Да, мои хорошие-золотые, сегодня все чарты порвали обсуждения экзамена по Закону Божию на аттестат зрелости, реформу 30-х годов и ЕГЭ как способа контроля знаний непродуманного, отсталого, примитивного, неэффективного, чуждого русской душе.
Не пора ли все-таки отрыть уже всех зарытых собак расставить точки над «ё» в отношении того, что же все-таки это за экзамен и есть ли в нем хоть что-то положительное или это язва, холера, проказа и семь казней египетских в одной чашке Петри.
Давайте на минутку включим черно-белую хронику столетней давности. Интересно же, что мы имели и чего лишились.
После мытарств XIX века в отношении экзаменов в гимназиях переводных и зрелости (как только Министерство народного просвещения ни колбасило) к 1900 году наступило временное затишье. На аттестат зрелости сдавали Закон Божий, историю, русский, иностранные языки (в том числе классические), математику.
И кто-то думает, что в царской России при обсуждении экзаменов мирно паслись овечки на лугу рядом с лебедиными прудами было всеобщее согласие и благодать? Это было бы даже не смешно. Шли постоянные обсуждения в печати, критика способов проведения испытаний и их содержания, бесконечные указы Министерства народного просвещения, и списывание, и коррупция.
Ну вот запылал горячий XX век. Еще перед революцией, в связи с продолжающейся Первой мировой, МНП отменило все экзамены, а в 1918 нарком просвещения новой власти А.Луначарский законсервировал эту малину еще одним указом, отменив до кучи и оценки, и по сути, саму школу – ну как мы ее себе представляем. Ни тебе экзаменов, ни программ по предметам, ни самих школьных предметов.
Чтоб я так жил.
Но в 1930 году в этот диктерион Эдем наведался Темнейший товарищ Сталин, и этот броневик тронулся с запасного пути.
Товарищ Сталин, вы большой учёный!
Система утрясалась двадцать лет, и в 1950 году более-менее устаканилась: ученики с 4 класса сдавали переводные экзамены по всем предметам, в выпускном классе – по семи.
Семь экзаменов – вот поднимите руку, кто хочет для своего ребенка? Представляете, какой стресс и для гуманитария, и для "технаря"? Ну зато не тупой ЕГЭ сдавать, а острый.
Дальше каждое десятилетие система итогового контроля напоминала Буратино, которого вырезает и все никак не может вырезать вечно непросыхающий папа Карло. Менялось количество экзаменов, их содержание, тасовались устная и письменные формы – в общем, чтобы в этом разобраться, понадобится не одна бутылка «Courvoisier» «Боржоми».
Ну и в начале XXI века на барабане нам выпал сектор «Приз» мы получили ЕГЭ.
Когда в Москве начался эксперимент по введению ЕГЭ, я была молодым специалистом, выпускающим свой первый 11 класс. Двое моих учеников решили стать камикадзе сдавать ЕГЭ по русскому, потому что это было прикольно. Очень многие учителя и методисты считали, что этот цирк с конями на пару лет, поэтому говорили ученикам: сдавайте ЕГЭ, там никто ничего не понимает, сейчас большие дяди деньги покрутят, потом все вернут взад, а кто не лох, может прямо сейчас сдать экзамены без шума и пыли на хорошие баллы.
С тех пор прошло 22 года. И где тот ЕГЭ?
Риторический вопрос.
Так чему нас учит и никак не может научить история?
- Школа на протяжении всего своего существования была призвана ковать новых человеков для существующей социально-политической системы. Это процесс небыстрый и дико сложный, поэтому в пути что-то обязательно и шло, и идёт не по плану.
- Экзамены никогда не отражают на 100% запросы государства, родителей, детей, самой школы. В них постоянно что-то шипит и пенится и никак не хочет колоситься каменный цветок.
- Экзамены и в хвост и в гриву за 200 лет не критиковал только ленивый – от формы и содержания до влияния на нежную психику
родителейдетей. - Экзамены прошлой эпохи всегда видятся как торжество разума, справедливости и
фестивальной жвачкивообще идеальной системы, что есть просто анекдот. Каждый судит по своему личному опыту переживаний и достижений, и они могут быть волшебными, но при чём здесь сама система? - Никуда и никогда невозможно вернуться – что было важно для гимназиста 1877 года, не может быть важным для выпускника 2022 года, даже если приговорить его к
расстрелу три разаэкзаменам по латыни и греческому.
То есть, суммируя, школа не может быть идеальной, система экзаменов не может быть идеальной – никогда этого не было и не будет. Однако при всем том нельзя отменить маленький факт, что XX век с его дерганой школой дал великих ученых и великие научные достижения, что без соответствующего школьного образования невозможно. А вот нам нашим детям после всего пережитого досталась трасса е-95 проверка знаний в формате теста…
Недостатки такой проверки всем известны – тест как вид контроля по определению один из самых слабых. Причем, утрясался тест последние 20 лет (и сейчас продолжает допиливаться – многострадальный Буратино всё ещё в некоторых местах кривое бревно), и на этой утряске в мир вышли миллионы школьников, и многие из них уже приводят в школу своих детей, и мало того – сами пошли работать в школу.
Меня очень забавляет родительский вопрос, какой балл я сама получила на ЕГЭ. Ей-богу, чувствую себя динозавром и со смешанным чувством признаюсь, что ЕГЭ не сдавала.
Наверно, нельзя сказать, что тем, кто сдавал ЕГЭ в первые годы его существования, сильно повезло. Можно даже сказать, что не повезло. Но жизнь всё-таки налаживается.
На излете первой четверти века составители КИМов собрали все-таки мозги в кучку волю в кулак и создали более-менее адекватные комплекты (базовая математика по умолчанию убога, но на то есть свои причины). Поэтому на данном историческом этапе ЕГЭ не такой уже тупой и не такой уже примитивный.
Сегодня в тестах ЕГЭ:
- нет заданий с одним правильным ответом при предложенных вариантах,
- ответ невозможно угадать, если не знаешь,
- с каждым годом КИМы меняются в сторону усложнения заданий и ужесточения критериев проверки,
(у меня – вот специально сбегала посчитать – 431 файл с тестами, и, если ФИПИ меняет задание или их порядок, приходится переделывать как минимум половину. Ух, знали бы вы, как это бесит! И так последние 7 лет)
- огромная часть КИМов по предметам гуманитарного цикла отведена под творческие задания, которые не выполнишь с кондачка, не спишешь и под которые не сделаешь заготовку.
Если кто сомневается в том, что к ЕГЭ надо долго готовиться, всегда можно зайти на fipi.ru и решить демонстрационный вариант. Вряд ли без подготовки баллы вас порадуют. Неслучайно же к ЕГЭ по истории и литературе выпускники готовятся не меньше двух лет, егэшные задания по английскому начинают потихоньку отрабатываться с 8 класса.
Понятно, что еще куча проблем не решена, и вообще ситуация с образованием в России – это очень большая и больная тема, а ЕГЭ вообще многими воспринимается как нарыв, который пора вскрыть. Но у него есть и достоинства, не только недостатки. И главное, альтернативы ему пока нет. Может, когда-нибудь, к концу века ))
Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе! (С)