29 августа исполнилось 79 лет с окончания операции «Багратион», которая стала одной из самых успешных стратегических атак Советского Союза против нацистской Германии. Главная цель заключалась в разгроме немецких войск и их союзников, оставшихся на территории Беларуси, и освобождении захваченных территорий. О том, как проходила операция – читайте в материале MIR24.TV.
Операцию «Багратион» считают примером мастерства, решительности и самоотверженности советских воинов. Свое название она получила в честь российского полководца Петра Багратиона, прославившегося в ходе Отечественной войны 1812 года. Началась операция 22 июня 1944 года, в четвертую годовщину начала Великой Отечественной войны. Мощные артиллерийские обстрелы подкреплялись массированным наступлением советской армии. Немецкая оборона, привыкшая к статичности и предсказуемости, оказалась совершенно не готова к столь агрессивной атаке. Советская армия атаковала противника севернее Варшавы, на разных участках фронта в Восточной Пруссии, а также на Белорусском направлении.
«Операция «Багратион» стала одним из наиболее значительных событий на Восточном фронте. Она принесла значительное подспорье в нашей победе над фашизмом и стала свидетельством мощи и единства нашего народа. Храбрость и самоотверженность наших солдат и офицеров заслуживает вечной памяти и уважения», – говорил маршал Советского Союза Георгий Жуков.
Советские войска сосредоточились в ударных группах, включавших множество танков, пехотных дивизий и авиационных подразделений. Ударные группы были разделены на несколько фронтов, направляющихся в разные сектора. А главными ударными группами стали Белорусский и первый Балтийский фронты.
Руководил операцией Маршал Константин Рокоссовский. По его словам, советская армия сделала все, чтобы разгромить фашистскую группировку «Центр» и создать условия для продвижения Советского Союза дальше в Европу. Рокоссовский рассказывал, что в операции были задействовано более полутора миллиона советских солдат, действовавших согласованно на всех фронтах. Добиться неожиданности удалось за счет разведывательной подготовки и маскировки перед наступлением. К тому же Гитлер считал, что Советский Союз будет и дальше сражаться на Украине, чтобы получить возможность двинуться в Румынию и на Балканы. Уверенность немцев в своем успехе была настолько сильной, что даже командующий «Центра» Эрнст Буш ушел в отпуск за две недели до нападения.
Четыре советских фронта фланговыми ударами с северо-востока и с юго-востока сжали в «котлы» окружения соединения группы армий «Центр». Немецкие войска восточнее Минска были плотно окружены и обескровлены, а оставшиеся части выдавили в Польшу. Особенно ожесточенной была борьба за Минск. Основная угроза исходила от пятой танковой дивизии генерала Карла Деккера, у которой были современные танки «Тигр», «Пантера», «Ягдпанцер».
В течение первого этапа операции «Багратион» менее чем за две недели красноармейцы осуществили пять локальных наступательных операций. В ходе второго этапа было организовано шесть локальных наступательных операций, в результате которых были освобождены Литва, Западная Беларусь и восточные польские земли. Таким образом, было разгромлено более 900 тысяч нацистов.
Победоносная операция стала переломным моментом во всей войне. Надо сказать, что управление в частях противника оставляло желать лучшего еще в самом начале операции, а последующий выход на коммуникации и расчленение витебской группировки окончательно деморализовали солдат рейха. Более того, все попытки немцев контратаковать были крайне неорганизованные и только увеличивали потери.
«Это была красивая и талантливая военная операция. Русская армия распознала наши слабые позиции, и наступление было предпринято так, как я всегда ожидал. Русские разгромили два бедра, на которые опирался наш корпус, то есть примыкающие к нашему корпусу 6-й и 9-й корпуса. Можно сказать, что русские своей победой в районе Витебска сделали большую брешь в нашей линии фронта, уничтожив всю 3-ю танковую армию, состоявшую из 6-го, 53-го и 9-го армейских корпусов», – так описывал «Багратион» захваченный в плен генерал пехоты Гольвитцер.