В своих статьях и постах я уже не раз упоминал это явление - протаскивание выгодных КОМУ-ТО шаблонов мышления и поведения в массовую культуру, дабы её потребители (читатели, зрители, etc) перенимали эти шаблоны вопреки тому, что абсолютное их большинство является деструктивными для человеческой личности. Нет, это не совсем конспирология, как могло бы показаться. Пропаганда была и будет, пока существует цивилизация:
- Из относительно недавних и по-настоящему очевидных примеров стоит затронуть пропаганду в СССР: бо́льшая часть того, что выдавала тамошняя культура, попросту воняет социалистической, антикапиталистической и военно-патриотической "повесточкой".
- Также следует упомянуть пропаганду в Северной Корее - там ситуация куда хуже.
- А ещё - как можно не упомянуть любую войну, когда враждующие правительства используют подконтрольные СМИ, дабы с энтузиазмом поливать грязью противников - и провоцировать у собственного народа "праведную" ярость, означающую поддержку правительству!
- Ну, и как можно обойти стороной западную толерантную пропаганду в массовой культуре, с чем у большинства людей как раз ассоциируется слово "повесточка", которая, наоборот, крайне нетолерантна (читать: агрессивна) к тем, кто отказывается принимать навязываемую оной модель поведения! Например, если ты - белый мужчина-натурал с белой супругой, следящий за здоровьем и внешностью, к тому же не придерживающийся идеологии чайлдфри, считай, что у тебя проблемы: то в расизме попробуют обвинить, то в гомофобии, то в нетерпимости к боди-позитиву, то... детей попытаются отобрать, основываясь на вышеупомянутых подозрениях; ибо гос. службам также нужно снабжать детьми однополые пары, ведь с продолжением рода у последних - известные проблемы.
В общем, пропаганда была во все времена - почти на любом этапе человеческой истории можно найти её проявления, способствовавшие сохранению людских убеждений в том виде, в котором это выгодно конкретным власть имущим. Ну, а раз так... почему пропаганда не должна быть в аниме? Серьёзно, аниме - это огромный пласт массовой культуры, а свято место, как известно, пусто не бывает! Почему с аниме должно быть иначе?! Существует ли некая японская пропаганда, и если да, то что она собой представляет?
Однако, прежде чем перейти к вышепоставленному вопросу, задамся другим: официально у Японии вроде бы нет никакой ярко-выраженной государственной идеологии, а западные толерантные ценности слишком далеки от менталитета японцев - ну, что там, вообще, можно пропагандировать в этих японских мультиках?! Однако, как уже было написано, свято место пусто не бывает. А потому приступлю... Издалека.
Если опустить детали, всё началось в 90-х, когда Япония, ранее экономически-процветающая, столкнулась с финансовым кризисом (от последствий которого не может оправиться по сей день). Это сильно ударило по благополучию японцев: валюта обесценивалась, одни люди лишались работы, а другим, наоборот, приходилось работать больше, чем раньше. Народная вера в стабильное государство и авторитет правительства подкосилась. Отсутствие работы или же, наоборот, сильные переработки при сохраняющейся финансовой нестабильности провоцировали рост бездомных и самоубийц (из числа тех, кто не прошёл резко возросшие критерии стрессоустойчивости). Помимо жизни в постоянном стрессе финансовый кризис способствовал ещё и росту преступности - в том числе подростковой, так как авторитет взрослых, допустивших бардак, в глазах подрастающих поколений ТАКЖЕ упал. Старшеклассникам и студентам не очень-то хотелось вступать в такую взрослую жизнь; ибо то, в чём их убеждали раньше (хорошо учись, получи высшее образование, найди работу - и "будет тебе счастье"), стремительно не оправдывало доверия. В общем, правительство ни за что не могло допустить, чтобы финансовые потрясения осложнились бандитским беспределом, как это, например, случилось на постсоветском пространстве, когда толпы горячей молодёжи обзавелись оружием и основали банды. Всё же, в отличие от СНГ, мирная Япония с отсутствием полноценной армии, сравнительно небольшим числом полицейских и их скромной экипировкой вряд ли смогла бы самостоятельно справиться с той же вакханалией, что выпала на долю бывших советских республик. Случись в Японии что-то подобное, это, ни много ни мало, изменило бы ход японской истории: сейчас и правительство могло бы быть другое, и уровень жизни, и мысли в головах людей - тоже! Тем не менее, бардака не произошло - во многом благодаря низкой коррупции и в меру ответственному правительству, которое (в отличие от многих правительств СНГ) не пилило казну в трудные годы, а использовало её для восстановления страны. Словом - если так можно выразиться, сдюжили...
Но власть имущие всё равно боялись... Боялись крамольных мыслей в головах народа, который уже успел продемонстрировать собственное недовольство "новыми условиями жизни"; сами по себе опасения властей - абсолютно нормальная реакция на народное неудовольствие (страннее было бы, если бы никого в правительстве это не волновало!). Тем не менее, как-то так совпало, что с тех же 90-х годов очень популярные среди японцев аниме, лайт-новеллы и манга стали транслировать аудитории вполне конкретные... модели мышления и поведения, спорные с морально-этической точки зрения и подозрительно часто встречающиеся в совсем уж разных произведениях, независимо от авторов и издателей! Это и есть та самая, японская "повесточка", к которой я так долго подводил читателя. Теперь, наконец-то, перейду к упоминанию конкретных примеров:
"Бродяга Кэнсин" и "Триган". Две манги из тех же 90-х, появившиеся с небольшой разницей во времени и получившие аниме-экранизации, которые обеспечили им широчайшую известность. Они до странности похожи м/у собой, несмотря на разный сеттинг. Главные герои обоих произведений светловолосы, с преобладанием красного оттенка во внешнем виде. Оба героя вооружены вполне боевым оружием, однако являются убеждёнными пацифистами: людей НЕ убивают! А свои боевые навыки используют для защиты общества, каким бы неидеальным оно ни было, от различных деструктивных элементов. При этом оба являются мастерами своего дела, но часто валяют дурака, дабы никто не догадался об их истинных навыках. Совпадения? Вряд ли. Слишком уж они удачные для Японии 90-х: на две крайне популярные истории - один шаблон героя и одна же модель убеждений, учащая читателя / зрителя тому, что надо мириться с неудовлетворительной реальностью, не увлекаться деструктивными идеями и противостоять лишь антиобщественным элементам - но при этом ценить даже жизни отпетых негодяев. Особо странно это выглядит, если учесть, что автор "Бродяги Кэнсина" впоследствии был признан виновным в хранении детской порнографии; такой себе моралист, да?..
