Книги Фазиля Искандера для меня как портал в другой мир. Откроешь, чтобы найти цитату - и вот уже перечитываешь всю книгу.
В повести "Софичка" 160 страниц и столько смыслов, что в один отзыв не вместить, а 3 никто читать не будет)). Ограничусь завязкой сюжета и тем, что мне больше всего откликается.
О чем повесть?
Как и множество историй, рассказанных Искандером, "Софичка" переносит нас в село Чегем, Родину детства автора, в Большой Дом - дом старого Хабуга.
Здесь соединилась жизнь юных Софички и Роуфа. Счастье их было недолгим - Роуф погиб.
А дальше будет много событий в мире и в маленьком селе Чегем. Как они отразятся на жизни Софички, будет ли она счастлива, сможет ли простить того, кто погубил её мужа - об этом книга.
Эти "дикие" горцы
В книге много рассказано об абхазских обычаях, некоторые нам чужды и дики.
Вот, например, как проходит абхазская свадьба.
Жених не переступает порог дома, гостит у соседей. Родители жениха принимают невестку, обнимают и целуют, с обрядами вводят в дом.
Затем гости всю ночь пируют, а невеста стоит у стены, голова и лицо покрыты белым платком. Каждый, кто желает взглянуть на невесту, приносит дары и, приподнимая платок, бросает взгляд на её лицо. И так до утра, с небольшими перерывами на отдых.
Дико? Но возьмем другие обычаи.
Абхазцы живут родом. Здесь нет сирот, одиноких вдов, нет домов престарелых.
Род - и поддержка, и судья. Совет рода неподкупен и вынесет приговор, опираясь не на уголовный кодекс, а на веками отточенные понятия о нравственности.
- Не будем о нем вспоминать, - сказал дядя Кязым, - пусть узнает, что значит проклятие рода, пусть живет всю жизнь с чужими людьми...
А если человек совершил предательство, донес на соседа, проклятие падает на весь его род и отменить позор рода нельзя ничем. Даже покойного доносчика никто не придет оплакать, как человека.
Невольно задумаешься, такой ли архаизм эти горские обычаи.
О верности
Неверно сказать, что Софичка осталась вдовой - она осталась женой. Не потому, что отказала всем, кто сватался (обычай не запрещает повторно выйти замуж). Просто она продолжала общаться с мужем и после его смерти.
Никакой мистики: по пути от родника Софичка заходит на могилу мужа, делится с ним своими мыслями, советуется. Не слишком часто, чтобы не беспокоить его.
Как она понимает ответ мужа? Очень просто:
Рассказав ему все, она облегченно вздохнула. Как всегда в таких случаях, на душе у неё посветлело, и она успокоилась. Это был знак оттуда, знак одобрения её жизни.
Софичка поднимает свой кувшин и чувствует, что нести его стало намного легче:
Она подумала: кувшин наполнен свежей водой, как она наполнена тихой радостью неслышимой похвалы мужа.
Жизнь даст Софичке много поводов для разговора с мужем: война, выселение греков в Сибирь, допрос у следователя, которого Софичка назовет самым страшным словом - "немец".... И всегда долг перед мужем будет подсказывать ей, как поступить.
Пережиток прошлого? Но то, что слышится Софичке как голос мертвого мужа, на самом деле голос её совести, её сердца.
О домашнем очаге
Очаг у абхазцев свят. Это сердце дома, а дом - сердце рода, оплот нравственности. Тысячи лет у очага грелись, делились событиями дня, мыслями, переживаниями.
Что же сейчас собирает семью и близких семье людей вместо домашнего очага? Алкоголь или телевизор. Иногда, как бы чувствуя собственную недостаточность, они действуют вместе.
В финале повести очаг рушится. Умирает старый Хабуг - глава Большого дома. Рубится на доски огромный грецкий орех. Испачканы кровью пароходы с детских рисунков.
Рушится и другие опоры, и сама страна, ведь повесть написана в 90-х.
А надежда, оставленная нам автором, начинается с костра:
- Господи, вот мы снова у костра, с которого все начиналось. Мы забыли все неудачи и все несправедливости нашей жизни! И ты забудь! Мы забыли позор нашей истории и наш собственный позор! И ты забудь! Дай, Господи, грешному человеку еще одну попытку!
Может, и правда наладится жизнь, если вернется в дома понятие семейного очага?