Пьетро Медичи подготовился ко встрече с неверной супругой. С самого начала их брака он избегал появляться в спальне красавицы-жены, но в ночь на 11 июля 1576 года терпеливо ожидал ее возвращения домой.
Ждал и знал, чем закончится эта ночь.
Супругу Пьетро Медичи звали Леоно́ра А́льварес де Толе́до и Колонна́. Эта аристократка происходила из семейства Альварес де Толедо - испанских грандов, которых называли «богатейшими бенефициями христианского мира».
Рожденная в марте 1553 г. маленькая Дианора (так звали ее домашние) не помнила своей матери, так как та умерла через считанные месяцы после рождения дочери. Дианору воспитывала сестра ее отца - Элеонора Толедская, бывшая замужем за Великим герцогом Тосканы Козимо I Медичи. Семья у герцога была большая - 11 родных детей, но места во дворце Медичи всем хватало. К тому же двор Медичи славился роскошью, а придворные дамы имели больше свобод, чем в Испании.
Веселая, образованная и очаровательная Леонора была любимицей родственников.
Привязавшись к девушке, Козимо решил выдать ее за одного из своих младших сыновей. Леонора принадлежала к столь же богатому и знатному семейству, что и Медичи. Зачем искать жениха где-то далеко?
Возможно, родители жениха считали, что милая и добросердечная Леонора сможет благотворно повлиять на их вспыльчивого и любящего развлечения отпрыска.
В 15 лет Леонору с согласия короля Филиппа II обручили с Пьетро Медичи.
Приданное у невесты было богатое, свадьбу сыграли роскошную, но получилось как в старом гадании:
Будет стол богат, постель мягка, а жизнь горька
Жениху и невесте было по 18 лет. Оба были родовиты, состоятельны и воспитаны в одной семье. Но чем-то невеста не приглянулась жениху.
Отец Пьетро заставил его вступить в этот брак, но молодой супруг целый год уклонялся от брачной ночи с Леонорой, предпочитая ей других женщин. И это несмотря на то, что, например, мемуарист Агостино Лапини так описывал Леонору:
«Она была… красива, грациозна, благородна, очаровательна, приветлива, и прежде всего имела… глаза… которые сияли как две звезды во всей своей красе».
Известно, что консумация брака состоялась лишь через год после его заключения. А уже в феврале 1573 года Леонора родила сына, названного Козимо.
Итак, Леонора, с одной стороны, стала богатой замужней придворной дамой, но к этому статусу прилагался блудливый и гневливый супруг.
Утешение Леонора нашла в общении со своей подругой и наставницей Изабеллой Медичи. Дамы находили поддержку в благотворительности и покровительстве деятелям искусства.
Впрочем, темпераментная и молодая Леонора не желала утешаться лишь благотворительностью и завела себе любовника, коим стал прославленный военный Бернардино Антинори. Он восхищался красотой Леоноры, посылая своей возлюбленной столь страстные письма и стихи, что у Леоноры не хватало духа их уничтожить. Она хранила письма Бернардино в ножке стула в своих покоях.
Все это было допустимо при правлении свекра Леоноры Козимо I, который смотрел на подобные интрижки сквозь пальцы. Но после смерти Козимо I титул великого герцога унаследовал его старший сын Франческо I, который был не столь лоялен и терпим. Новый герцог не любил придворные блеск и веселье, предпочитая запираться в своей лаборатории, проводя время за химическими экспериментами. Сам он имел любовницу, но тем не менее, зорко следил, чтобы женщины семейства Медичи отличались высоконравственным поведением.
Кстати, о любовнице самого Франческо I можно прочесть в статье:
Леонора не понимала, что над ней сгущаются тучи, и продолжала жить той жизнью, к которой привыкла... до 11 июля 1576 года.
Перед встречей с женой муж приказал подготовить... гроб
Незадолго до роковой для Леоноры ночи ее возлюбленный Бернардино был по приказу герцога Франческо арестован, а затем и задушен в камере. Дело тут было не только в порочащей супругу Медичи связи. Бернардино и другой приближенный Леоноры, придворный Пьерино Ридольфи (признавшийся в том под пытками), были вовлечены в заговор против Медичи. Связь с заговорщиком, пусть и любовная, бросала тень политической измены и на Леонору.
Подозрение нелюбимой супруги в политической измене вместе с физической окончательно вывело из себя Пьетро. Он приказал подготовить гроб, а сам стал поджидать веселившуюся на балу супругу в ее спальне.
Протанцевавшая до двух часов ночи на балу Леонора, вернувшись домой, неожиданно обнаружила в своей спальне супруга, поджидавшего ее у кровати с двумя помощниками и собачьим поводком в руках. Несмотря на сопротивление (она прокусила два пальца на его руке), она была задушена. Затем Леонору спешно похоронили без положенных ей по статусу почестей.
В своем письме старшему брату Франческо, Пьетро назвал происшедшее с Леонорой «несчастным случаем». Прикрывавший злодеяние брата Франческо так сообщил об этом Фердинанду в Рим:
«Вчера вечером, около пяти часов, по-настоящему страшное происшествие случилось с донной Леонорой. Она была найдена в постели, задохнувшаяся, и у дона Пьетро и остальных не было времени, чтобы оживить её».
Не прошло и недели, как умерла и подруга Леоноры - Изабелла. Поползли упорные слухи о том, что она тоже убита мужем. Ссылка на историю Изабеллы будет прикреплена в конце статьи.
Посол герцогства Феррара так сообщал о происшедшем:
«Сообщаю Вашему Превосходительству об объявлении о смерти госпожи Изабеллы; (...)[которое] вызвало резкое недовольство как и смерть донны Леоноры; обе дамы были задушены, одна на Кафаджиоло и другая в Черрето».
Спустя месяц умер и единственный сын Пьетро и Леоноры, трехлетний Козимо. Слухи обвиняли Пьетро в том, что, усомнившись в своем отцовстве, он отдал приказ отравить ребенка.
Несмотря на усилия Франческо, детали убийства стали известны общественности. В результате, поняв, что отпираться бессмысленно, Франческо написал королю Филиппу II следующее письмо:
«Хотя в письме я сообщил вам о несчастном случае с донной Леонорой, я должен тем не менее сказать Его католическому Величеству, что брат наш Пьетро сам отнял у неё жизнь, поскольку она совершила измену через поведение, недостойное благородной дамы… »
В доказательство «недостойного поведения» королю были отправлены найденные ранее любовные письма Бернардино.
Впрочем, даже признание Франческо давало понять, что он оправдывает своего брата и не собирается его наказывать.
Однако через год Пьетро будет изгнан в Испанию, куда Франческо отошлет его, «чтобы посмотреть, станет ли он мужчиной в этом доме и поднимется ли над праздностью, которая напрасно поглощает лучшие годы его юности».
Но Франческо так и не дождется изменения поведения младшего брата: Пьетро продолжит бездельничать, играть и развлекаться случайными связями. Он будет регулярно наведываться к брату во Флоренцию, чтобы попросить у него денег на погашение игорных долгов.
В отличие от своей нелюбимой супруги, чью жизнь он оборвал в 23 года, сам Пьетро доживет до 51 года.
После смерти, кроме недоброй памяти о себе, он оставит долги и нескольких бастардов.
С историей Изабеллы Медичи можно ознакомиться тут:
Благодарю за прочтение!
Лайк и подписка - лучшая награда автору! Спасибо всем неравнодушным!