Прежде чем продолжить, сделаю важное отступление. У кого-то уже должны были возникнуть вопросы: Ну, где доказательства, что это не одно большое совпадение?; да и как можно было бы продвигать такую "повесточку"? Что ж, доказательства в нижеприведённых примерах, основанных на правиле "один раз - случайность, два раза - совпадение, три и более - закономерность"⤵️ А насчёт того, как именно "повесточка" продвигается, уточню, что это не такое уж сложное дело для людей в правительстве (напоминаю: пропаганда существовала во все времена, и её проявления крайне разнообразны!); так что договориться с издателями и медийными личностями вполне возможно. Другое дело - как издательства заставляют авторов писать то, что нужно правительству, и чтобы это не выглядело очевидной "промывкой мозгов" для народа? А вот представьте, что вы мангака или писатель лайт-новелл. Вы приносите / присылаете издателю своё произведение, а в ответ слышите / читаете:
"Всё это, конечно, неплохо, но времена изменились. Современного молодого читателя этим не зацепить; ему нужны более приземлённые герои, с которыми читатель может себя ассоциировать."
Далее оглашается список "приемлемых" шаблонов мышления и поведения, из которых вам предстоит выбрать подходящие для ваших героев, оговаривается определённая мораль произведения, и вам дают от ворот поворот с напутствием, дескать - пока вы не напишете подходящую историю, которая зашла бы аудитории и, однозначно, окупилась бы, печатать вас не рискнут. Вам даже могут посоветовать опубликовать новое (уже учитывающее пожелания издательства) произведение на специализированном сайте - и связаться с самим издательством для помощи в онлайн-продвижении вашей рукописи, что станет этаким прощупыванием почвы, т. е. проверкой на потенциальную популярность "примет ли аудитория вашу историю или нет", дабы получилось предугадать, стоит пускать вас в печать или даже реклама не сможет обеспечить вам аудиторию; и, само собой, если вы откажетесь от использования рекомендованных издательством шаблонов, никакой помощи в онлайн-продвижении своего произведения не получите. Но остаётся вопрос: вам-то откуда знать, что аудитория хочет именно того, о чём рассказывал сотрудник издательства? Где доказательства, что это хотелки аудитории, а не КОГО-ТО другого?! А нету их! (зато есть куча странных совпадений, о которых я и продолжу повествование). Всё-таки даже советскую фразу "по просьбам трудящихся" в наши дни невозможно воспринимать всерьёз, а советская же цензура, прикрываясь якобы желаниями "высококультурного советского общества", давала людям отнюдь не то, что им хотелось бы видеть и слушать. Так почему в Японии не может быть собственной пропаганды, продвигающей нужные ей идеи через массовую культуру? Ведь даже на демократическом Западе есть пропаганда определённых идей - например, гомосексуализма, межрасовой любви, боди-позитива и прочего. Если кто-то ещё не поверил моим выводам, могу посоветовать только продолжить чтение - примеров наличия в Японии собственной "повесточки" ещё немало:
Крутой учитель Онидзука. Манга, по которой снято одноимённое аниме. Рассказывает о том, как бывший школьный хулиган и, по совместительству, глава молодёжной банды стал учителем в школе (причём, по собственному желанию). Естественно, данная завязка сочетает в себе несочетаемое; ибо, если школьник хулиганит, это говорит о его неудовлетворённости окружающей системой - о том, что он не доверяет ей, её ценностям и тем благам, что она предоставляет. Само собой, стать учителем - это последнее, чего захочет бывший школьный хулиган. Ибо даже изменить неудовлетворительную систему изнутри ему не дадут - консервативные учителя попросту не захотят подстраиваться под новичка-выскочку и сами, скорее, вытравят его из школы. В общем, ни один здравомыслящий человек не станет добровольно окружать себя теми же типажами людей, что раздражали его в прошлом. К тому же работу учителем нельзя назвать престижной или хотя бы прибыльной; а вот рабочая нагрузка в японских школах не такая уж маленькая! В общем, сомнительные плюсы - особенно, для того, кто не проявляет доверия ко всей этой системе (например, хулигана - пусть бывшего, но и... не исправившегося).
Итак, чему учит данная история?
Во-первых, пацифизму: несмотря на то, что ГГ - глава банды и бывший школьный хулиган, он нередко пытается найти наиболее мирный способ решения проблем (странно, да?..). Впрочем, порой ГГ пользуется и грубой силой - но чаще всего в разумных пределах (так же, как главгерои "Бродяги Кэнсина" и "Тригана" бьют лишь тех, с кем по-хорошему не договориться; дескать, отпетых антиобщественников всё-таки можно дубасить - но в меру, не избивая до полусмерти и не убивая).
Во-вторых, "Онидзука" учит доверию к официальным системам, прежде всего - к системе образования. Дескать, даже бывший хулиган признал её важность: "да, бывают плохие работники школы, но сама школа - хорошая". Однако есть нюанс: именно школа больше всего вредит японским детям. Из-за тамошней чрезмерной учебной нагрузки дети копят стресс и вымещают его на других детях; отсюда и школьные конфликты, и самая настоящая травля. Серьёзно - заприте в одном помещении несколько человек, которые одинаково не хотят там находиться, заставьте их заниматься тем, чего никто не хочет, и настроение ни у кого из них не улучшится; а вот злобу придётся на ком-то срывать... На ком именно? Если отыгрываться на сотрудниках этой же системы, последствия будут ещё более неприятными; так что остаются "товарищи по несчастью".
Ко всему прочему, есть в "Онидзуке" один... странный момент, а именно - девственность 22-летнего, главного героя. Конечно, это можно воспринимать, как этакий комедийный элемент, дескать - такой крутой парень, уже учителем стал, и всё ещё ни-ни)) Но знаете, как ещё это можно интерпретировать? Как отражение реальности в стиле "такая уж новая норма". С 90-х годов у многих японцев нет времени на отношения - бешеный темп жизни, извечные переработки и "работа на дом" не оставляют места романтике и семье. В общем, такие сюжеты готовили (и готовят) японцев к неудовлетворительной реальности, всячески намекая, что если даже у героев аниме нет секса, то и вам стыдиться нечего. К слову, упомянутый выше "Триган" намекал на то же самое, ибо тамошний ГГ, который пытается вести себя как дамский угодник, на самом деле тоже не замечен в каких бы то ни было интимных отношениях...
Волшебные сумерки. Раз уж тема коснулась интима и "прочих пошлостей", упомяну эту мангу далёкого 1992 года выпуска, у которой в 1994-м появилась аниме-адаптация в жанре "хентай". В данном случае интим - есть! Просто потому, что жанр обязывает - точно так же, как сюжет "Крутого учителя Онидзуки" обязал иметь в качестве ГГ хулигана, а не какого-нибудь скромника (который является более востребованным "повесточкой" типажом - об этом и пойдёт речь далее). Главным героем "Волшебных сумерек" стал именно скромник, у которого все мысли об учёбе, даже некогда отвлекаться на девушек; иными словами, ещё одна пропаганда веры в полезность учебной системы и намёк в стиле "игнорировать потребности собственного тела - это нормально!". Впрочем, долго игнорировать у ГГ не получается, так как сюжет обязывает принять самое что ни на есть активное участие в удовлетворении тех самых потребностей. Вот только в реальности скромникам никогда не перепадает просто так; такой типаж главгероя не сможет научить читателя / зрителя, как правильно заинтересовывать девушек. Выгоден ли "повесточке" типаж ГГ-скромника? Да (а потому часто встречается в хентае!). Чем именно выгоден - читайте ниже...
На хентайных произведениях "повесточка" отыгрывается особенно свирепо: впихивает максимум нужных ей шаблонов просто потому, что сам жанр не позволяет добавить основной шаблон - пропаганду... целомудрия. Казалось бы - что я тут такое несу?! Какую ещё "пропаганду целомудрия"?! ЭТО В АНИМЕ-ТО?! Да, в аниме. Видите ли, "повесточка" за традиционные ценности - против добрачных интимных связей, ОСОБЕННО - среди несовершеннолетних (поэтому частенько даже в этти-аниме, вроде DxD, где сиськи показывают крайне активно, дело никак не может дойти до перепихона!). Суть в том, что финансово несостоявшийся человек может натворить дел своими "похождениями", то есть добавить обществу проблем. По-настоящему твёрдое доказательство финансовой самодостаточности - возможность устроить свадьбу, т. е. взять на себя официальные обязательства (ситуация, кстати, обыграна в вышеупомянутом "Бродяге Кэнсине"!). А до тех пор... как нас учит повесточка, быть девственником не зазорно. Особенно, если ты несовершеннолетний и не можешь в полной мере отвечать за последствия своих действий; ведь интимная связь м/у подростками способна доставить проблем их родителям, у которых и так забот хватает (особенно - в Японии, где многие родители вынуждены работать, как про́клятые!). К тому же ранний секс даёт большой плюс к самооценке, т. е. такими подростками труднее управлять; они менее охотно слушают и родителей, и общество. Исходя из всего вышесказанного, типаж ГГ-скромника максимально востребован повесточкой - и не только в хентае; для традиционных ценностей он банально безобиден.
Впрочем, в реальном мире далеко не все люди - скромники; а ещё не каждый захочет скопировать себе такие повадки. Потому, дабы не слишком раззадоривать людей с иным характером, любой добрачный секс в лайт-новеллах, манге и аниме пресекается всё чаще. Конечно, не везде! Если бы подобное пресекалось повсеместно, было бы подозрительно; ну, и прибыль серьёзно упала бы, ибо читатель / зритель, жаждущий сюжетов с такими особенностями, есть всегда; да и соответствующая аудитория начала бы жаловаться! Однако даже в такие произведения "повесточка" ВПОЛНЕ может сунуть нос - и потребовать кое-что изменить; пусть не само наличие добрачного интима, но что-то другое - в качестве компенсации за "демонстрацию нежелательной темы". Впрочем, "повесточку" позволяет обойти публикация своими силами, т. е. за свои кровные (если их, конечно, достаточно...).
