Принято считать и воспринимать советские фильмы – как нечто качественное, на «все времена», произведения, которые смотрят и пересматривают.
Увы, шедевров в советское время снимали сравнительно немного, большинство фильмов вряд либо могут быть интересны современному зрителю, а некоторые фильмы – просто откровенный шлак.
К такому шлаку можно отнести и «Отпуск в сентябре», который, непонятно зачем, периодически включают в сетку телевизионного вещания… За что он удостоился такой чести - абсолютно непонятно.
Фильм длинный, заунывный, депрессивный, скучный и абсолютно пустой.
Главный герой фильма – Виктор Зилов – типичный образованец. Он получил высшее образование в эпоху, когда оно еще не стало нормой, но уже перестало быть признаком элитарности.
Он работает в какой-то мутной конторе, которая непонятно чем занята – что-то изучает, исследует, проектирует.
Такие люди в рассеи-матушке были всегда – в XIX веке они ругали царизм и рукоплескали террористам, в 1904 году они посылали поздравительные телеграммы японскому микадо, в 1917 году – цепляли красны банты и радовались революции, чтобы через год её же жутко ругать и ненавидеть. Они всегда тихо ненавидели родное, квасное, посконное. Они есть и сейчас – креаклы, всегда всем недовольные, которые везде видят только негатив и любят ругать все отечественное. Это про них поется «ты не такой, как все, ты работаешь в офисе».
Образованцы, возомнившие себя мозгом нации, креативным классом, присвоившие себе право именовать себя «творческая интеллигенция». Это при них высказывался Ленин в своем знаменитом «интеллигенция – это не мозги нации, это ….. нации».
Но наш герой – действительно не такой, как все. Он лучше остальных – у него все в шоколаде.
Он – считается хорошим работником (плохим работникам квартиры в СССР не выдавали).
Он нравится женщинам (в условиях строгой советской морали 70-х годов морали довести женщину до постели – удавалось далеко не всем)
У него замечательные друзья, готовые терпеть все его жестокие шутки на грани издевательства.
У него хороший начальник, который готов его терпеть все его заскоки.
У него нет только одного – чувства сопричастности. Сопричастности жизни, сопричастности к успехам страны.
Если бы он работал на реальном материальном производстве – все было бы по-другому. Любой рабочий, инженер на производстве всегда видит результат своего труда. У рабочего люда сферы материального производства всегда есть чувство сопричастности, у образованцев – нет. Любой токарь результат своего труда видит воочию, работник умственного труда – зачастую не в состоянии узреть, как его труд вливается в труд его республики.
Он не служил в армии, не ходил в турпоходы, не ездил в стройотряды и на комсомольские стройки – ему нечего вспомнить. Он не пытался завербоваться на север, уйти на завод, съездить в археологическую экспедицию – это слишком круто для него… Он пытается заменить эти воспоминания о дурной юности суррогатом – утиной охотой. Но не получается…
В результате – нервный срыв. В 1979 году всяких образованцев от социологии/психологии еще не было, поэтому «кризис среднего возраста» был еще не знаком – а то бы создатели фильма обязательно это бы приплели.
Он, такой умный, такой красивый, такой успешный – вынужден дружить с халдеем-лакеем-официантом, недалекими друзьями, терпеть жену, любовниц и начальника…
Как все это образованцу вытерпеть?
Характерный момент – в его квартире, больше похожей на холостяцкую (хотя он женат – видимо жена из таких же образованок, для который мрии важнее быта) абсолютно нет книг. Вообще. Ни книг, ни журналов, ни газет – и это у технического специалиста с высшим образованием в самой читающей стране мира!
За несколько дней наш самый умный, самый красивый, самый удачный человек умудряется разругаться и с женой и с любовницами, и с начальником, и с коллегами, и даже с официантом в ресторане.
Он мрачно разувается, утыкает ствол охотничьего ружья в горло, ногой ищет спуск и мучительно долго ждет, когда кто-то прибежит и его остановит… Не прибежали, но позвонили… самострел отменяется…
И вся эта тягомотина длится 135 минут.
Скажите, какой интерес нормальному человеку смотреть на 135 минут мучений непризнанного гения?
Зачем надо было тратить народные деньги на такую «шедевриум»? Что мешало снять нормальный фильм о токаре, сварщике, водителе? Про успехи на полях или в цехах?
И самое главное – зачем сейчас ЭТО показывать по телевидению?
Еще один советский фильм, который ТОЧНО стоит сейчас показывать по телевидению, несмотря на неоднозначность: