя точка зрения оказывается ошибочной. Почему я теряюсь, я сейчас объясню. Я обычно уверен в том, что я говорю, и я всех убеждаю в правильности своей точки зрения, и когда она оказывается ошибочной, я не знаю, что мне говорить, и теряюсь и не знаю, что делать». Юра.
Кроме уже названных эмоциональных и умственных мотивов растерянности хоть и редко, но встречается и еще один мотив – нравственный. Вот отрывок из работы Иры:
«… Еще я теряюсь и не знаю, что мне делать, когда я одному человеку говорю неправду (а точнее, вру) и потом, узнав правду, он (этот человек) говорит мне прямо в глаза, что он точно знает правду, и ему надоело слушать мое вранье. Вот тогда я очень сильно теряюсь, и мне становится очень стыдно перед этим человеком и, не зная, что делать и как, я просто молчу и жду, чтобы этот человек излил на меня свою злость, и ему стало легче. Такой случай у меня уже был, и поэтому я теперь стараюсь не врать – это к хорошему не приводит».
Нравственный мотив наиболее ценен в этих работах, особенно, если он приводит в конечном счете к выводам, сходным с выводом Иры.
Меня особенно раздражает…
Теперь поговорим о раздражителях. Интересно, что это задание вызвало довольно эмоциональную волну откликов.
Можно много рассуждать о психологических, нравственных и даже философских причинах, вызывающих чувство раздражение. Например, раздражение по контрасту и раздражение по сходству. Чувство раздражения может вызвать слишком большой контраст между взглядами, поведением, ценностями…. Но, удивительно, что и сходство в этом может вызвать раздражение. Особенно, если это сходство в негативных каких-то аспектах. Тогда включаются механизмы психологической защиты, а сама причина раздражения, как правило, вытесняется из сознания.
Но давайте присмотримся к работам. Знаете, что вызывает наибольшее раздражение у большинства ребят? Неестественность и фальш в поведении. Об этом пишут многие и многие, причем, как мальчики, так и девочки.
«Меня особенно раздражает, когда люди строят из себя неизвестно кого, показывают, что они гордые, что им на все наплевать, что они «выше» и умнее остальных. Хотя на самом деле они – обычные «серые» люди, которые просто фальшиво ведут себя. Такие люди «втираются» в «не серые» компании, гуляют и общаются с людьми, которые интереснее и необычнее ведут себя, чем они. Но эти люди такие и есть. А те, о которых я говорю, строят из себя похожих на них, но у них это не получается и выглядит все это отвратительно. Меня это раздражает». Юра.
Вообще-то по большому счету психологическая основа здесь понятна. Подростково-юношеский переходный возраст – самая благодатная почва для разных неадекватностей. Это тот возраст, когда ищутся и примиряются различные жизненные роли и сценарии поведения, многие из которых не являются органичными. И причин для раздражения у тех, кто видит это со стороны, - более чем достаточно.
Но вот что интересно. Одно – видеть у других неестественность и фальш, другое – заметить ее в себе. Вот очень интересная и примечательная работа:
«Особенно меня раздражает несколько вещей. Во-первых, меня жутко раздражает такое качество в людях, особенно в моих сверстницах, как неестественность. Не перевариваю органически таких девушек, которые строят из себя тех, кем не являются и быть не могут. (Сейчас ни на кого из лагеря нет намека!)…». Женя.
Прервем на время работу Жени. Итак, Женя ополчается, причем ополчается жестко на неестественность. Однако среди других сданных работ есть и такая анонимная:
«Меня раздражает…. Женя. Потому что она хочет выглядеть элегантно и круче всех, но у нее это не получается и выглядит она очень беспонтово».
Тут уж по библейски: какой мерой мерите, такой и вам отмерят. Женя ополчилась на неестественность других, не заметив ее в себе. Очень похоже, что сработал как раз тот самый механизм «вытеснения по сходству», о котором мы уже с Вами, коллеги, говорили.
Но продолжим работу Жени:
«…Во-вторых, мне очень не нравится, когда на меня таращатся, как на музейный экспонат. На мой взгляд, каждой девчонке нравится, когда на нее с улыбкой поглядывает симпатичный парень, и к ней обращаются, чтобы познакомиться. Но если внаглую пялятся и говорят что-то вроде: «Эй, давай познакомимся!», то это просто хамство в самой жесткой форме.