Маг-целитель. Наглядный пример, когда второсортный сюжет тесно связан с не одобряемыми "повесточкой" человекоубийствами и добрачными половыми отношениями, и убрать их оттуда - означало бы сделать произведение в разы менее интересным, а потому - невостребованным аудиторией. К тому же это сэйнен, т. е. произведение для взрослой аудитории; а потому "повесточка" могла бы и обойти его стороной. Но не обошла. Нет, она не стала удалять всю жестокость и клубничку (будь так, мы бы даже не узнали, что было и такое). Вместо этого она, судя по всему, кое-что добавила... Ибо весь сюжет данного творения яро намекает, что унижение - не просто норма жизни, но и путь к успеху! Тамошний ГГ осознанно и намеренно "наступает на одни и те же грабли", а обосновывает свои спорные поступки тем, что раньше он не знал, что будет больно, а теперь знает и готов к боли. Хотя вариативности действий ещё было предостаточно. Чему учит такой сюжет? Тому, что надо, прежде всего, ТЕРПЕТЬ, а не бороться или бежать от проблем. А ещё - тому, что важно скрывать свои истинные навыки и не выделяться без нужды; к слову, схожие убеждения замечены также у главных героев "Бродяги Кэнсина" и "Тригана", уже не раз упомянутых выше... И всё же эти убеждения противоречат реальности: если не выделяться, то НИЧЕГО не добьёшься, ибо тебя просто не заметят! К тому же человек, который привык скрывать свои достоинства, вряд ли сможет вовремя понять, когда пора выделиться; частенько бывает, что выделиться нужно было ещё вчера, и момент уже упущен. Теперь суть проблемы: в японском обществе как раз не принято выделяться из коллектива - тех, кто демонстрирует собственную уникальность (даже если просто делает свою работу быстрее и лучше начальника), там очень сильно не любят. Вот так "повесточка" и пропихивает в массовую культуру традиционные японские ценности, на которые надо равняться вопреки здравому смыслу.
Если же кто-то думает, что я раздуваю из мухи слона, дескать - японцам свойственно демонстрировать свой менталитет в своих произведениях (и нечего тут строить теории заговора!), то уточню, что, например, в 80-х сильным главным героям манги и аниме отнюдь не приходилось скрывать свою силу в угоду японскому менталитету. "Кулак Северной звезды", "Жестокий Джек", "Плачущий убийца", "Невероятные приключения ДжоДжо", "Космические приключения Кобры" в качестве примеров; мода на сильных героев, которые скрывают свою силу, пришла именно в 90-х.
"Не моя вина, что я не популярна!" или "Watamote". Манга, а впоследствии и аниме про асоциальную школьницу, которая хочет быть бунтаркой... И не очень-то у неё это получается (именно так строится тамошний юмор). С головы до пят "повесточкино" произведение! Как я писал выше, в Японии не принято выделяться из общества; "выскочек" там очень не любят. Watamote же пытается выглядеть этакой притчей в стиле "смотри внимательно, что с тобой будет, если попытаешься выделиться из коллектива!". И всё же произведение не учитывает главного - для того, чтобы бунтовать против системы, нужен веский мотив. Есть ли он у главной героини? Нет! Её мир - идеален! Любящая и понимающая семья, безопасное общество, адекватные одноклассники (среди которых нет хулиганов и задир!), умеренная учебная нагрузка (раз уж у ГГ достаточно времени на чрезмерное увлечение играми, аниме, мангой и прочим) - у неё не должно быть причин, чтобы не то что бунтовать, а даже просто быть асоциальной! Серьёзно - главная героиня ведёт себя так, будто перенесла психологическую травму, которая как раз таки заставила её бояться окружающего мира и воспринимать его враждебно. Но ничего подобного не было; автор просто запихнул героиню с очевидной психологической травмой в нарочито идеализированные реалии, где НИЧТО не могло нанести вред её психике и наделить желанием бунтовать. Примитивная "мораль" данного произведения проста и лжива:
"Японское общество хорошее; это с теми, кому оно не нравится, что-то не так! Ибо не проблемы общества делают людей асоциальными, а комиксы, мультики и видеоигры!" (которыми люди по-настоящему чрезмерно увлекаются ИМЕННО из-за желания сбежать от неудовлетворительной реальности...).
Бездомный бог. Манга, впоследствии получившая аниме-адаптацию; произведение в меру известное, и "повесточка" не обошла его стороной. В нём можно встретить намёки, что окружающий мир нужно ценить, а если тебе что-то не нравится, надо... перетерпеть! Вот так. Не бороться (естественно, выделяясь из коллектива - без этого никак), а ТЕРПЕТЬ (ведь выделяться в Японии не принято!). Также там есть неоднозначные моменты, которые можно интерпретировать, как намёки на... греховность сексуальных желаний - несмотря на то, что сюжет завязан на японской мифологии! Ведь основная религия японцев - не христианство (с подобными заскоками), а синтоизм, где половой акт и плотские желания не связаны с понятием греха. Вопрос: зачем сей абсурд? Ответ: дабы юные зрители, на которых и рассчитано данное творение, держали змия в узде (проще говоря: не придавались разврату за спиной у родителей); всё же чувство вины на пустом месте - отнюдь не синтоистская уловка. И используют его только для того, чтобы управлять людьми, заставляя оных жить так, как удобно... кому-то.
К слову, ещё там есть намёки на важность пацифизма; причём, весьма однозначные, выдержанные в стиле "Бродяги Кэнсина". Все моменты, связанные с "не одобряемыми автором" убийствами, представлены в тёмной, холодной, неприветливой атмосфере, из которой подсознательно хочется быстрее вернуться "на светлую сторону" данного аниме. В более частых, т. е. обычных ситуациях ГГ убивает уничтожает лишь злых духов, злых богов и прочих антагонистов, не имеющих прямого отношения к человеческому виду; надо думать, "повесточку" удовлетворило и это. Ведь убийства всевозможных монстров героями лайт-новелл, манги и аниме встречаются куда чаще, чем убийства аналогичными героями людей, пусть даже врагов - и пусть даже таких, что не вызывают сочувствия. Вряд ли это можно назвать совпадением...
