Найти тему

Психология в лицах – Выготский Л.С.

Возрастные нормы, теория зон ближайшего развития, социальная адаптация детей с особенностями, речевое развитие, личностный подход, высшие психологические функции, психология искусств – идеи выдающегося и совершившего неоценимый вклад в науку психолога Выготского Льва Семеновича актуальны и изучаются даже сегодня.

Читайте статью об одном из самых выдающихся в истории психологии ученых, без которого нельзя было бы представить современную науку – Выготском Л.С.!

Возрастные нормы, теория зон ближайшего развития, социальная адаптация детей с особенностями, речевое развитие, личностный подход, высшие психологические функции, психология искусств – идеи выдающегося и совершившего неоценимый вклад в науку психолога Выготского Льва Семеновича актуальны и изучаются даже сегодня.

Источник: https://www.mgpu.ru/vygotsky2018/
Источник: https://www.mgpu.ru/vygotsky2018/

Дефектология, детская психология и воспитание, психология искусств, взаимосвязь культуры, общества и человека, кризисы, влияние марксизма на научные теории и так далее (!) – среди студентов психологических факультетов распространена шутка о том, что упоминание практически любой научной темы или проблемы (или уж точно многих) можно связать с Выготским Л.С.

Имя Выготского Л.С. известно по всему миру – советский психолог впервые связал психологию и педагогику, стал основоположником коррекционной педагогики и культурно-исторической теории, представил идею о том, что игра для ребенка может являться источником развития, поставил под вопрос взаимосвязь успешности и оценки и так далее. Несмотря на то, что до 60-ых годов 20 века его идеи забылись, во второй половине столетия они вновь стали актуальными и определили вектор развития советской школы, распространяясь за рубежом.

Источник: https://interesnyefakty.org/lev-vygotskij/
Источник: https://interesnyefakty.org/lev-vygotskij/

Выготский Л.С. родился в Орше в 1896 году. В 1913 году будущий психолог поступает на медицинский факультет, а затем меняет его на юридический, параллельно посещая лекции на историко-философском факультете и выпуская научные работы по литературоведению и истории литературы. Будучи разносторонним и близким к науке человеком, он заметил взаимосвязь поведения человека и культуры вокруг него.

Я расскажу о некоторых его идеях из множества значимых для науки.

Выготский пытался совместить исторический метод со сложной областью знаний, реализовать его в исследованиях, а также попытаться проанализировать весь накопленный материал через призму этой идеи — идеи исторического развития сознания личности.

Выготский заметил, что базовые понятия, принципы и мировоззрение ребенка закладываются под влиянием воспитания и условий, созданных взрослыми. Психолог также выдвинул смелую идею для той эпохи о том, что дети с отклонениями (и психическими, и физическими) могут адаптироваться в обществе, если их особенности не афишируются. Он предполагал, что в благополучной семейной обстановке даже психические отклонения поддаются корректировке и положительному влиянию.

Источник: https://interesnyefakty.org/lev-vygotskij/
Источник: https://interesnyefakty.org/lev-vygotskij/

Он отметил большую значимость общества и включенности человека в общественную деятельность (совместный труд и связанное с ним общение). Именно благодаря обществу, а именно так называемым «знакам», психика человека из природной (биологической) становится культурно-исторической. Так формируются особые, присущие только человеку, высшие психические функции.

Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом – он посещал все премьеры в московских театрах и в других городах. Так, Лев Семенович был человеком, близким к искусству, и его он также рассматривал через науку. Выготский предлагал понимать произведение искусства как антропоморфный субъект, у которого есть своя анатомия и физиология. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Лев Семенович предположил, что секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как ранее считалось, что сюжет и фабула должны быть гармонично связаны друг с другом. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе – как и во многих других областях.

Важное место в теории Льва Семеновича занимает понятие зоны ближайшего развития, которая определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребёнка под руководством взрослых, становится затем его собственными навыками и умениями.

Источник: https://interesnyefakty.org/lev-vygotskij/
Источник: https://interesnyefakty.org/lev-vygotskij/

В 1924 году Выготский начал работать в Институте экспериментальной психологии, а к началу 30-ых годов опубликовал более 200 научных работ, став одним из ведущих психологов. Однако в те годы Выготский Л.С. подвергался нещадной критике.

“Педология подростка” и “Педология школьного возраста”, одни из ключевых работ психолого того времени, признавали вредными, называли “буржуазными подделками” и обвинили в отходе от марксистских взглядов, в “идеологических извращениях”, в подмене фактов, выдвигающихся научным коммунистическим сообществом. Из-за высмеивания и давления, Выготский ушел из Института экспериментальной психологии. В 1934 году Выготский умер от туберкулеза. Ему было 37 лет.

Источник: https://interesnyefakty.org/lev-vygotskij/
Источник: https://interesnyefakty.org/lev-vygotskij/

Сегодня Выготский – один из самых цитируемых психологов в мире, оставивший огромное научное наследие. Например, его книги «Психология искусства» и «Мышление и речь» до сих пор проходят в Университетах не только психологи, но и студенты других специальностей. Его труды по детской психологии также являются очень ценными и до сих пор остаются достаточно актуальными. Сложно переоценить вклад Выготского – очевидно, что психология сегодня не могла бы обойтись без его идей во многих областях.

__________

Меня зовут Таня Мясоедова, я психолог! В своей работе я использую 2 основных подхода – КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) и схема-терапия.

Следи за моим блогом, а также связывайся со мной по вопросу консультаций по этой ссылке https://taplink.cc/tanya.myasoedova. Там же ты найдешь ссылки на мои страницы в других социальных сетях.

-6