Ну, и в-третьих, я не люблю одно мое свойство. Когда очень сильно и долго смеюсь, то начинаю п о х р ю к и в а т ь! Да, это так. У меня нет проблем со здоровьем, и я не знаю, почему это происходит. Хоть это и бывает редко, но тем не менее…
Не думаю, что я слишком раздражительна, но когда я в плохом расположении духа, и мне противоречат или говорят что-то, что мне не нравится, не ручаюсь, что смогу сдержаться. Это для меня некий раздражитель».
В последних причинах раздражения Женя обращается к самой себе уже вне зависимости от окружающих людей. Это очень важный нравственный переход – испытывать чувство раздражения не от контактов с окружающим миром, а от самого себя. Это возможно только на достаточно высоком уровне нравственной зрелости. Кроме Жени наиболее ярко этот уровень проявился только в одной работе:
«Иногда меня особенно раздражаю я сама. Бывают ситуации, где я сама себя очень сильно раздражаю. Вообще почему-то сейчас в последнее время я все чаще себя раздражаю.
А вообще меня раздражают очень многие вещи, т.к. я очень раздражительный человек». Вероника.
Жаль, что Вероника ограничилась лишь констатации ситуации. Ссылка на раздражительность не может здесь быть полностью исчерпывающей.
Меня злит, когда…
Похожее задание, но с усиленным в психологическом плане негативом. Для примера приведем только одну работу, которую действительно можно назвать «злой». Эмоциональный заряд в ней «бьет» даже по истечении времени:
«Меня злит то, что люди говорят гадости за спиной у какого-нибудь человека; меня злит, когда человек, которого ты считаешь другом, предает тебя. Меня просто бесит, когда люди строят из себя то, что на самом деле нету. Меня злит, когда люди распускают идиотские сплетни по поводу меня; меня злит то, что иногда из моего ящика берут мои носки; меня злит то, что и я порой бываю очень даже не прав; меня злит существование школы; меня злит то, что порой у меня виснет компьютер. И меня очень сильно злит существование некоторых субъектов, которые, по моему мнению, не должны жить не свете!» Ваня.
А ведь Ваня сам по себе не злой человек, его редко можно увидеть раздражительным и вообще никогда грустным. Но одно «грустное» свойство в нем есть – накапливать отрицательные эмоции и…. Да, и однажды выплеснуть их. И хорошо, когда это происходит в такой опосредованной форме.
Мне всегда бывает больно в душе, когда…
Задание вызвало достаточно глубокий рефлективный резонанс у ребят.
Дело, видимо, в том, что чувство душевной боли настолько трудно переносимое чувство, что помимо желания заставляет задуматься о причинах ее появления и способах устранения. Боль – как индикатор нарушения нравственных законов поведения – позволяет высветить эти нарушения и мобилизоваться к исправлению собственного поведения, если это зависит от тебя. Иногда поневоле приходится задуматься над особенностями своего характера и личности (примем господствующую в психологии классификацию, что характер – это особенности восприятия окружающего мира и реакции на него, а личность – особенности ценностных предпочтений), как в этой работе:
«Мне в душе всегда бывает больно, когда близким мне людям бывает очень плохо. Еще тогда, когда люди, которым я всегда доверяла, предают меня, делая это так, чтобы не остаться виноватыми. Также мне в душе бывает больно, когда один человек (не буду называть его имя) относится ко мне так, как я этого не заслуживаю. И тогда мне становится не просто больно, но и тоскливо и одиноко.
По характеру я трудный человек, хотя многим так не кажется. И поэтому люди даже не замечают, что от некоторых их поступков и действий мне действительно больно в душе. Но я бы не сказала, что я довольно скрытный человек, скорей всего наоборот – я открытый человек, но для каждого с разной стороны». Света.
Света в целом перечислила типичные причины душевной боли: предательство со стороны друзей, переживание за близких, несправедливое отношение.
Приведем пример, когда душевная боль является настоящим побудителем и стимулом для самосовершенствования. В этом случае очень ярко задействуется именно воспитательно-коррекционная функция домашних работ подобного типа:
«Мне в душе всегда бывает больно, когда меня начинают ругать…. Душа у меня болит из-за того, что я начинаю понимать: «Я совершил плохой поступок». Меня обычно ругают не за зря, и я сразу же начинаю прокручивать в голове тот плохой поступок, который я совершил. Мне хочется вернуться обратно и все исправить, но, к сожалению, я не могу, и поэтому я стараюсь больше не совершать плохих поступков. Стараюсь, чтобы меня не ругали, и чтобы у меня не болела душа». Юра.