Не сдавайся! Манга и аниме, рассказывающие о школьнице, покоряющей шоу-бизнес. Сама по себе франшиза достаточно хорошая; хотя и она пострадала от "повесточки". Дело в том, что ради своей цели главгероиня забросила школу. А потом подслушала разговор неких старшеклассниц, кичившихся своим статусом школьниц (ДА, всё так и было: нашли, чем кичиться!). Тут-то героиню пробило на ностальгию по школьной жизни, и её быстренько устроили в школу поблизости с работой. Знаете, в чём проблема? Если убрать из повествования всю эту линию со школой, вообще ничего не изменится! Эта деталь абсолютно не нужна сюжету, притянута туда за уши и чужеродна настолько, что возникает вопрос: зачем её впихнули? Ответ: чтобы ублажить "повесточку", всячески намекающую на полезность школы. В самом деле, бросить школу - это слишком уж крамольный поступок с точки зрения японского общества; пострашнее даже, чем некоторые правонарушения! Потому-то "морально спорный" момент с уходом из школы ради карьеры пришлось исправлять, натягивая сову на глобус, вернее - убеждая аудиторию в том, что слова "юность" и "старшеклассница" почти синонимы, и отделять одно от другого - не комильфо (притом, транслировалось это убеждение через каких-то левых девок - придумали, блин, "авторитетов"!).
Тетрадь Смерти. Манга и аниме, пожалуй, слишком известные, чтобы расписывать их сюжет или хотя бы завязку оного. Лучше сразу перейду к вопросу, чему учит данная франшиза. Очевидно, что доверию к Системе. И в первую очередь - к системе образования. Дескать, хорошо учись, и жизнь станет интереснее - все дороги перед тобой будут открыты! Захочешь, можешь стать детективом! Ну, или гениальным преступником! В крайнем случае, быть умным - это просто модно. Высокий интеллект даёт потрясающие возможности для самореализации; и ничто не развивает его лучше, чем учёба: следи за оценками, соответствуй чужим ожиданиям - и рано или поздно ты сможешь воплотить в жизнь собственные мечты... Что, конечно же, неправда. Стараться в учёбе и развивать в себе острый ум - ну, совсем уж разные вещи! В подавляющем большинстве случаев дети в школе изучают то, что им вообще никогда не пригодится в жизни. Даже если вы знаете математику от А до Я (простите за каламбур), это вовсе не значит, что вам удастся найти достойное применение этим знаниям. Многие люди, имевшие хорошие оценки в школьные годы, не стали, в итоге, ни богатыми, ни счастливыми; к тому же немало взрослых давно позабыли весь школьный материал, кроме основ математики и родного языка (ну, незачем помнить то, чему не нашлось применения). Школа слишком часто не даёт подрастающим поколениям практических знаний о мире за её пределами - не учит критическому мышлению, основам психологии, обращению с деньгами, не знакомит с законами и даже правами; при этом она заставляет учить то, что не пригодится в будущем. Причём, учить - в немалых объёмах! Если заставлять ребёнка регулярно учить то, что он сам считает неприменимым на практике, его крыша начнёт ехать от банального осознания абсурдности ситуации. Из-за этого дети, как я уже писал, становятся агрессивнее и, если совесть позволяет, срывают злобу на окружающих (так что это не столько дети решают для себя быть плохими, сколько окружающая система делает их таковыми). Ситуацию можно было бы исправить оптимизацией системы образования, о чём я уже писал в отдельной статье по "Тетради Смерти"⤴️; вот только вроде бы ответственное японское правительство этим не занимается (надо думать, слишком умное население власть имущим не нужно; ибо легче управлять глупыми людьми, особенно - если таковые не считают себя глупыми...).
Далее речь пойдёт о государственной системе, ибо "Тетрадь Смерти" учит доверять даже ей. И нет - главгерой произведения, Лайт Ягами, не является антисистемным элементом, как могло бы показаться. Наоборот, он - защитник Системы; конечно, один из самых радикальных, но при этом и самый настоящий! В его понимании Система - хорошая. А антисистемные элементы, вроде преступников, плохие; потому-то их надо устранять... Хотя вполне понятно, что люди становятся преступниками или даже просто увлекаются уголовной романтикой не от хорошей жизни. Очевидно, что Система, отсутствием перспектив вынудившая кого-то зарабатывать на жизнь незаконной деятельностью, браться за оружие или даже просто напиваться до беспамятства (в т. ч. с неприятными для окружающих последствиями), тоже должна нести ответственность и делать какие-то выводы, дабы в будущем пресекать схожие происшествия. Например, повышать уровень жизни! Использовал ли Лайт свою тетрадь смерти, дабы убеждать политиков более грамотно распределять ресурсы страны и улучшать условия жизни простых людей? Нет! Не-а! Не было такого! Зато он занимался геноцидом бедолаг, которые, судя по всему, и так натерпелись от государства и общества; эти его действия лучше всего говорят о сути, которую данное произведение хочет донести до аудитории:
"Да, Система неидеальная, но другой у нас нет, и улучшить её едва ли возможно. Поэтому надо ценить Систему и ТЕРПЕТЬ несовершенство оной; ведь если попытаешься восстать против неё, то станешь врагом (а этого даже Лайт не одобрил бы!)."
Но есть одно но: в уже упомянутой статье по "Тетради Смерти" я также написал, как можно было бы исправить несовершенство японской государственно-общественной системы.⤴️ И Лайт, вооружённый тетрадью смерти, мог бы сделать это... если бы додумался (гений, говорите?; не смешите меня!).
