Две статьи, посвященные творчеству художника-иллюстратора Фрэнка Р. Пауля (смотрите тут и тут), навели меня на естественную мысль о том, что взлет "настоящей" научной фантастики, принадлежащей к "высокой" культуре, во многом был обусловлен предварительной популяризацией самой идеи, начавшейся в 1920-е годы.
Конечно, велика была роль энергичных энтузиастов, способных воплотить свои мечты в реальную жизнь. Однако эти мечты соответствовали общим устремлениям эпохи начавшегося неудержимого технического прогресса: наступила эра электричества, радио, звукозаписи, машин, аэропланов, всевозможных изобретений, применимых не только в производстве, но и в обычном быту...
Нужно сказать, что в России до 1917 года эта тенденция отчасти также была налицо. Я не имею в виду только многочисленные брошюры Циолковского, которые он свободно публиковал в Калуге и в более поздние годы, снабжая самыми завлекательными названиями, призванными компенсировать вынужденное отсутствие полиграфической яркости (издания делались за свой счет).
Существовали и научно-популярные журналы, опять же, малотиражные и очень скромные по оформлению. Обыватель на такое не клюнет.
В советское время мы, старожилы, помним хороший журнал "Техника - молодежи", где фантастика публиковалась "на сладкое" (один рассказ в номере, или одна часть более крупного произведения). Я сама с удовольствием читала этот журнал, не будучи технарем. Обложки делались цветными, внутри иллюстрации были обычно черно-белыми, но графика всегда была стильной и качественной.
Журналы типа "Техники - молодежи" носили всё-таки научно-просветительский характер.
А я сейчас о другом.
В США очень рано сложилась культура массового интереса к фантастике, как вполне научной, так и абсолютно ненаучной, но существующей в футуристическом или космическом антураже.
Весной 1926 года вышел в свет первый номер журнала Amazing Stories ("Удивительные истории").
Как мы видим, поначалу там публиковались произведения классиков (тогда они были современными авторами, но не считались "ширпотребом"): Герберта Уэллса, Жюля Верна и Эдгара По.
Затеял это предприятие владелец издательской компании Experimenter Publishing Company Хьюго Гернсбек, который сам писал фантастику и считал её эффективным способом распространения в широких массах научных и технических знаний.
Постепенно издательская политика редакции, возглавляемой Гернсбеком, сместилась в сторону развлекательности. Снобы сетовали на слишком кричащее оформление обложек, отпугивающих серьезных читателей (хм, я бы тоже прошла мимо модных ныне глянцевых обложек с девицами в бронелифчиках, стреляющих в инопланетных злоумышленников), однако нельзя отказать этим обложкам в мастерстве оформления и в наличии единого стиля.
Весной 1929 года конкуренты решили разорить Гернсбека. Он уступил им Amazing Stories, после чего журнал постепенно утратил лидирующие позиции - а сам немедленно основал еще несколько подобных изданий (уведя в собой своего придворного художника Пауля):
Air Wonder Stories, Science Wonder Stories, Science Wonder Quarterly, Scientific Detective Monthly.
Листайте галерею с картинками обложек.
Гернсбек, будучи энтузиастом науки и фантастики, но в то же время коммерсантом, не брезговал публикацией откровенного трэша, не имевшего к науке никакого отношения, но будоражившего воображение не слишком ученых читателей. Вместе с тем, сам факт существования такого издания приучал публику к потребности в очередных порциях чего-нибудь необычного.
Новые журналы несколько отличались своей аудиторией и направленностью.
Science Wonder Stories сочетал новости науки и техники и публикацию научно-фантастических произведений.
Одновременно основанный журнал Air Wonder Stories был посвящен теме воздухоплавания в атмосфере и иногда в космосе. Тема тогда была очень модной, однако несколько узкой.
Подсчитав успехи и прибыли, Гернсбек решил слить два журнала в один - Wonder Stories ("Чудесные истории"). Этот журнал выходил с 1930 по 1936 год. Публикуемая в нем фантастика эволюционировала в сторону освещения более серьезных проблем, чему способствовал редактор - Дэвид Лассер - сам писатель и апологет исследований космоса.
В 1930 году Дэвид Лассер стал инициатором создания и первым президентом Американского Межпланетного общества (сейчас существует как Американский Институт Астронавтики и Аэронавтики) и в 1931 году выпустил книгу «Завоевание космоса» («The Conquest of Space») — первый вышедший на английском языке обзор идей и технических предпосылок к практическому осуществлению космических полетов (Википедия).
Как признавался мэтр из мэтров, Артур Кларк, "«Знакомство с „Завоеванием космоса“ вскоре после его публикации в 1931 году было одним из поворотных моментов моей жизни — и, подозреваю, не только моей…»
Следовательно, в обширном пространстве культуры границы между массовыми явлениями и произведениями высокого полета могут быть легко пересекаемы. Главное - не воздвигать искусственных преград в виде господствующей идеологии, цензуры, скрипучих скреп и прочих запретительных практик.
Журналы не обязательно создаются на долгий срок. Некоторые могут быть краткоживущими. Но, когда их много, и взамен одного тотчас возникают два-три подобных ему, создается почва для формирования более солидных и значительных явлений.
В наше время всё переместилось в сеть. Бумажные издания вряд ли могут повторить успех своих предтеч 1920-30-х годов. Но история этого успеха тоже кое-чему учит.
--
Мою фантастику можно почитать только в сети.
Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".