В далёком 2015 году я училась в Стамбуле, и ко мне часто приезжали в гости друзья - провести время вместе и погулять по огромному городу, необычно сочетающим в себе и Европу, и Азию. Первой такой татарской ласточкой приездов друзей стал Вадим.
Тут нужно отметить, что это была наша первая встреча. Мы честно пытались встретиться и до, но мероприятия, на которые мы собирались и уже даже сидели с билетами, отменялись. Ну что ж, мы не привыкли отступать, и вот Вадим в Стамбуле. Уже в нашу самую первую встречу произошло множество забавных историй, но сегодня я расскажу только одну - как мы радостно и весело бесплатно проходили во все музеи Стамбула. Ну, почти везде бесплатно...
В Турции каждый студент может оформить себе музейную карточку, которая даёт право или полностью бесплатного прохода, или возможность прохода за какую-то супер-символическую цену. Оформляется она по желанию, по предъявлению студенческого турецкого вуза. У меня она, конечно, была. Там указаны паспортные данные и перенесена фотка (не вклеена, а прямо изображение на карточке). Она с чипом, который считывают пропускные терминалы и дружелюбно открывают перед тобой двери в музей.
Короче, я решила, что Вадиму просто позарез нужна такая карточка. Проблемы? Он не студент турецкого вуза. Но что ж, на страничке моего универа то и дело публиковались вопросы: "У меня подруга приезжает из Германии, одолжите кто-нибудь карточку!" Написала и я. И тут студенты сообщили мне, что оказывается, совсем недавно власти просекли фишку, что люди одалживают чужие карточки и проходят бесплатно, и поставили на входах проверяющих. И вот теперь у кого-то уже изъяли карточку, пришлось платить штраф и оформлять всё заново. Ну, и пережить минуты позора. Так что карточку мне никто не даст.
"Ну вы и душнилы", - подумала я и написала напрямую одному мальчику из Беларуси, который учился в этом вузе и которого я знала. Назовём его Александр Кондраков. Саша без проблем дал мне карточку, но уточнил, что, если я спалюсь, то все расходы на нас. Я обещала.
Проблемы? Саша был пронзительно голубоглаз и светловолос. Голубоглаз настолько, что это было видно даже на размытой мини-фотке на карточке. Вадим, в свою очередь - темноволосый и темноглазый татарин. Но такие мелочи нас вообще не смутили.
- Вадим, не парься, - говорила я. - Всё будет отлично. Отбрехаемся.
Но Вадим и не парился.
В какие-то музеи мы прошли без проблем. Где-то приходилось пользоваться обманными манёврами - например, в Айя-Софии парень на контроле вздумал вдруг проверять наши карточки по именам и изображениям на фотке. Хорошо, что я шла первая! Чуть отвела его в сторону, он начал рассматривать мою карточку, я его уболтала, и в этот момент Вадим спокойно прошёл чуть дальше и ждал меня в отдалении. А в Миниатюрке, например, не было пропускных терминалов, и надо было предъявлять документы на входе. Я издали показала наши музейные карточки, но дядька попросил посмотреть на реальные студенческие и отказывался пропускать без них. У меня, конечно, студак был, но что тогда делать с Вадимом? Я свой покажу, а у друга нет? Хорошо, что я была в толстовке своего универа.
- Вот, смотрите, - ткнула я его в логотип на толстовке. - Если бы мы не были студентами этго универа, разве носила бы я его толстовку? Мы забыли взять студенческие, так спешили посмотреть вашу чудесную выставку под открытым небом! Так много слышали!
- Верю, верю, - разулыбался дядька и выдал нам билеты. Ох, не тем ты поверил, дяденька...
В общем, всё шло замечательно. Мы на кураже проходили везде и потом радостно обсуждали моменты, на которых чуть не попались, и нашу смекалку и находчивость.
Но вот наступило и наше личное Ватерлоо. Мы, уже окончательно поверившие в себя, отправились во дворец Топкапы и смело, как к лучшим друзьям, направились к терминалам с юношами-проверяющими.
И нам попался душнила. Я прошла к нему с двумя студаками. Мы мило болтали, пока проходил Вадим. И тут он очень внимательно посмотрел сначала на Вадима - а потом взял его карточку и просто вперился в неё взглядом.
- Ольга, мне кажется, это не его карта.
- Его-его. Он просто немного изменился.
- Тут блондин, а по факту...
- Волосы покрасил. Имидж сменил.
- Волосы покрасил. Понятно. Бывает. А может, у него есть паспорт или студенческий, подтверждающие личность? Тогда я смогу пропустить.
- Нет, ничего нет. Сумка с документами дома осталась, блин.
- Я не могу его пропустить. Это два совершенно разных человека.
- Нет, это Александр! - стояла на своём я.
- Ольга, ну у него даже глаза голубые на фотке, - сочувствующе говорил парень. Видимо, он сам хотел, чтобы Вадим оказался Александром.
- Контактные линзы? - пискнула я. Но юноша печально покачал головой.
Я уже мысленно приготовилась к изъятию карты, но парень вернул её мне и сказал, что не сможет пропустить Вадима по ней. Потому что в последнее время многие стали пользоваться чужими карточками, и их строго проверяют.
- Какие негодяи, - пробормотала я. И Вадим отправился покупать билеты по полной цене, и, конечно, без эксцессов (уже) попал на территорию дворца. Просто пришлось долго стоять в общей очереди в кассу.
А проверяющий парень всё это время печально рассказывал мне, что не имел права пропустить Вадима по карте голубоглазого блондина. У меня язык уже не поворачивался сказать что-то типа: "Как жаль, что мы забыли документы дома".
Ну ничего. Через месяц ко мне приезжал голубоглазый и светловолосый друг Костя. Угадайте, как он проходил во все музеи, и даже в Топкапы? Так никто даже не пикнул, даже осмотрев всю карту вдоль и поперек. А для нашего общего друга Миши, который приехал с Костей, я добыла карточку иностранного студента из, по-моему, Венгрии - Иштвана. Самой большой проблемой для Миши было запомнить своё новое имя (мне даже пару раз приходилось выручать его). Всё прошло как по маслу.
А свою музейную карту я неоднократно потом продлевала, хотя уже не была студенткой. Забалтывала дяденек, которые сидят в вагончиках по продлению этих музейных карт, показывала просроченный студак - и они с готовностью давали мне музейную карточку с новым сроком. И вообще, моя методика по забалтыванию дяденек работала на ура. Истории, как я себе оформляла вид на жительство, страховой полис и т.д., достойны отдельных постов.