Наконец, стоит упомянуть расплату, настигшую Лайта. "Повесточка" за пацифизм, а потому против убийства человека без суда и следствия (особенно, если это даже не самозащита!). Следовательно, после всего, что натворил Лайт, какими бы ни были его мотивы, избежать наказания он принципиально не мог. В этом плане "Тетрадь смерти" стала этакой "повесточкиной" притчей.
Класс превосходства. Раз уж была поднята тема общественных систем, в т. ч. системы образования, затрону и эту франшизу неприятную субстанцию. О чём она? О приключениях школьников в ылiтной школе; о гениальном главгерое, который попал туда и старается не выделяться (насколько это, в принципе, возможно в ылiтном коллективе). Итак... чему учит данное творение? Прежде всего, стадному инстинкту, дескать - выделяться из коллектива нельзя, вот ВООБЩЕ! И на это вам всячески намекает не абы кто, а ГГ, Киётака Аянокоджи! Чувствуете, какое харизматичное имя? Во-о-от! А выглядит он ещё харизматичнее (Друпи напоминает), ведь эмоциям тоже не даёт волю - всё держит в себе (ТЕРПИТ, как и принято в японском обществе!). К тому же он целомудрен - держит своего змия в узде (и вам того же желает). А также - невероятно умён (ну, по заявлениям сюжета). Ещё - доверяет системе образования, не совершает антиобщественных деяний и противостоит деструктивным элементам, вроде хулиганов. Т. е. этакий хоrоший мальчик на максималках. Знаете, я уже писал в отдельной статье, что не так с этим героем, почему он не может быть гением и т. д.⤴️ Повторяться не хочу, поэтому просто помою руки после затрагивания "Класса превосходства" и перейду к следующему примеру:
Человек-бензопила. Ох... очень вредное произведение! И манга, и аниме. Тамошний главгерой настолько неприятен, что не вызывает сочувствия. Невероятно подневольное существо со |_|_|КУРllblМИ интересами и атрофированным чувством собственного достоинства. Надо ли говорить, что именно такой шаблон мышления и поведения легче всего управляем со стороны, поэтому выгоден власть имущим? А не особо умные школьники (да и не только) очень уж любят копировать мировоззрение понравившихся персонажей - и, судя по популярности франшизы, эмоциональный и позитивный вопреки всем ударам судьбы главгерой много кому понравился! Что ещё есть в "достоинствах" оного? Конечно же, одобряемая "повесточкой" девственность - хоть ГГ и хотел бы изменить ситуацию, да не удаётся! (а потому ТЕРПИТ - и вам "советует"). Далее - опять же доверие к системе образования: то, с каким удовольствием ГГ возвращается в школу после всех своих долгих приключений, говорит само за себя. Казалось бы, единственная неоднозначность - дефицит не менее любимого "повесточкой" пацифизма; ибо "Бензочел" - ну, ОЧЕНЬ кровавое произведение... Хотя и тут дьявол кроется в деталях! "Повесточка" не одобряет убийство, но в определённых моментах закрывает на это глаза. Например, если убивают монстров: демонов, зомби и прочих, как я уже писал. Их не жалко! И противники человека-бензопилы - прежде всего, монстры! Так что с точки зрения "повесточки" всё в рамках приличия.
"Коносуба" или "Этот замечательный мир". Франшиза в жанре "исекай" (попаданцы), состоящая из лайт-новелл, манги и аниме. "Повесточка" не любит исекаи так же сильно, как и хентай; и туда, и туда в качестве компенсации она пытается впихнуть максимально возможное количество нужных ей шаблонов! Почему "повесточка" не любит исекаи? Потому, что исекаи - это эскапизм, побег от нашей, неудовлетворительной реальности в другой, более интересный мир. А "повесточка" тратит слишком много времени на убеждение аудитории, что наш мир хороший, и его надо ценить. Сама Идея исекаев противоречит "повесточкиной" пропаганде; отчасти поэтому хорошие исекаи выходят реже и реже. Ну, не может быть иначе с жанром, чья изначальная Идея противоречит всей той пропаганде, что впихивается в него насильно!
Итак... что же всё-таки присутствует в "Коносубе"? Главгерой-девственник - в наличии! Убийства оным исключительно монстров, а не людей - есть! И... вроде бы всё.
Так, стоп, что значит "всё"?! Пару абзацев назад я писал, что "повесточка" пытается впихнуть в исекаи максимальное количество нужных ей шаблонов! Почему "Коносуба" так легко отделалась?! А потому, что исекай - более молодой жанр, чем уже упомянутый и не менее нелюбимый "повесточкой" хентай; исекаи набирали популярность сравнительно медленно (долгое время они даже не считались отдельным жанром), и "повесточка" далеко не сразу обратила на них "должное" внимание. "Коносуба" появилась в 2013-м, когда исекаи только-только стали по-настоящему массовым явлением; потому и тогдашние критерии к ним были менее жёсткими. Например, "Реинкарнация безработного" выходила ещё в 2012-м; хотя в наше время публикация такого произведения в том виде, в каком оно увидело свет тогда, получила бы кучу палок в колёса! Теперь индустрии остаётся лишь экранизировать и "Реинкарнацию", и "Коносубу" в том виде, в котором это более-менее соответствует духу оригинала (ибо приплетать "повесточкины" шаблоны к экранизациям давно вышедших произведений - слишком рискованно; так и аудитория может додуматься, что кто-то пытается промыть ей мозги!). Но, если ситуация с "повесточкой" не изменится в лучшую сторону, можно предполагать, что мы уже видим закат исекаев в том виде, в каком они задумывались изначально...
