Найти в Дзене
Занятные заметки

Третий летний праздник в честь Христа Спасителя

29 августа - праздник в честь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Нерукотворный Образ Спасителя - это одна из наиболее распространенных икон, отмеченная особым почитанием в христианстве.

Установление празднования связано с событиями середины 10 века (944 г.), когда Нерукотворный Образ был перенесён из сирийского города Едессы в византийскую столицу - Константинополь.

История создания Образа относится к 1 веку - периоду земной жизни Господа. Во времена Его проповеди в Едессе правил царь Авгарь, который заболел проказой. Никогда не видя Христа, но будучи наслышан о Его великих чудесах, сирийский царь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его, а ещё он отправил в Палестину художника, чтобы тот написал изображение Спасителя. Однако художник никак не мог уловить образ Христа. Тогда Христос попросил принести Ему воду и убрус (холст, полотенце), умыл лицо и отер его убрусом, на котором чудесным образом отпечатлелся Его Божественный Лик.

С почтением приняв переданный ему Нерукотворный Образ Христа, Авгарь получил исцеление; окончательно царь исцелился вскоре, когда ученик Христа апостол Фаддей крестил его. После проповеди Евангелия приняли Крещение также все жители города Едессы. Авгарь украсил Нерукотворный Образ Христа как великую святыню и установил для всеобщего поклонения в нише над городскими воротами.

Отцы VII Вселенского Собора считали Нерукотворный Образ Христа основанием снятия издавна существовавшего запрета на изображение Бога Истинного: не художником написан Лик, а возник на пла́те по воле Христа, соприкоснувшегося с ним. Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки на разных природных материалах, находящихся близко к этой великой святыне.

Фото из сети: чудесным образом отобразившийся Нерукотворный Образ, это "удвоение иконы" произошло в ноябре 2007 г. На стекле, покрывавшем лицевую часть иконы, изнутри отпечатался лик Спасителя, Иисуса Христа: точно такой же, как на иконе, очень чёткий и ясный, выполненный как бы вышивкой белыми тонкими нитями. Сама надвратная икона современная, написана на дереве в 1997 г. местным иконописцем А.Ю. Жуковым, она располагается в раме под стеклом над центральным входом в Спасо-Преображенский собор г. Шадринска Курганской области. Собор был возведён в 1777 г. на Михайловской площади, на берегу р. Исети и является уникальным памятником архитектуры.
Фото из сети: чудесным образом отобразившийся Нерукотворный Образ, это "удвоение иконы" произошло в ноябре 2007 г. На стекле, покрывавшем лицевую часть иконы, изнутри отпечатался лик Спасителя, Иисуса Христа: точно такой же, как на иконе, очень чёткий и ясный, выполненный как бы вышивкой белыми тонкими нитями. Сама надвратная икона современная, написана на дереве в 1997 г. местным иконописцем А.Ю. Жуковым, она располагается в раме под стеклом над центральным входом в Спасо-Преображенский собор г. Шадринска Курганской области. Собор был возведён в 1777 г. на Михайловской площади, на берегу р. Исети и является уникальным памятником архитектуры.
Фото из сети: Спасо-Преображенский собор г. Шадринска Курганской области. Центральный фрагмент цветного фото 1912 год. Фотограф С.М. Прокудин-Горский (http://www.prokudin-gorskiy.ru/)
Фото из сети: Спасо-Преображенский собор г. Шадринска Курганской области. Центральный фрагмент цветного фото 1912 год. Фотограф С.М. Прокудин-Горский (http://www.prokudin-gorskiy.ru/)
Фото из сети: современный вид на Спасо-Преображенский собор г. Шадринска с высоты птичьего полета
Фото из сети: современный вид на Спасо-Преображенский собор г. Шадринска с высоты птичьего полета

Много событий произошло с тех пор, и в 10 веке Нерукотворный Образ с почестями был перенесён в столицу православия того времени - Константинополь (Царьград).

Через несколько лет после этого состоялось Крещение Руси, тогда было воспринято из Византии также почитание Нерукотворного Образа - чудесно отображенного Лика Христа Спасителя. Древним русским флагом является военный стяг (от сътягати, «стягивать» - собирать воедино) - плат с Нерукотворным Образом Спаса в центре.

Одна из древнейших сохранившихся икон Нерукотворного Образа относится к 12 веку (новгородская икона; на обороте изображено Прославление Креста).

По традиции иконы Спаса часто устанавливали над городскими воротами. В Московском Кремле Спасские ворота исторически являлись всегда главными; в 17 веке (1658 г.) указ российского царя Алексея Михайловича закрепил за ними название в честь Смоленского образа Спасителя, освещаемого неугасимой лампадой. Через Спасские ворота из Кремля шли все Крестные ходы.

Фото из сети: 28 августа 2023 г., в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, после Богослужения в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение воссозданной надвратной двухчастной иконы, размещенной с внутренней стороны Спасской башни Кремля. Эта надвратная икона содержит в верхней части изображение Нерукотворного Образа Спаса в иконографическом изводе «Спас на убрусе», плат поддерживают два ангела. Вторую часть иконы занимает образ Пресвятой Богородицы на престоле с предстоящими святителями Петром и Алексием. (http://www.patriarchia.ru/)
Фото из сети: 28 августа 2023 г., в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, после Богослужения в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение воссозданной надвратной двухчастной иконы, размещенной с внутренней стороны Спасской башни Кремля. Эта надвратная икона содержит в верхней части изображение Нерукотворного Образа Спаса в иконографическом изводе «Спас на убрусе», плат поддерживают два ангела. Вторую часть иконы занимает образ Пресвятой Богородицы на престоле с предстоящими святителями Петром и Алексием. (http://www.patriarchia.ru/)

Этот третий августовский праздник в честь Спасителя по-народному называют "Спасом на холсте".

Также известны народные названия этого дня - Хлебный и Ореховый Спас,  потому что к этому времени созревают хлебные злаковые растения и орехи. К этому дню по традиции приурочено совершение Церковью водосвятного молебна и освящение хлебного и орехового урожая.

Издревле существует этот благочестивый обычай, когда начатки урожая, в том числе колосья, хлеб, мёд, различные плоды, приносятся в храм для благословения, освящения и главное - ради благодарения Господа за Его благодеяния; так первые созревшие питательные растительные "произведения земли" посвящаются Богу.