Найти тему
Русичи

Не всяк Финист – сокол

Фильм «Финист Ясный сокол» (1975) для многих – теплое воспоминание из детства. И один из примеров, которые любят приводить: вот как умели снимать, вот как надо показывать родных героев и богатырей, а не то, что сейчас... Его ставят в один ряд с фильмами «Кащей Бессмертный» (А. Роу, 1944) и «Илья Муромец» (А. Птушко, 1956). Но справедливо ли? И все ли старые добрые фильмы одинаково хороши и полезны?..

Перед нами сказка, которую режиссер Геннадий Васильев посвятил памяти Александра Роу, нарочито наивная.

Начало – традиционное для жанра. Русь терзают вороги (на этот раз не орда и степняки, а разбойники, лично подчиняющиеся злому колдуну Картаусу (Марк Перцовский)), а противостоять им, защищая простых людей, может только простой парень Финист (Вячеслав Воскресенский). Он пахарь, но у него есть волшебный помощник – сокол в маленькой золотой короне, высматривающий в округе, не обижают ли кого. И вот, вызволив полоненных злодеями русских людей, среди которых была и его будущая возлюбленная, Финист отправляется служить, облачившись в латы и шлем (которые у простого пахаря, видимо, таились под одеждой, как костюм Супермена). Но Кастрюк, приспешник Картауса (Георгий Милляр), оборачивает его омерзительным чудовищем...

Этого чудовища люди боятся не меньше, чем разбойников. Солдаты во главе с воеводой (Михаил Пуговкин) не знают, что делать, семейная пара из сварливой жены и бесхребетного мужа (Хитяева и Вицин), не знает, как им добраться до ярмарки, писарь Яшка (Михаил Кононов) мечтает поймать чудище, но оказывается сам пойман сварливой бабой, а старушки-веселушки (бесподобное трио во главе с Богдановой-Чесноковой) поют частушки и, кажется, знают и могут всё.

В общем, основной сюжет фильма – это просто капустник и сумбур.

-2

Посреди него Финист оказывается расколдован силой любви Аленушки (Светлана Орлова), которую спас от плена в самом начале. Этот пахарь и богатырь в волшебных доспехах, правда, без щита, раскрывает в себе и талант полководца и ведет солдат на врагов. Войско Картауса побито, но тот околдовывает и похищает богатыря. Того спасают опять же возлюбленная и старушки-веселушки, которые в условиях фильма все больше напоминают отряд специального назначения.

В финальной битве нахмуренных бровей Финиста и шевелящихся усов Картауса побеждают брови.

Вот и сказочке конец.

Кстати, волшебный сокол, вроде бы помогавший герою, друживший с ним, вновь появляется только перед финальными титрами – попрощаться со зрителями.

Ощущение капустника усиливает просто месиво из тропов и образов. Леший с ней, со вставной сказкой о каше из топора в исполнении Яшки.

Картаус – злой царь из лубочной сказки о Еруслане Лазаревиче. Кастрюк изначально – и вовсе былинный злодей Кастрюк-Мастрюк Демрюкович, «срисованный» с исторического персонажа, брата Марии Темрюковны, второй жены Ивана Грозного.

-3

Саму же сказку о Финисте с фильмом роднит имя главного героя и то, что и там, и там есть далекие мотивы сказки о «Красавице и Чудовище / Аленьком цветочке». Сама сказка была не о патриотизме, а просто о любви – верной, долгой, не только романтической, но и вполне плотской. Финист был оборотнем, принимавшим облик сокола, чтобы по ночам влетать в комнату возлюбленной.

Как ни парадоксально, весь фильм разваливается даже не из-за нелепостей и неточностей... а из-за самого главного героя. Девица Аленушка – по сути просто обязательное приложение к нему, функция, которой положено любить и страдать. Все остальные (Картаус, вояки, старушки-веселушки, токсичная семейная пара) – персонажи комедийные. И только Финист – удушающе серьезен. Он совершает добрые дела, смотрит на свою суженую и борется с врагом с одним и тем же выражением лица – как будто не может никак вспомнить, выключил ли он утюг или нет (учитывая контекст времени – снял ли с угольев). Финист – этакий архетипъ русскаго витязя. Вернее, пустая пародия на него. Тот же Муромец в фильме 1956-го года, не говоря уже о былинах, и шутил, и огрызался – в общем, не лез за словом в карман, сам побеждал врагов хитростью.

А этот богатырь – пустой, никакой. Зато вот он, оберегает землю русскую в красном плаще и шлеме-маковке и главное – по-честному, с душой нараспашку. Свой же, наш. Что поделаешь?

-4

Создается ощущение, что зрители в России строго делятся на два вида: славянофилы и западники. И те и другие в своем ареале обитания всеядны. Для одних – все свое хорошее, а западное вредное и пустое, для других – западное это прогрессивное и глубокое, а на свое даже смотреть не стоит. Хотя, у любителей своего, родного есть еще один подвид — те, для кого священно и не может быть подвергнуто критике все, что было создано до 1991 года.

Вероятно, этот Финист и есть граница, отделившая исторические и фольклорные образы богатырей в нашем массовом искусстве от пустого псевдорусского лубка. Никому уже не было интересно, что там, в изначальной сказке, в былинах. Вот он, герой – простоватый и не слишком умный, с одной основной эмоцией. Вероятно, именно там надо искать корни бед под кодовыми названиями «богатыри от Мельницы» и «богатырь от Диснея». Хотя забавно, что сам Финист из «Последнего богатыря», напоминает фольклорных русских богатырей больше и чем Ваня, сын Ильи, и чем герой фильма Васильева.

Хотя, виноват, конечно, не сам фильм – он просто своеобразная метка своего времени.

Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)