Восхождение в тени. Франшиза, состоящая из лайт-новеллы, манги и аниме. Куда более поздний исекай, а потому "повесточка" отыгралась на нём по полной! Завязка сюжета следующая:
Один японский школьник хочет быть героем; ради этого он тренируется, вооружается ломиками и ходит бить японских хулиганов; но однажды ему попадаются не просто хулиганы, а самые настоящие бандиты, которых он... всё равно побеждает - и связывает, оставляя для полиции! Огнестрельное оружие бандитов ГГ не забирает себе, а разряжает, разбирает на части и оставляет на месте происшествия - опять же для полиции; затем сбегает до её приезда. Ну, очень нравственный парень! Тем не менее, он недоволен тем, что фактически достиг предела своих физических возможностей, и ничего не сможет противопоставить, например, падающей на него ядерной бомбе. Да, у этого паренька странноватые комплексы и страхи! Ведь бомба - не враг, а лишь оружие; зато того, кто хочет использовать её, вполне можно победить, если правильно подготовиться... чего главгерой aka "любитель ломиков" как раз не делал - даже бандитский огнестрел не присвоил. Хотя для более продуктивной борьбы с криминалом - стоило бы; тем более - как потом выясняется, его убеждения всё-таки позволяли и убивать бандитов, и присваивать имущество оных! К тому же более совершенное оружие создаётся именно для того, чтобы обходить физические ограничения человеческого тела, - а раз так, то в чём была проблема заменить ломики на "Беретты"?! Может, ГГ боялся наказания со стороны закона? Ну, в таком случае и о надуманной ядерной бомбе над головой не стоило переживать... раз уж куда более реальные полиция, суд и тюрьма в его понимании чуточку страшнее. Однако идём дальше! Вскоре ГГ попадает под машину - умирает, но перерождается в альтернативном мире... где впоследствии и продолжает "геройствовать". Хотя тамошнюю его деятельность с трудом можно назвать геройской, ибо теперь ни о каком презрении к летальному оружию не идёт речи: научившись управлять магией и натренировав тело, ГГ именно убивает разбойников (да и не только) - массово, с наслаждением и чувством стиля! Казалось бы - что за дела?! В прошлой жизни он не убивал людей, а тут не стесняется...
Но всё дело, как обычно, в "повесточке", которая, помимо прочего, крайне ревностна к соблюдению японских законов. Без суда и следствия убить человека на японской земле, пусть даже преступника (особенно - в обстоятельствах, когда такого можно не делать), и не понести наказания? Нет! Нельзя продвигать такие убеждения в массы! Позволить школьнику забрать себе бандитский пистолет, ещё и не один? Тем более! Нельзя учить аудиторию такому поведению!!! Потому-то в первой части сюжета, где события разворачиваются в Японии, пришлось сделать главгероя более нравственным - хоть это и шло вразрез с его истинной натурой. Впрочем, огнестрел, пусть уже примитивный, но вполне реальный даже в альтернативном мире, ГГ после перерождения всё равно не использовал; ибо это было бы слишком уж очевидным несоответствием поведения героя "до" и "после". Так что первая "повесточкина" мораль в данном произведении: соблюдайте, по крайней мере, японские законы! Тем не менее, на альтернативный мир японские законы уже не распространяются, поэтому там можно разгуляться! Вернее - можно было бы. Да, "повесточка" закрыла глаза на этакий авторский трюк, позволивший произведению частично обойти требования оной и усидеть на двух стульях; но от ИСЕКАЯ она не отстала бы так просто...
Далее: главный герой - девственник (хотя возможностей изменить ситуацию предоставлялось немало); он был таковым в нашем мире и остаётся таковым в мире альтернативном. Почему? А потому, что, в отличие от пункта с человекоубийством, никаких законов, прямо запрещающих интимную связь до брака, в Японии просто нет (в этом случае всё ограничивается воспитанием и личными убеждениями); а потому "повесточке" было важно донести, что добрачные половые отношения недопустимы не то что в Японии, а... в принципе!
Теперь о японском менталитете и уже упомянутом правиле "унижение - норма жизни", которому следует, в том числе, главгерой этой франшизы, скрывая свою истинную силу от окружающих. Да, опять же нет никаких законов, обязывающих придерживаться первого и / или второго. Потому-то надо было показать, что эта норма - принципиальная, независимо от того, прописана она в законе или нет; дескать - даже в альтернативном мире ГГ следует ей. Но знаете, в чём абсурд? Главгерою нет никакого смысла придерживаться раболепного притворства - он мало того, что быстро стал самым сильным, так ещё и не сомневается в том, что сильнее всех! Серьёзно - ему даже местную школу незачем посещать; мог бы заниматься чем-то более полезным, но всё равно туда ходит (неужто снова "повесточкина" мораль о нужности школьного образования?..).
Однако и это ещё не всё! Конечно же, "повесточка" не постеснялась впихнуть в данный исекай намёки на то, что наш мир тоже хороший, и у него есть достоинства, которые надо ценить! ГГ (порой неосознанно, но активно) внедряет в повседневную жизнь альтернативного мира удобства нашей цивилизации: то торговые центры, то автомобили, то художественные произведения, придуманные нашей культурой (ведь это не плагиат, если нет никого, кто мог бы подать в суд за нарушение авторских прав; особенно - в альтернативном мире, на который не распространяются законы нашей цивилизации, и законы которого также не распространяются на нашу цивилизацию). Хотя истинным любителям фэнтези и исекаев как раз понятно, что эти жанры полюбились публике именно потому, что позволили абстрагироваться от привычной нам, современной цивилизации со всеми её проявлениями...
