В предыдущей статье я рассказывала о творческом пути американского художника-фантаста австрийского происхождения, Фрэнка Рудольфа Пауля (1884-1963), которого считают основоположником этого жанра в силу огромного количества его работ (в основном - журнальная графика, обложки и иллюстрации), разнообразия тематики изображений и великолепного мастерства (все картинки делались только вручную).
Конечно, тематика произведений Пауля зависела от темы заказа: он - иллюстратор, рисовавший на определенные темы, причем его произведения размещались на обложках массовых журналов, и они должны были "цеплять" покупателя, заставляя немедленно раскрыть кошелек или побежать в какой-нибудь офис оформлять подписку, чтобы не пропустить новый выпуск Amazing Stories, Wonder Stories, и тому подобных журналов, выходивших в США с 1920-х годов.
Некоторые фантастические истории, иллюстрировавшиеся Паулем, были заведомо завиральными и создававшимися как развлекательное чтиво, которое всегда будет пользоваться широким спросом, в том числе у домохозяек и школьников, которым надоели обычные сказки и хочется чего-нибудь про космос и инопланетян.
Но были и журналы, которые рассказывали о реальных изобретениях или о научно обоснованных футуристических прогнозах. И тут попадаются совсем удивительные вещи, которые, как мы понимаем ныне, стали в наше время обыденной реальностью.
Ну, кого сейчас удивит видеочат, дистанционная медицина или обычный ламповый телевизор?.. Листать галерею.
С компьютерами, конечно, особенно забавно. В 1927 году казалось, что вычислительные машины будущего должны быть большими. Даже у Лема в "Сказках роботов" зловредная машина Трурля - девятиэтажный монстр со скверным характером.
Мне не удалось добраться до самой истории, однако тут явно не обошлось без некоторой мистификации: Аммиан Марцеллин - римский историк греческого происхождения (ок. 330 - 395 н.э.), а не фантаст 20 века. Я не помню, чтобы он упоминал "мыслительные машины", хотя у античных авторов чего только не найдешь.
А вот электросамокат или нечто похожее, типа "бешеной табуретки" - совершенно реальная вещь. Дизайн 1924 года не так уж сильно отличается от того, что мы сейчас видим на наших дорогах (и, хуже того, тротуарах).
Интересно, как фантасты первой половины 20 века представляли себе города будущего. Летающие, атомные, роботизированные... Листайте галерею.
Космические города тоже есть! Прилетели на планету, освоились, обустроились...
Для освоения космоса нужны корабли и скафандры. "Их есть у меня!" - то есть на картинках Пауля. На рисунках 1939 года подробно показано и рассказано, как должен быть устроен скафандр для полетов в космос. Привет от средневековых рыцарей!
В таком скафандре можно работать и в открытом космосе, даже на движущемся объекте. С ума сойти, рисковые ребята...
В целом взгляд на будущее у американских фантастов первой половины 20 века был довольно оптимистичным. Технический прогресс, освоение дальних миров, роботизация, оптимизация... Ну, катастрофы, конечно, тоже возможны. Зато какие красивые!
Фрэнк Пауль умер в 1963 году. Полет первого человека в космос он застал, но остальное осталось в его фантазии.
--
Искусство вполне способно предвидеть будущее, в том числе в технической сфере. Я, однако, пишу не строгую научную фантастику, предпочитая свободный полет мысли.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".