«Облик инженера нового типа: компетенционный портрет выпускника передовой инженерной школы, отвечающий запросам реального сектора экономики» и «Гибкие формы занятости для технологического развития: как меняются подходы к работе с персоналом в крупных компаниях» — эти пленарные дискуссии форума Технопром-2023 были посвящены кадровым вопросам.
Участники дискуссий отметили, что целью передовых инженерных школ сейчас является создание и реализации новой модели совместной деятельности университета и индустриальных партнеров, объединенных выполнением комплексных технологических проектов и подготовкой передовых инженерных кадров. Однако отсутствует единая рамка оценки эффективности работы такой школы даже у индустриального партнера: каждая из его служб, начиная от собственника, главного инженера оценивает ее по своему.
Как отметил на мероприятии генеральный конструктор АО «Объединенная Двигателестроительная Корпорация» Юрий Шмотин, не столь важен всеобъемлющий уровень профессиональных знаний, сколько обладание комплексными навыками, позволяющими работать в команде. По его словам, основная заслуга таких школ – создание проектной команды, где работают специалисты, дополняющие друг друга. До и во время обучения – инженер проектной команды, после – комплексный инженер, руководитель команды исследователей.
По мнению директора по науке ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» Марса Хасанова, передовые инженерные школы не заменяет вузы. Но стоит задача поднять высшее образование на уровень таких школ. Он отметил два горизонта в которых приходится сейчас решать задачи подготовки кадров – это огромный дефицит проектировщиков, конструкторов, руководителей проектов, вынуждающих вузы ставить на поток выпуск кадров. С другой стороны – современность ставит перед системой высшего образования задачу обеспечить выпуск специалистов-исследователей, способных реализовать проекты загоризонтного видения, формировать будущее.
Как отметил представитель «Самарского национального исследовательского университета» Владимир Богатырев, цель таких школ – это формирование новой модели инженерного образования, основанной на принципах цифрового завода, цифровых двойников, обеспечивая кадровое сопровождение в создании и производстве моделей экономичной в производстве техники. По его мнению, нужно принимать на работу не отдельных выпускников, а сформировавшиеся команды, что повысит эффективность их работы в несколько раз.
А директор по технологическому развитию ГК «РОСАТОМ» Андрей Шевченко заявил, что немаловажное условие обучения в ПИШ – воспитание патриотизма. По его мнению, специалист высокого класса, выращенный инженерной школой, должен оставаться и быть востребованным у себя на родине, на российских предприятиях.