Новый, более глубокий нравственный разрез приобретают ситуации, когда боль вызывается не критикой со стороны, а собственным нравственными мучениями. Боль от суда совести – боль наиболее благородная с нравственной точки зрения:
«Мне в душе всегда бывает больно, когда я кого-нибудь обману или солгу. Иногда из-за того, что я солгала подруге или еще какому-нибудь близкому мне человеку, я не могу спать по ночам, смотреть в глаза и даже общаться с этим человеком». Ангелина.
Но еще большую нравственную высоту поднимаются примеры, когда человек испытывает боль не от ситуаций, непосредственно затрагивающих тебя и вызванных собственными недостатками – пусть даже под огнем собственной совести. Я имею в виду те примеры, когда у человека болит душа об общественных недостатках, несовершенстве этого мира в целом. Печатью «мировой скорби» отмечены немногие благородные души, и тем большую радость вызывает тот факт, что они есть и среди наших ребятушек:
«Мне в душе всегда бывает больно, когда я вижу издевательство над людьми и животными, когда смеются за спиной человека, делают что-то против воли человека, когда я вижу и слышу, сколько беспризорных детей на улицах, и когда говорят обо мне плохо.
Вообще, я наверное больше добрый человек, я никому не желаю зла, даже преступникам или еще кому-то. Часто люди говорят: «Надо убивать всех, кто загрязняет этот мир своими поступками». У меня такие слова вызывают боль в душе. Ведь человек не виноват в том, кем он стал. Все рождаются хорошими, добрыми, но, к сожалению, не все потом остаются такими, какими они родились». Вероника.
Да, Вероника, если ты сохранишь в себе эту благородную боль об отверженных мира сего, за твою жизнь не будет стыдно, в этом нет никаких сомнений!..
Мне хочется плакать, когда…
Это задание я дал на следующий год после предыдущего. Они кажутся похожими по внешней форме, но есть один интересный нюанс.
Боль и слезы – всегда ли они связаны? Ведь человек может не всегда плакать, когда ему больно, а когда он плачет, то не всегда от боли. Хотелось посмотреть, будет ли прослеживаться это довольно тонкое различие в домашних работах.
В общем, определенная автономия боли и слез, разность причин, которыми они вызываются, подтвердились. Давайте присмотримся к следующей работе:
«Мне хочется плакать, когда мне очень больно в душе. Вообще я не плакса, но плакать хочется очень часто. Я плачу оттого, что не понимаю многих людей, близких мне. И от этого мне кажется, что я не понимаю весь мир. Я плачу, когда меня выведут из себя, и это окажется последней стадией моего терпения. Иногда я плачу, когда у меня что-то не получается. Я плачу, когда мне надоедает всё и все, что меня окружает, и от этого никуда не деться. Я плачу, когда случается горе. Еще, когда на меня нападает паника. Бывает такое, что я плачу от смеха или от счастья, но это бывает редко.
Я считаю, что плакать свойственно всем. Свои слезы в некоторой степени – это выплескивание эмоций». Света.
Света начала с прямой зависимости боли и слез, но в дальнейшем, кроме горя, все остальные причины слез с душевной болью напрямую не связаны. Здесь есть слезы от непонимания, от раздражения, от неудачи, от скуки, от паники, от смеха и счастья.
И очень важная обобщающая все эти причины приписка в конце: слезы – как средство эмоциональной разрядки. И, видимо, это очень близко к истине.
И все-таки, как ни крути, слезы остаются главным мерилом душевной боли, которая в свою очередь чаще всего вызывается разрывом в отношениях с дорогими людьми. Сейчас я приведу работу Алены, которая именно об этом. Надо сказать, что описанная ею драма разыгрывалась в лагере практически у меня на глазах, но я не придавал ей сколько-нибудь серьезного значения. «Так, - думал я, - поссорятся – помирятся. Дело, как говорится, житейское». Даже этой работе я не уделил тогда особенного внимания. Только сейчас по прошествии нескольких лет в беседах с «обеими» сторонами я постепенно понял, что все было достаточно драматично. В общем, судите сами:
«Мне хочется плакать, когда вокруг меня несправедливость. Когда человек, который для тебя значит больше жизни, который резко занимает огромное место в твоей жизни, который значит для тебя все, человек, которым ты восхищаешься, идеал, к которому ты стремишься, тот, кого ты считаешь самым справедливым и надежным, человек, который никогда не предаст, самый близкий для тебя человек, - резко меняется, становится злым, жестоким и несправедливым. Который причиняет тебе слишком много боли, который начинает в лицо говорить гадости, чтобы угодить кому-то еще. Когда ты понимаешь, что все, что было раньше – все это ты придумала сама, все это было фикцией, шуткой, обманом – вот это по-настоящему больно и хочется плакать. Когда он говорит тебе, что ты врешь, хотя это, наверное, единственный человек, которому я всегда говорила правду, даже никогда не недоговаривала, которому я просто органически не смогла бы соврать – начинает так о тебе думать.
Знаете, как это больно, когда ты разочаровываешься в самом близком тебе человеке? Все то, что ты считала таким чистым, высоки, искренним, оказывается таким низким и рутинным. Обидно, однако…
Когда испытываешь это на себе – хочется измениться самой, хочется быть другой. Ведь та веселая девчонка была связана дружбой с этим человеком, а раз его не стало – не может быть и той девчонки. Я огромным усилием воли полностью себя меняю, и, как видите, у меня это получается, просто от этого мне легче. Я думаю, что изменился не только тот человек, а изменилось все.
Это единственная причина, когда у меня нет сил сдерживать слезы. Слишком большая боль от разочарования в идеале.
Наверное я слабая.
P.S. Меня очень часто мучает вопрос: что же все-таки произошло?» Алена.
Я думаю, что по прошествии времени не будет слишком бестактным, если я кратко и в общих чертах попытаюсь дать ответ на твой вопрос, Алена.
Скорее всего, случился классический «треугольник». Специально не называю этот треугольник «любовным», так как на это нет достаточных ни возрастных, ни психологических оснований. Но это не меняет сути дела. Иногда и дружеские отношения могут достигать не меньшей степени глубины и интенсивности, и ты сама подтверждаешь это.
Твоя, Аленка, трагедия заключается в том, что в этом треугольнике он выбрал не тебя. Нет никаких сомнений в искренности твоей боли по этому поводу, но, видимо, он в то время не мог сделать по-другому. Он сделал свой выбор. И с этим осталось только смириться…
Следующая группа домашних работ носит достаточно выраженный обобщающий характер среди познавательно-рефлективных заданий. Как правило, они акцентированы на выявление характерных особенностей личности, а также ее главных поведенческих или нравственных проблем.
Трудней всего мне в жизни…
Итак, главные трудности – как отражение личностных проблем – причинно-следственная завязка, которая должна быть выявлена в этот домашнем задании. И в целом она просматривается. Можно даже выявить определенную иерархию от личностно-психологических проблем, которые связаны с особенностями характера до наиболее глубоких – нравственных.
Вот типичная трудность для многих подростков:
«Я думаю, что все-таки труднее всего мне в жизни знакомиться с новыми людьми, особенно с мальчиками. Я стесняюсь подойти первой, как-то заговорить. Но если меня с кем-то познакомят, или со мной познакомятся, то я всегда пытаюсь поддерживать отношения с этим человеком. Но не всегда мне это удается». Света.
Проблемы в общении мы уже рассматривали, но в следующей работе отметим один интересный нюанс восприятия:
«Трудней всего мне в жизни понять человека. Когда кто-нибудь говорит о себе или вообще о чем-нибудь невероятном, о том, во что нельзя поверить. И я потом думаю, что человек ненормальный.
Потому что со мной так бывало. Потом я себя чувствовала, если так можно сказать, не в своей тарелке». Света.
А вот работа, которую можно назвать переходной от психологических к нравственным проблемам:
«Трудней всего мне в жизни, когда у меня что-то не получается и нет поддержки. Ведь человеку главное поверить в свои силы, и когда некому его поддержать, это фактически невозможно». Вадим.
Здесь можно увидеть недостаточную уверенность в собственных силах, что находится в целом в плоскости психологических проблем, но проблема «поддержки» - это уже из области нравственности.
И, наконец, чисто нравственная проблема. Обратите внимание, насколько она осознается именно как нравственная проблема:
«Труднее всего мне в жизни переносить боль или оскорбление. Человек, который сделал мне больно, или оскорбил меня, очень крупно пожалеет об этом. Я начинаю мстить этому человеку. Понимаю, что это плохо, но все равно продолжаю.