Фармацевт из параллельного мира. Ещё один "повесточкин" исекай. Франшиза состоит из лайт-новеллы, манги и аниме - и повествует о гениальном японском фармакологе, умершем от переутомления и переродившемся в альтернативном мире... Да, больший промах по целевой аудитории трудно представить! Ну, где ЦА исекаев, и где умирающие от переутомления фармакологи, у которых даже времени на ранобэ быть не может?! МИ-И-МО!!! Вопрос: если я всё ещё надумываю проблему, и никакой "повесточки" в Японии не существует, как так получилось, что подобное произведение пустили в печать, а потом сделали из него полноценную франшизу? Да ни один издатель, находясь в здравом уме, не решился бы потратить время и деньги на автора, предлагающего такое! (а потому и критерии принимаемого произведения, скорее всего, были ЗАРАНЕЕ установлены со стороны).
Что же есть в самом произведении?
- Целомудрие, при этом почти тотальное! Даже пошлым шуткам места не осталось.
- Пацифизм. Герой не убивает людей! (разве что монстров).
- Пропаганда достоинств нашего мира, в первую очередь - развитой науки, в т. ч. медицины. Хотя с последним, явно, переборщили - столько больных, как в этом произведении, не было ни в одном исекае и, наверное, ни в одном фэнтези! И всё лишь для того, чтобы продемонстрировать превосходство нашего мира над альтернативным (ах, да - классическую лечебную магию туда почти что не завезли, потому навыки ГГ пришлись к месту; как удобно!).
- Пропаганда доверия методам наших официальных систем, вроде здравоохранительной и даже государственной. И выставление тех, кто не доверяет их методам лечения и профилактики (включая критерии установления карантина), мракобесами и самодурами. Ведь в нашем мире, где эпидемия идёт за эпидемией, внедрение в массы таких убеждений очень удобно для любых официалов, ибо облегчает им работу.
Только школы не хватает для полного комплекта... Но, думаю, с этим и так всё ясно: хочешь быть таким же умным, как тамошний главный герой?; тогда учись! К тому же, следуя позиции самого произведения, школы в том альтернативном мире должны сильно уступать нашим в практической полезности; а раз так, то и демонстрировать их необязательно.
Как герой-реалист перестраивает королевство. Можно сказать, один из самых ранних исекаев, на которые "повесточка" положила глаз... и лапу (и не только). Лайт-новелла начала выходить ещё в 2014-м (всего через год после "легко отделавшейся" "Коносубы" и через два - после совсем не замеченной "повесточкой" "Реинкарнации безработного"); затем появилась манга, а потом и вышло аниме. Итак, что мы имеем?
- Главгерой - очевидный девственник 19-ти лет. И не торопится менять ситуацию (по крайней мере, до свадьбы); дескать - не зазорно даже в таком возрасте!
- Пропаганда достоинств нашего мира - изобретений и знаний (а ещё, надо думать, "их спонсора" в виде японской системы образования). С помощью своих знаний ГГ всячески улучшает альтернативный мир, куда и попал. Впрочем, порой сюжет выставляет тамошних жителей совсем уж тупыми, дабы ГГ на их фоне смотрелся выгоднее. Хотя, согласно простой логике, это не он, выросший в тепличных условиях, должен учить местных выживанию, а они - его! Ведь то, что он хорошо усвоил теорию, ещё не отменяет недостаток практики (которой у него в своей сытой повседневности попросту не могло быть много).
- Пацифизм... Вернее, его отсутствие - как ни странно! Нет, главгерой никого не убивает лично - руки не марает. Зато командует боевыми действиями, как и подобает правителю, коим ГГ до этого стал вполне законно. Иными словами, с точки зрения "повесточки" всё опять-таки в рамкам приличия: раз уж честно заполучил власть, то имеешь право решать чужие судьбы. В общем, снова уважение к официальным системам. Да и правило "унижение - норма жизни" не обнаружено в данном произведении; ибо правителю не по статусу унижаться - с этим даже японский менталитет не поспорит.
На этом пока всё. Нет, примеров ещё предостаточно! Я мог бы упомянуть и "Re: Zero", который, как и "Коносуба", легко отделался; и "Оверлорда", и многие другие аниме. Вот только тамошние примеры более-менее идентичны уже представленным в данной статье, которая и так получилась длинной.
Подытожу. Что именно продвигает японская "повесточка" в индустрии аниме, манги и ранобэ:
1. Пацифизм, неприятие бунтарских настроений и агрессивного поведения.
2. Уважение к официальной власти и её законам, а также желание противостоять антиобщественным элементам.
3. Нежелание выделяться из общества, даже если становится в тягость быть скромным и покорным.
4. Неприятие добрачных половых контактов и принятие девственности, как нормы.
5. Доверие к системе образования, в первую очередь - японской.
6. Пропаганда достоинств нашего, реального мира.
Само собой, некоторые из этих идей не сочетаются м/у собой в виду особенностей жизни японского общества. Например, сложно быть добрым, когда приходится (покорно) копить стресс на учёбе или работе. К тому же данная модель убеждений не позволяет полностью защитить себя от тех, кто решил пренебречь ею (быть покорным и вместе с тем уметь дать отпор антиобщественному элементу - исчезающе редкое сочетание качеств!). Ко всему прочему, данная модель поощряет такое явление, как травля, когда коллектив убеждает себя, что испытывает праведный гнев к кому-то, посмевшему выделиться и уже находящемуся на полпути к становлению антиобщественным элементом; а по сути - большинство просто травит отличающееся от него меньшинство... ради лёгких побед и гнусного самоутверждения. Потому-то эта модель убеждений примитивна и деструктивна для человеческой личности. Да, она может способствовать удержанию власти политиков в непростые для страны времена; вот только цена высока; ибо в такой системе благо общества - это страдание личности...