Найти в Дзене
Заполярный фрирайтер

Прячем уши автора: как не поломать погружение в текст

Привет, друзья! Сегодня говорим о книгах. Этот выпуск "Рыдактуры" посвящен теме слов-заменителей, которыми авторы часто обзывают героев. Слова-заменители могут быть обезличенными и более личными. А ещё имеет значение, когда и по отношению к кому эти слова используются. Разложу по полочкам. Больше полезного, интересного и интерактивного, как всегда, в моей группе: обзоры книг и локаций, новинки, игры, отзывы на букблогеров и многое другое. Представим, что какой-то персонаж в книге появляется впервые. Мы видим его в первый раз и еще ничего о нём не знаем. Соответственно, можем дать ему определение только по внешности: Рыжий, Мужчина, Длинноволосый и т.д. Потом, когда перс представится кому-то, основным "назывателем" станет имя. Все Рыжие, Мужчины и прочие обезличенные слова-заменители отойдут на второй план. В принципе, герой может и не представиться - и так бывает. У меня так было с Мастером - он свое имя не называл два романа. Так и остался Мастером, и никто от этого не умер (ну, из чи
Оглавление

Привет, друзья! Сегодня говорим о книгах.

Этот выпуск "Рыдактуры" посвящен теме слов-заменителей, которыми авторы часто обзывают героев. Слова-заменители могут быть обезличенными и более личными. А ещё имеет значение, когда и по отношению к кому эти слова используются. Разложу по полочкам.

Больше полезного, интересного и интерактивного, как всегда, в моей группе: обзоры книг и локаций, новинки, игры, отзывы на букблогеров и многое другое.

Заменители: хорошие и разные

Представим, что какой-то персонаж в книге появляется впервые. Мы видим его в первый раз и еще ничего о нём не знаем. Соответственно, можем дать ему определение только по внешности: Рыжий, Мужчина, Длинноволосый и т.д. Потом, когда перс представится кому-то, основным "назывателем" станет имя. Все Рыжие, Мужчины и прочие обезличенные слова-заменители отойдут на второй план.

В принципе, герой может и не представиться - и так бывает. У меня так было с Мастером - он свое имя не называл два романа. Так и остался Мастером, и никто от этого не умер (ну, из читателей))).

А теперь вообразим, что на сцену впервые выходит сам главный герой. Тут сложнее. Если рассказчик - не он, то мы воспринимаем ГГ либо глазами автора, либо глазами какого-то другого персонажа, который вещает в данный момент. Что рассказчик знает о ГГ? Может быть, ничего, может, он точно так же видит его впервые (тогда см. абзац выше). А может быть, они уже знакомы. Тогда можно назвать героя по имени или обозначить его статус.

Например, у меня в трилогии все прологи идут безличными, но ГГ воспринимается как бы глазами постороннего человека. Что видит этот посторонний человек, что он знает о герое? Знает, например, что герой – хозяин дома, вот и назовем «хозяином». Это уже - более личное именование, то есть персонажу кое-что известно о ГГ, помимо внешности. Что-то, что характеризует его, главгера, конкретную черту.

А если рассказчик - сам ГГ? Или персонаж уже представился герою? Тут вылезает частая ошибка. Какая - читайте в полной версии статьи.

Как можно, а как - осторожно?

Выбирая то или иное именование для персонажа, всегда стоит помнить, чьими глазами мы на этого персонажа смотрим. Если глазами этого самого героя, то может ли он сам себя так назвать?

Кто-то именует это «проколом фокала», я предпочитаю описывать как чувство отчуждения, когда ты вместе с героем погружаешься в события, а потом тебя резко из них выбрасывает, потому что вылезают уши автора, обозвавшего главного перса на середине книги каким-то там Мужиком или Товарищем.

Почему звать главного героя по фамилии - это не гуд и как определить, подходит ли выбранное слово персонажу – читайте в полной версии статьи.

Опять про местоимения

Не имею ничего против того, чтобы их резать – неважно, от какого лица написан текст. Впрочем, если от первого, то резать можно вдвойне, ибо «я, я, я» в каждом предложении это форменный ад и глазовыколупливание.

Опять же – точка зрения. Если главный герой, глазами которого мы видим события, у нас один, то намного проще. Большинство описываемых действий станет совершать он, а для него можно кучу слов придумать на замену (см. выше, ну и насточертевшую уже первую часть). И интуитивно будет ясно, кто именно является действующим лицом в предложении, из которого убрано местоимение.

Если точек зрения несколько или же в книгу вставлен отрывок, где ГГ ничего сам не делает и просто наблюдает за событиями со стороны, то лучше искать слова-заменители, чтобы не запутаться, кто есть кто в бесконечных «он\она».

Впрочем, эти слова и так стоит искать. Но не увлекаться, и об этом я уже говорила. Конечно, редкие термины хороши, но они должны естественно встраиваться в текст. Иначе погружения не будет. Хочется необычного названия для героя? Ищем крутой синоним – но всего один! Поверьте, достаточно. Запомнится.

-2

Всё это может показаться сложным. Но опять же - только на первый взгляд. Когда пишешь постоянно, то не подбираешь мучительно вот эти все слова, сверяясь с правилами (да и не правила это вовсе). Всё делается интуитивно.

Полная версия с примерами и советами - тут.

Смотрите также:

Атрибуция. Авторская речь. Пунктуация в диалогах

Плеоназм - примеры, употребление, удаление

Если вы дочитали до этого момента, низкий вам поклон! Ну и традиционно поделитесь своими трудностями при именовании персонажей =)

------------------------------

Благодарю за внимание! Друзья, понравилась публикация? Ставьте лайки, жмите "поделиться"! С чем-то не согласны? Высказывайтесь в комментариях! И, конечно, подписывайтесь - чтобы я могла радовать вас новыми интересными материалами!

Меня зовут Лидия. Я автор-фантаст и заядлая путешественница. Здесь публикую мои рассказы и тизеры романов (фантастика, мистика, киберпанк), фото популярных мест и заброшек, обзоры книг, полезные статьи и многое другое.

Давайте путешествовать вместе – в реальности и за ее пределами!