Не знаю, как мне быть. Думаю, что в лагере мне помогут». Нина.
Нина - молодец хотя бы в том, что вообще осознает эту проблему. Согласитесь, что для многих и многих «мщение» как таковое – обычная практика. Важно, что она оценивает именно с нравственной точки зрения – «понимаю, что это плохо». И упование на помощь участников лагеря как средство решения этой проблемы показывает возможный способ разрешения этой проблемы. Это тоже говорит о многом. Не самозамыкание, на наоборот – самораскрытие с надеждой на дружеский совет.
И ведь Нина реализовала свою «общественную потенцию». Только не в этом году, а на следующий год, когда она снова попала в лагерь друзей. С ней был связан следующий эпизод. После нашего заключительного выступления с вожатским концертом в подшефном детском лагере «Солнышко» (есть у нас такая традиция), Нина подверглась «дружескому огню» наших признанных мальчиков-острословов. И, разумеется, жестоко обиделась. Что делать? Повышенная восприимчивость, связанная с высокой самооценкой, некоторого даже нарциссического свойства, в очередной раз дала о себе знать.
Но вот прошла процедура последнего «признания любви», когда каждый в лагере признается в любви каждому. (Есть у нас и такая традиция.) После того, как все прочитали эти признания, предлагаю сделать засветку чувств. И в засветке Нины читаю:
«Честное слово, мне очень приятно! Особенно приятно, что Ваня, Юра и Макс даже попросили прощенья! И я только сейчас их простила! И еще раз – мне очень приятно!» Нина.
Значит, научилась все-таки прощать?.. Ну, положим, говорить еще о преодолении проблемы «мщения» рано, но сдвиги в положительную сторону бессмысленно отрицать. И это приятно не только Нине.
Мне очень трудно забыть…
Эти домашние работы вызвали бы немалый интерес у психоаналитиков и даже у психиатров с точки зрения влияния эмоционально перегруженных и травмирующих событий на психологическую конституцию их перенесших ребят. Здесь много историй о страшных событиях на море и в горах, на кладбище и на внезапно остановившемся колесе обозрения.
Но мы уделим внимания нескольким работам с явным нравственным подтекстом.
Вот пример благотворного, хотя и затянувшегося духовно-нравственного последействия, - буквально психологического отпечатка, оставшегося в душе одной из участниц лагеря. По таким, кстати, работам можно судить об эффективности прошедшей смены и узнавать наиболее «захваченных» ею ребят:
«Мне очень трудно забыть «Лагерь актива 2002». Я, конечно, не собираюсь его забывать, нет, просто я все время думаю о нем, о нем все мои мысли. Мне очень понравилось, даже можно сказать, больше чем понравилось. Я всех почти полюбила, и многие стали моими лучшими друзьями. Мне хватает тех людей, которых нет в этом лагере. После «Актива» я долго отходила, целый месяц. Я не могла отвыкнуть от лагерной жизни. Находясь в этом лагере, я вспоминаю тот и сравниваю дни того и этого лагеря. Впрочем, у меня вся голова забита им». Света.
Света, кстати, ниже просит не читать эту работу на палубе общения – явное свидетельство неуспокоенности и повышенной эмоциональной заостренности переживаемых ею чувств. А нравственный контекст этому «отпечатку» придает упоминание о любви и дружбе.
Теперь перейдем к отпечаткам с отрицательным нравственным оттенком. Они стоят того, чтобы к ним присмотреться. Вот первая работа:
«Я человек не злопамятный и поэтому быстро забываю все недочеты окружающего мира. Но все же есть один момент в моей жизни, который мне очень сложно забыть.
Это случилось в седьмом классе, когда на меня непонятно из-за чего обиделись мои подруги. Почему? Мы не ссорились и не ругались, - я не знаю. Ну, в общем, дальше они подговорили, или я просто не знаю, что они сотворили. Короче говоря, со мной перестало общаться очень много народа. Но вскоре все нормализовалось, и я снова дружу, и всегда буду дружить с этими людьми.
P.S. Мне пока не удалось забыть это происшествие, но вскоре старые раны затянутся, и все забудется». Лена.
Не знаю, как у Вас, но у меня, коллеги, эта работа Лены вызывает знакомое чувство «тревожного сопереживания». Обратите внимание: казалось бы, формально ничего не произошло, но психологически – «раны затянутся». Произошла целая драма, которую действительно нужно еще суметь пережить.
