Вы, наверное, замечали, как ловко некоторые чиновники избегают прямых ответов на неудобные вопросы. Они «забалтывают» журналиста или избирателя. Перечисляют какие-то цифры, никому не нужные детали, а ответа по существу не дают. Примеры таких манипуляций встречаются почти в каждом интервью. Но что делать, если «словесными ливнями» манипулируют в бизнесе?
Блокнот и ручка в помощь
Эту манипуляцию можно называть как угодно — словесное карате, поток сознания или недержание речи, суть от этого не меняется. Цель этого приема — увести собеседника от темы, утопить в ненужных деталях, заставить потерять нить разговора. Это эффективное психологическое оружие, поэтому его часто используют в деловых переговорах. Бессмысленно пытаться действовать так же в ответ.
Если вы намерены заключить сделку, ваша задача — получить как можно больше полезной информации, а не заболтать собеседника. Что делать, если он увлекается ненужными деталями, предлагает фантастические условия?
Выход простой — возьмите ручку, блокнот и записывайте его обещания. Обычно такие «сказочники» не любят, когда их слова или действия фиксируют. Как только вы начнете записывать и уточнять цифры, собеседник перестанет рисовать несбыточные перспективы сотрудничества. Он будет скромнее и осторожнее в словах, потому что вы ведете запись, которую можно будет предъявить в случае невыполнения обещаний.
В этой острой ситуации нужно оставаться спокойным и вежливым. Не ведите себя как следователь или ревизор. Сделайте вид, что вам действительно интересно слушать и записывать.
А если это не манипуляция
Бывает, что собеседник увлекается многословием без злого умысла. Просто он не способен кратко формулировать мысли. Или испытывает дефицит общения, и, увидев вас, раскрепостился. А вам некогда или не интересно, но обижать человека не хочется. В этом случае нужно действовать решительно. Например, извиниться и сказать, что у вас только 5 минут, а потом нужно срочно уехать, работать и т.п.
Если разговор по телефону, можно сослаться на то, что вам еще кто-то звонит или стучит в дверь, или пришло срочное сообщение в мессенджере. В общем, найти повод для немедленного прекращения беседы.
Мои советы подойдут для переговоров со знакомыми людьми или потенциальными партнерами по бизнесу. Бороться со словесными манипуляциями чиновников сложнее. Но анализировать их поведение все же полезно, так как его часто копируют не слишком добропорядочные партнеры по бизнесу.
Друзья, а вам приходится выслушивать многословные тирады коллег, начальников или родни? Как вы реагируете на это, поделитесь в комментариях.
Читайте еще: