Найти тему
Наука и фантастика

Взлет научной фантастики и популярная периодика: пример США

Две статьи, посвященные творчеству художника-иллюстратора Фрэнка Р. Пауля (смотрите тут и тут), навели меня на естественную мысль о том, что взлет "настоящей" научной фантастики, принадлежащей к "высокой" культуре, во многом был обусловлен предварительной популяризацией самой идеи, начавшейся в 1920-е годы.

Конечно, велика была роль энергичных энтузиастов, способных воплотить свои мечты в реальную жизнь. Однако эти мечты соответствовали общим устремлениям эпохи начавшегося неудержимого технического прогресса: наступила эра электричества, радио, звукозаписи, машин, аэропланов, всевозможных изобретений, применимых не только в производстве, но и в обычном быту...

Обложка американского популярного журнала "Современная электрика", 1912. Там публиковались не только очерки об изобретениях, но и фантастические рассказы. Источник: Википедия, свободная лицензия.
Обложка американского популярного журнала "Современная электрика", 1912. Там публиковались не только очерки об изобретениях, но и фантастические рассказы. Источник: Википедия, свободная лицензия.

Нужно сказать, что в России до 1917 года эта тенденция отчасти также была налицо. Я не имею в виду только многочисленные брошюры Циолковского, которые он свободно публиковал в Калуге и в более поздние годы, снабжая самыми завлекательными названиями, призванными компенсировать вынужденное отсутствие полиграфической яркости (издания делались за свой счет).

Экземпляр из Музея космонавтики в Калуги, побывавший на космической станции МИР. Фото моё.
Экземпляр из Музея космонавтики в Калуги, побывавший на космической станции МИР. Фото моё.

Существовали и научно-популярные журналы, опять же, малотиражные и очень скромные по оформлению. Обыватель на такое не клюнет.

Дореволюционные и советский ("Аэростат", 1928) журналы. Дом-музей Циолковского в Калуге. Фото мои.
Дореволюционные и советский ("Аэростат", 1928) журналы. Дом-музей Циолковского в Калуге. Фото мои.

В советское время мы, старожилы, помним хороший журнал "Техника - молодежи", где фантастика публиковалась "на сладкое" (один рассказ в номере, или одна часть более крупного произведения). Я сама с удовольствием читала этот журнал, не будучи технарем. Обложки делались цветными, внутри иллюстрации были обычно черно-белыми, но графика всегда была стильной и качественной.

Обложка журнала. Экспонат Музея космонавтики в Калуге. Фото моё.
Обложка журнала. Экспонат Музея космонавтики в Калуге. Фото моё.

Журналы типа "Техники - молодежи" носили всё-таки научно-просветительский характер.

А я сейчас о другом.

В США очень рано сложилась культура массового интереса к фантастике, как вполне научной, так и абсолютно ненаучной, но существующей в футуристическом или космическом антураже.

Весной 1926 года вышел в свет первый номер журнала Amazing Stories ("Удивительные истории").

Обложка первого выпуска. Иллюстратор - Фрэнк Пауль. Википедия.
Обложка первого выпуска. Иллюстратор - Фрэнк Пауль. Википедия.

Как мы видим, поначалу там публиковались произведения классиков (тогда они были современными авторами, но не считались "ширпотребом"): Герберта Уэллса, Жюля Верна и Эдгара По.

Затеял это предприятие владелец издательской компании Experimenter Publishing Company Хьюго Гернсбек, который сам писал фантастику и считал её эффективным способом распространения в широких массах научных и технических знаний.

Постепенно издательская политика редакции, возглавляемой Гернсбеком, сместилась в сторону развлекательности. Снобы сетовали на слишком кричащее оформление обложек, отпугивающих серьезных читателей (хм, я бы тоже прошла мимо модных ныне глянцевых обложек с девицами в бронелифчиках, стреляющих в инопланетных злоумышленников), однако нельзя отказать этим обложкам в мастерстве оформления и в наличии единого стиля.

Весной 1929 года конкуренты решили разорить Гернсбека. Он уступил им Amazing Stories, после чего журнал постепенно утратил лидирующие позиции - а сам немедленно основал еще несколько подобных изданий (уведя в собой своего придворного художника Пауля):

Air Wonder Stories, Science Wonder Stories, Science Wonder Quarterly, Scientific Detective Monthly.

Листайте галерею с картинками обложек.

Гернсбек, будучи энтузиастом науки и фантастики, но в то же время коммерсантом, не брезговал публикацией откровенного трэша, не имевшего к науке никакого отношения, но будоражившего воображение не слишком ученых читателей. Вместе с тем, сам факт существования такого издания приучал публику к потребности в очередных порциях чего-нибудь необычного.

Новые журналы несколько отличались своей аудиторией и направленностью.

Science Wonder Stories сочетал новости науки и техники и публикацию научно-фантастических произведений.

Обложка первого номера. 1929.
Обложка первого номера. 1929.

Одновременно основанный журнал Air Wonder Stories был посвящен теме воздухоплавания в атмосфере и иногда в космосе. Тема тогда была очень модной, однако несколько узкой.

Первый номер Air Wonder Stories.
Первый номер Air Wonder Stories.

Подсчитав успехи и прибыли, Гернсбек решил слить два журнала в один - Wonder Stories ("Чудесные истории"). Этот журнал выходил с 1930 по 1936 год. Публикуемая в нем фантастика эволюционировала в сторону освещения более серьезных проблем, чему способствовал редактор - Дэвид Лассер - сам писатель и апологет исследований космоса.

В 1930 году Дэвид Лассер стал инициатором создания и первым президентом Американского Межпланетного общества (сейчас существует как Американский Институт Астронавтики и Аэронавтики) и в 1931 году выпустил книгу «Завоевание космоса» («The Conquest of Space») — первый вышедший на английском языке обзор идей и технических предпосылок к практическому осуществлению космических полетов (Википедия).

Как признавался мэтр из мэтров, Артур Кларк, "«Знакомство с „Завоеванием космоса“ вскоре после его публикации в 1931 году было одним из поворотных моментов моей жизни — и, подозреваю, не только моей…»

Следовательно, в обширном пространстве культуры границы между массовыми явлениями и произведениями высокого полета могут быть легко пересекаемы. Главное - не воздвигать искусственных преград в виде господствующей идеологии, цензуры, скрипучих скреп и прочих запретительных практик.

Журналы не обязательно создаются на долгий срок. Некоторые могут быть краткоживущими. Но, когда их много, и взамен одного тотчас возникают два-три подобных ему, создается почва для формирования более солидных и значительных явлений.

В наше время всё переместилось в сеть. Бумажные издания вряд ли могут повторить успех своих предтеч 1920-30-х годов. Но история этого успеха тоже кое-чему учит.

--

Мою фантастику можно почитать только в сети.

Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".

Фэнтези
6588 интересуются