Однако, если у Лены нравственный элемент, так сказать, «экстравертирован», она выступает в качестве «страдательного» субъекта, то в следующей работе он производен от самого автора:
«Думаю, что в моей жизни было много поступков, совершенных мною или моими друзьями, которые я не могу забыть. Но все они не так серьезны.
Когда я училась в 6-м, то из нашего класса ушла девочка, которая была моей лучшей подругой. И со временем я перестала с ней общаться (сейчас очень редко). Но через некоторое время я увидела в нашем классе еще более интересного, веселого человека, которая стала ближе, чем подруга для меня. Думаю, с моей стороны это некоторое предательство, которое я не могу забыть». Ангелина.
Согласитесь, друзья, надо иметь большую нравственную чуткость, чтобы ощутить то, что переживает Ангелина, в качестве проблемы.
Мне полезно…
Задание с несколько проективным оттенком, потому что соотносится с внутренней системой ценностей в ее нравственном разрезе.
Как Вам, коллеги, покажется этот нравственный разрез в следующей короткой работе?
«Не знаю, что полезно для меня, потому что главное – полезное для других. Я стараюсь делать людям добро, и мне не важно, как оно ко мне обратится – положительно или отрицательно. Если на меня оно повлияет негативно, я просто не намечу». Аня.
Не говоря о вас, - даже у меня возникают сомнения в полной искренности написанного. Точнее, не искренности, а объективной истинности. Может быть, Аня все-таки где-то принимает желаемое за действительное.
В следующих работах нравственный фокус нацелен на анализ собственных недостатков. Важно, что осознается важность самого этого анализа:
«Для меня полезно время от времени анализировать свои поступки и действия. Я иногда совершаю такие ошибки, понять которые можно только их анализом. И потом уже думаешь, каким образом что-либо поправить и как поступить дальше. Да и отношения с некоторыми людьми можно наладить только после того, как все сказанное им проанализируешь и составишь дальнейший план действий». Женя.
Но если Женя говорит в общем о пользе анализа и своих недостатках, то Вероника уже достаточно глубока в них разобралась:
«Я думаю, что для меня было бы полезно быть решительнее и увереннее в некоторых ситуациях. Бывают такие случаи, когда нужно твердо что-то сказать или решить, а из-за своей неуверенности я этого сделать не могу. Думаю, что мне было бы полезно проявлять больше решительности и уверенности. Еще мне было бы полезно в некоторых случаях проявлять больше твердости и жесткости. Случаются такие случаи, где эти качества я недостаточно проявляю, а потом из-за этого страдаю.
Я думаю, что если все вышеперечисленные качества проявлять в нужно месте в нужное время, то для меня это будет полезно». Вероника.
И напоследок работа Вадима. Он уже точно знает свои недостатки, и как полезно иногда интерпретировать их в виде достоинств:
«Для меня полезно каждый год отдыхать на Канарах или, на крайняк, на Багамах. Съедать в день по полкилограмма икры, парочку омаров, кальмаров, запивать все это вином.
А если честно, то для меня бывает полезно иногда держать язык за зубами. Иногда наоборот сказать. Всякая работа для меня бесполезна. Потому что лень – это главное мое качество, главное мое достоинство после чувства юмора. Лагерь для меня тоже полезен. Здесь можно полностью сосредоточить внимание на себе и окружающих». Вадим.
Я отвечаю за…
Задание, позволяющее оценить степень ответственности личности. И соответственно уровень ее зрелости. Главный мотив работ – ответственность за самого себя:
«Естественно, в мои 13 я отвечаю за себя и только. Когда я достигну более зрелого возраста, то буду отвечать еще и за родителей.
А пока я отвечаю за мое здоровье, обеспечение чем-либо. Нет, родители тоже этим обеспокоены. Ведь я понимаю, что если за что-нибудь отвечать, то за это и беспокоишься (или наоборот?!). Но и от меня это тоже зависит.
P.S. Помимо этого я в ответе за свой «базар» и поведение, которые некоторые склонны неправильно расценивать». Женя.
В последней ремарке Женя выделила два проявления личности, которые наиболее часто упоминаются и в других работах – ответственность за поступки и ответственность за слова. Вот пример первого:
«Я отвечаю за свои поступки и за то, что я делаю. Я никогда не скрываю свои поступки, какими бы они не были, так как «тайное все равно становится явным», и лучше признаться сразу, а не потом». Юля.
А вот второй вариант:
«Я стараюсь отвечать за свои слова. Я никогда не отрицаю того, что говорила. Стараюсь сначала думать, а потом говорить, но это получается не всегда, и если так случается, то потом жалею и страдаю из-за этого». Вероника.
Похожие работы, не правда ли? Немного удивляет уверенность в постоянной открытости, что помимо воли наводит на мысль о частичной выдаче желаемого за действительное.
Моя самая большая ошибка…
Ошибки, как известно, – самый ценный жизненный опыт. Поэтому среди познавательно-рефлективных заданий это одно из самых важных. Важно бывает не просто признать свои ошибки, но и сделать из них правильные выводы, обнаружить их проективный потенциал. Посмотрим, насколько это удалось нашим ребятам.
Начнем с оптимистического. Вот пример такого отношения к совершенным и еще не совершенным ошибкам:
«Я полностью состою из противоречий и поэтому совершаю неизмеримое количество ошибок. Правда, радует то, что все они не серьезные, и мне не составляет труда их исправлять.
Да, все-таки была в моей жизнюличке (пояснение: маленькой жизни) одна серьезная ошибка, которую мне не дано исправить, а мучаюсь я с ней по сей день. Эта ошибка состоит в том, что я родилась на свет. Ну, это, конечно же, несерьезно!!!
На самом деле, все совершенные мною ошибки – просто разминка, предоставленная судьбой, а главная ошибища (пояснение: большая ошибка) подстерегает меня в далеком будущем!!!». Лена.
Оптимизму Лены можно только позавидовать, потому что у многих других ребят уже были ошибки, которые они сами считают достаточно серьезными.
Вот несколько парадоксальный пример – пример «переноса» или «интроекции», когда объективно мало зависящая от тебя ситуация интерпретируется в виде твоей собственной ошибки:
«Моя самая большая ошибка, приносящая вред окружающим, это то, что на разных мероприятиях (первый-последний звонок, городские прогулки) присутствуют мои родители и находятся всегда возле меня. Они всегда мешаю мне заняться тем, чем мне лично нужно. «Аня, куда? С кем? Зачем? Быстрее! Что ты возишься?..»
Они всегда сбиваю меня с толку, и я забываю сделать что-либо очень важное. (Я же не скажу: мама (бабушка), вы где-нибудь подождите меня…)». Аня.
Да, эта работа – наглядная иллюстрация пагубности родительской гиперопеки.
Теперь перейдем к ошибкам, которые вытекают из особенностей характера. У них есть нравственная подоплека, так как последствия этих ошибок однозначно интерпретируются как зло.
«Моя самая большая ошибка в том, как я отношусь к новым людям. Если человек с самого начала мне не нравится, то ни что в дальнейшем не заставит меня полюбить этого человека. Из-за этой ошибки я теряю новых друзей, так как если человек оказался хорошим и хочет поближе узнать меня, то я совсем не желаю с ним знакомиться, так как первоначальное мнение о нем мне сильно мешает. Из-за этого мнения я чувствую отвращение к этому человеку. И это моя самая огромная ошибка.
P.S. В лагере друзей таких людей, к которым я чувствовал бы неприязнь, - нет». Юра.
Но все-таки это опять-таки скорее не ошибка, а недостаток характера, влияющий особенности восприятия окружающих людей.
Перейдем, наконец, к ошибкам в поведении.
«Моей самой большой ошибкой было желание рано (в 11 лет) начать жизнь подростка, т. е. встречаться. Нет, я не делала никаких глупостей (упаси, Боже!). Просто из-за этого я не всегда теперь могу нормально дружить с мальчиками». Женя.
Жаль, что Женя не пояснила, в чем это выражается. Я в целом не замечал у нее проблем в этой области. Может быть, небольшая суховатость и повышенные требования ко всем тем, кого она допускает к себе. Но насколько это связано с обозначенной ею «ошибкой» - сказать трудно.
Ну и, наконец, самая серьезная «ошибка»:
«Самой большой ошибкой в моей маленькой жизни стало предательство друга. Это было не так давно, я бросила своего друга в очень трудную минуту. Как это получилось? Наверное, просто я не понимала, какой это хороший и искренний человек. Мне казалось, что я права и этим поступком преподам какой-либо урок этому человеку. Хотя, наверное, нужно было все просто объяснить. Сейчас я раскаиваюсь в том, что произошло. В данный момент я дружу с этим человеком и надеюсь, что он меня до конца простил». Света.
