Найти тему
Сайт психологов b17.ru

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС или 12 рекомендаций для мам первоклассников

Всё ближе и ближе дата, которую кто-то ждёт с радостью и нетерпением, а кто-то со страхом или даже с отвращением. Как бы там ни было, но вид нарядных детей с букетами цветов в первый день осени, никого не оставляет равнодушным. У каждого есть свои воспоминания, связанные с этой датой.

Я хочу поговорить о тех детках, кто в этом году идёт первый раз в первый класс.

Для начала хочу поделиться своим опытом далёкого сентября 1982 года. Я была бабушкиной внучкой, поэтому ни о каких детских садиках речь даже не шла. Бабушка была категорически против детского сада, а родители мои не возражали. Мне сейчас трудно судить, была ли я избалована и насколько, но обласкана любовью и заботой точно была. Жила я в расслабленном темпе, ведь по утрам мне никуда спешить не требовалось. Я просыпалась около 10 часов утра, следила за лучиками солнца на обоях, а потом громко звала бабушку. Ранний подъём у меня ассоциировался только с походами в поликлинику, когда болеешь и нужно сдавать анализы.

Я не знаю, почему меня не подготовили заранее к ранним подъёмам, но отлично помню, что пробуждение в 7 утра для того, чтобы начать собираться на праздничную линейку, было для меня огромным шоком. Или даже не так, когда меня полусонную, мама повела в ванную и начала умывать холодной водой, чтобы я окончательно проснулась, вот тогда то у меня и случился шок от мысли, что вот так РАНО мне придётся вставать много-много лет. И эта простая мысль отравила мне всё праздничное настроение (я в школу то очень хотела начать ходить, с нетерпением ждала, но вот с ранним пробуждением учёбу в школе почему то никак не связывала). Я помню, как я стояла вся такая несчастная посреди коридора, с букетом, с белыми бантами, в белом фартучке, с новеньким ранцем, но ничего-ничегошеньки из этого меня не радовало, настолько меня оглушила мысль о том, что ближайшие десять лет шесть раз в неделю мне придётся вставать вот так вот рано.

И этот день определил всю мою дальнейшую жизнь относительно ранних подъёмов и холодных умываний. Мне 48 лет, из которых 30 лет я где-то и кем-то работала. Так вот из этих 30 лет работа с пятидневным графиком занимает всего 2 года. Остальные 28 лет я работала и работаю по сей день только в скользящем или свободном графике, лишь бы не вставать каждый день рано утром и не идти куда-то до самого вечера. И я очень не люблю холодную воду, бррр! Умываюсь только тёплой водой, почти горячей.

А теперь рекомендации психолога мамам первоклассников))

1. Этот день ваш ребёнок будет помнить всю жизнь, поэтому лучше подготовиться заранее, чтобы у вашего ребёнка остались приятные воспоминания об этом. Собственно говоря, это его маленький праздник, и желательно, чтобы день знаний прошёл празднично, а не буднично. Можно купить ребёнку маленький презент в память об этом дне, можно приготовить какие-нибудь сладости.

Когда мой ребёнок, будучи первоклассником, вернулся из школы, то дома его ждал небольшой праздничный стол, интересные книги в подарок от зубной феи (на тот момент сын уже умел и любил читать), и комната, украшенная шарами и кленовыми листьями.

2. Обязательно заранее подготовьте ребёнка к ранним подъёмам, если он у вас маленький совёнок, не посещающий детский сад.

3. За несколько дней до начала учёбы имеет смысл погулять с ребёнком во дворе школы, показать ему, где окна классов, спортзала, столовой, поиграть на школьном стадионе. В этом случае первого сентября стресс у ребёнка будет гораздо меньше – он придёт на линейку уже в знакомое ему место. Возможно, гуляя около школы, он познакомится с кем-то из будущих одноклассников, либо с кем-то из параллельных классов, что тоже неплохо.

4. Если ваш ребёнок посещал детский сад, расположенный по соседству, то попробуйте узнать, будет ли кто-то из детей его группы учиться в этой же школе (сейчас многие родители создают группы в соцсетях и узнать подобную информацию несложно). Если сказать ребёнку, что Вова, Петя, Маша, Глаша и др. тоже идут в эту школу, ему будет поспокойнее.

5. КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ плохо или с пренебрежением отзываться о его будущем преподавателе, о детях других национальностей, о физических недостатках других детей, о школе и о самой учёбе. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ пугать ребёнка какими-либо возможными школьными проблемами: «учительница будет ругаться», «с тобой не будут дружить», «не бери с собой красивую авторучку – украдут», «теперь у тебя не будет времени на игры». Лучше решать проблемы по мере их поступления, а пока научить ребёнка азам правильной коммуникации (умению отвечать на вопросы, задавать вопросы, слушать ответы). Застенчивые дети обычно просто отвечают, как их зовут, и сразу замолкают. Активные – тараторят, не давая вставить слово. И тех и других надо научить общаться грамотно.

6. Лучший телефон, с которым ребёнок будет ходить в школу - кнопочный. Потеряет, разобьёт, украдут – не так жалко, а самое важное – в нём мало игр и они не слишком интересные. Сразу повышается шанс наладить дружеское общение с другими детьми на перемене или продлёнке, вместо сидения за партой, уткнувшимся в экран.

7. Не загружайте ребёнка большим количеством кружков и секций, особенно в первом учебном полугодии. Все дети разные и процесс адаптации к школе тоже у всех протекает по-разному: кто-то обживается в новом коллективе и в новой роли буквально за неделю, а кому-то на это требуется несколько недель, а то и месяцев. Быть воспитанником детского сада и учеником первого класса – это всё-таки две большие разницы и вначале посещение школы вызывает стресс. Поэтому должно оставаться свободное время на игры, на отдых, для того чтобы ребёнок мог таким образом восстанавливаться, отходить от этого стресса.

8. Кстати, для лучшей адаптации, разрешите ребёнку брать с собой в школу любимую игрушку маленького размера. А ещё на продлёнке, как правило, тоже есть различные бесплатные кружки, и имеет смысл посещать именно их, а не в пяти остановках от дома, потому что общение с одноклассниками (одношкольниками) в неформальной обстановке, но всё-таки на территории школы, помогает ребёнку быстрее адаптироваться к ней.

9. Если ребёнок говорит, что не хочет ходить в школу, плачет, - не надо думать, что это манипуляции и капризы. Отнеситесь к этому серьёзно, обстоятельно расспросите ребёнка, почему, в чём причина этого нежелания. Не обесценивайте его мысли и чувства по этому поводу.

10. С администрацией школы, преподавателями, родителями других детей, лучше изначально выстраивать хорошие взаимоотношения. Они вам не друзья, но и не враги.

11. Сейчас во многих школах, если ребёнок слегка приболел, его можно оставить дома на 1-2 дня без справки от врача. Если вы можете воспользоваться этой возможностью, то лучше не водить заболевающего ребёнка в школу. Во-первых, есть шанс, что зарождающаяся простуда ни во что не перерастёт, а тихонечко пройдёт, благодаря пребыванию дома и уходу. А, во-вторых, ваш ребёнок не заразит других – в периоды межсезонья бывает так, что на уроках присутствует чуть ли не меньше половины класса – остальные болеют, перезаразившись друг от друга. Вести заболевшего ребёнка в школу – это неуважение как к его здоровью, так и к здоровью других детей.

12. Есть много детских фильмов (большинство из них советские, но интересные и актуальные по сей день), посвящённых первоклассникам. Попробуйте посмотреть 2-3 таких фильма вместе с ребёнком и по возможности обсудить их.

Желаю вам и вашему ребёнку приятных солнечных воспоминаний о его первом школьном дне!

Ваш психолог, Светлана Мурзина.

PS: самое главное забыла сказать)) несмотря на то, что в далёком 1982-м я была так ошарашена и расстроена ранней побудкой, я всё равно все эти годы очень любила первое сентября)) и люблю этот день до сих пор)) мне всегда кажется, что 1 сентября даже воздух на улице пахнет как-то по особенному, празднично))

Автор: Мурзина Светлана Юрьевна
Психолог, Ведущий тренингов

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru