В 2006-2009 годах существовала ежегодная кинопремия MTV Russia Movie Awards – российский аналог одноимённого американского шоу. Номинаций было 12, главные из которых – «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».
Особенно запомнилась всем вторая кинопремия MTV Россия, которая прошла вечером 16 апреля 2007 года в кинотеатре «Пушкинский». А запомнили её благодаря эмоциональному поступку маститого режиссёра Владимира Меньшова.
Ведущими той церемонии вручения кинонаград были Иван Ургант и Памела Андерсон (годом ранее – Дмитрий Нагиев и Мила Йовович).
В качестве почётного гостя мероприятия, Владимир Меньшов должен был выйти на сцену, распечатать конверт, огласить название лучшего фильма и вручить его создателям главный приз – «кино-хлопушку».
На него по итогам 2006 года претендовали комедийные мелодрамы «Жара» и «Питер ФМ»; криминальный боевик «Бумер-2»; фэнтэзи «Волкодав из рода Серых Псов» и псевдо-исторический фильм о Великой Отечественной «Сволочи»
Победу MTV Russia отдала именно этой картине Александра Атанесяна, якобы основанной на реальных событиях.
Вся рекламная кампания «Сволочей» строилась на том, что сценарий основан на реальных событиях из биографии Владимира Кунина, по повести которого (написанной в 2003 году) и был снят фильм. А сейчас я расскажу, что не так с этим фильмом.
ФСБ провела собственное расследование: какой был ответ?
Владимир Кунин (настоящая фамилия Фейнберг) (1927-2011) – автор многих романов и повестей, 21 из которых стали сценариями фильмов. При СССР это были фильмы героико-патриотические (например, «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Старшина», «Сошедшие с небес»).
В годы перестройки и развала Союза Кунин «попал в актуальные тренды» и начал «гнать чернуху». Например, по его повести «Интердевочка» был снят одноимённый фильм, который побил все рекорды популярности.
В 1994 году Кунин эмигрировал в Германию и прожил там весь остаток своей жизни. Его псевдо-автобиографичная повесть «Сволочи» (2003) осталась незамеченной: её мало кто прочитал.
А вот выход фильма «Сволочи» вызвал большой резонанс – из-за полного отсутствия архивных источников, на которые опирался бы сюжет про школу юных альпинистов-диверсантов под руководством Михаила Погребецкого, якобы организованную НКВД для подростков-уголовников, с целью подготовки и заброски их в тыл врага.
Журналистские расследования не нашли ни одной зацепки для подтверждения реальности этой истории – ни в документах, ни в биографиях альпиниста Михаила Погребецкого и самого Владимира Кунина – Фейнберга.
Широкая рекламная кампания фильма, где утверждалось, что фильм основан на реальных событиях, привлекла внимание ФСБ, которая провела собственное расследование в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Казахстана. Вердикт был: никаких школ по подготовке диверсантов-смертников из несовершеннолетних наподобие той, которая была описана в повести и в её экранизации, – никогда не существовало.
Под напором доказательств, Кунин сначала попытался переложить ответственность на режиссёра Александра Атанесяна («мой сценарий был от первой и до последней буквы переписан режиссёром фильма»). А потом признал и собственную повесть «Сволочи»:
«романом мистико-фантастического толка. Я не писал никакой документальной повести… нельзя же так примитивно считать, что человек описывает самого себя. Всё это придумано».
Кто в ответе за вранье?
Режиссёр Атанесян тоже сначала «переводил стрелки» на писателя: дескать, я ни при чём, «я не имел оснований не доверять рассказу Кунина». Тянул резину до последнего (до выхода фильма), но потом тоже признал: всё показанное в фильме – вымысел.
Однако миф о «советских детях – диверсантах и смертниках» уже, к сожалению, получил широкое распространение. Фильм «Сволочи» имел большой успех, собрав в прокате почти 10 млн долларов. Это при расходах в 2,5 млн (из которых 700 тыс. дало государство – Федеральное агентство по культуре и кинематографии).
Вскрыв конверт на сцене MTV Russia Movie Awards, Владимир Меньшов заметно переменился в лице. И начал говорить не по протоколу церемонии:
«Я надеялся, что пронесёт. Не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму – достаточно подлому и позорящему мою страну – я не буду. Пусть это сделает Памела Андерсон. До свидания».
После чего Меньшов положил конверт на пол, забрал жену и досрочно покинул церемонию.
С режиссёра Александра Ашотовича Атанесяна это было как с гуся вода. После церемонии награждения он заявил:
«Меньшов имел право высказать своё мнение по поводу фильма, и он им воспользовался. А я воспринял его слова без особых эмоций».
Атанесян не утратил ни капли чувства гордости за свой коммерчески успешный проект «Сволочи». (Который, кстати, в тот вечер победил ещё в двух других номинациях).
Владимир Меньшов же впоследствии добавил:
«Кунин вообще много написал всяких гадостей про армию – а в советское время он писал о ней прелести. Под напором доказательств он принёс невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали – «извините, мы толком не знали» – я имею в виду Атанесяна и прочих.
Но подросткам они уже запудрили мозги! – тем, кто ничего не понимает в истории Великой Отечественной войны - они приняли всё показанное за чистую монету.
Понимаете, мы сейчас вообще легко можем свалиться в навязываемую нам позицию – что Советский Союз воевал на стороне Гитлера, что наши отцы были ничем не лучше фашистов. Два шага - и мы там уже будем. Это грех, который нам не простится. Поэтому молчать в таких случаях нельзя».
В конце скажу немного от себя. Любые "культурные продукты", которые демонизируют или идеализируют СССР ( в зависимости от повестки) вредны. Они искажают историю, и не играют на руку не противникам СССР, ни сторонникам.
В нашей истории есть много других фактов и похвальных, и не очень. Почему бы не снять фильм про подвиг Жолудева или Карбышева? Хотите негатива? Пожалуйста, есть Ежов, Люшков, Власов- на всех хватит! Но не надо врать!
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
А как Вы считаете, почему сняли такой фильм?