И все-таки, Света, ты – молодец! Далеко не каждый сможет так признать свою «ошибку», особенно, когда кажется, что все уже исправилось и «поросло травой».
Мне трудно понять…
Я специально поставил это задание последним, чтобы показать, что, несмотря на весь немалый познавательно-рефлективный потенциал предыдущих работ, и в самом себе и в окружающей жизни остается много непознанного и непонятого. В принципе это нормально. Удельный вес непонятого и непознанного для всех мало-мальски глубоких людей всегда превышает объем познанного и понятого. Важно это понимать и не воспринимать как трагедию. Наоборот – это прекрасное поле для исследований и постоянно горящего интереса к жизни.
Начнем, пожалуй, с интроверсии – погружения в непонятное в самом себе. Для многих ребят именно это составляет предмет главной заботы:
«Мне трудно понять, когда я чего-то хочу, а сама не знаю чего. В этих случаях мне очень трудно понять себя. Иногда я не понимаю свои поступки и мысли…». Алена.
В следующей работе более глубокий анализ непонятного в себе самом:
«Мне бывает очень трудно понять, когда люди поступают не так, как должны были поступать.
Но еще труднее мне бывает понять себя и свое поведение. У меня иногда складывается ощущение, что мое подсознание живет абсолютно отдельно от меня, моих чувств и разума. Мне хочется сделать что-то, поступить как-то по-хорошему, но почему-то получается совсем по-другому. Может, я не умею себя контролировать, надо подумать и хорошо разобраться. Тем не менее мне очень часто трудно себя понять». Женя.
Женя и сама, по-видимому, не подозревает, что в своем анализе непонятной автономности своих желаний и поступков почти цитирует св. апостола Павла:
«Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Рим. 7. 15.
Нужно быть достаточно глубоким человеком, чтобы отследить эту автономность желаний и поступков, причем, автономность с негативным нравственным результатом. Агрессивная независимость живущего внутри человека зла – достояние глубоких самоииследований многих поколений христианских подвижников, которых с полным правом можно назвать лучшими знатоками человеческих душ.
А теперь начнем постепенный переход от интроверсии к непонятному в окружающей жизни. Именно – постепенный, потому что для многих ребят границу между первым и вторым провести довольно сложно.
«Мне трудно понять, почему мои друзья кинули меня. Трудно понять, почему вдруг навалилось столько проблем. Во всем другом пока еще могу разобраться». Таня.
Усугубляем тему. Непонятность наличия зла в окружающих людях.
«Мне трудно понять, как люди более глупые и менее талантливые, чем я, идут вперед, хотя, возможно, это из-за моей лени. Мне трудно понять, откуда в сердцах людей берутся ненависть и ярость, куда уходит любовь, и почему друзья меняются и становятся настоящими гадами». Вадим.
А последняя работа – настоящий крик. Крик от боли, боли от зла окружающего мира. И этот крик тем более искренен, потому что он исходит от одного из самых жизнерадостных ребят, с которыми я сталкивался на своем педагогическом поприще:
«Мне трудно понять то, что некоторые люди существуют на этом свете! Мне трудно понять то, что люди так порочны и злы! Я не могу понять того, что многие люди лживы и льстивы. Я не могу понять того, что мир так жесток! Мне трудно понять то, что люди не исправляются и не думают о своих ошибках!
Но где-то еще тлеет надежда на то, что мир станет лучше». Ваня.
Да, Ваня, зло потому так непонятно, потому что оно противоестественно. Оно неестественно и в своем происхождении, и в своем развитии, и в своих проявлениях, и в своих необъяснимо жестоких результатах и последствиях. Оно противоестественно для всех душевных проявлений человека – для его чувств, для его воли и для его разума. И потому наш бедный разум отказывается постичь зло как субстанциальность этого мира. Оно кажется ему непонятным извращением, привнесенным откуда-то извне.
И - слава Богу! Ибо нельзя постигнуть зло, не отравившись им. Холодный рассудок, раскрывающий все новые и новые стороны и проявления зла, - сам бывает поражен злом как раковой опухолью. Так что лучше давайте здесь остановимся и поставим на этом точку.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь