Найти тему

ИСЛАМ НА БАЛКАНАХ

Основным местом распространения ислама в зарубежной Европе являются Балканы. Ислам пришел туда во времена Османской империи и медленно, но верно стал распространяться среди местных народов. После покорения Константинополя в 1453 г. османская империя присоединила большинство грекоязычных областей полуострова и начала экспансию в землях албанцев, славян и валахов. В то время румыны не были озабочены деславянизацией родного языка, албанцы и сербы не резали друг друга за Косово, а сербы были и православными, и католиками, и они все выступали единым фронтом против иноверцев-захватчиков. Но силы молодой империи оказались превосходящими и государства, один за другим, прекращали свое существование.

Падение Константинополя открыло туркам дорогу к экспансии на Балканы
Падение Константинополя открыло туркам дорогу к экспансии на Балканы

Аристократии предлагался выбор - лишиться всех привилегий или принять ислам. Те, кто отказывался принять ислам, отправлялись на Запад, в Дубровник или Италию. Сохранившие привилегии дворяне-албанцы и славяне стали первыми мусульманами на Балканах.  Одним из способов распространения ислама было обращение христианских мальчиков в янычары - девширме. Девширме означало, однако, что человек изымается из среды и его потомки отуречиваются уже во втором поколении. Национальный герой Албании Гьергь Кастриоти родился в православной семье, в юности был принужден к исламу и получил имя Скандербег. В дальнейшем он стал католиком, чтобы заручиться помощью Венеции и боролся с Османской империей.

Албанский князь Гьергь Кастриоти по прозвищу Скандербег возглавил сопротивление христиан.
Албанский князь Гьергь Кастриоти по прозвищу Скандербег возглавил сопротивление христиан.

Отдельные области на Балканах становились мусульманскими для того, чтобы избежать дискриминации и получить привилегии. Так, христианам не разрешалось носить оружие (за редчайшим исключением), строить дома выше домов мусульман и колокольный звон церквей не должен был беспокоить мусульман. На государственной службе вплоть до реформ Танзимат 1839-1876 гг. могли находиться только мусульмане. Дискриминация иноверцев была мягкой силой, с помощью которой ислам распространялся среди изначально христианского населения Балкан.

Почти все народы на Балканах имеют на сегодняшний день мусульманское меньшинство. В Греции мусульмане проживали на Крите и в Эпире, а также в Македонии. На данный момент они проживают в Турции, куда были отправлены по Лозаннскому договору. Среди сербов такое меньшинство - боснийцы-мусульмане и мусульмане Новопазарского санджака, а также мусульмане Косова и Метохии. Сейчас они имеют отдельную идентичность, а в Косово и Метохии активно албанизируются. Сербскую идентичность разделяют торбеши, проживающие в Македонии и поэтому относимые также и к македонцам. Болгары-мусульмане называют себя помаками. Есть неточные сведения о хорватах-мусульманах. Соотношение мусульман и христиан в Албании неясно, особенно после правления атеистического режима Энвера Ходжи. Принято считать, что их примерно поровну. У черногорцев ряд племен является полностью или частично исламизированными.

Пожалуй, единственным крупным народом Балкан, не имеющим исламское меньшинство, являются румыны. После неудачных попыток Михая Храброго и Владислава Дракулешти остановить экспансию Османской империи, Валахия (историческое название Румынии среди соседей) сохраняла формальную независимость от турок, но они диктовали внешнюю политику княжества и даже назначали князей из греческих купцов-христиан Константинополя. Фанариотский режим (от названия купеческого квартала Фанари в Стамбуле) обеспечивал Османской империи контроль над Валахией, а подданным - христианских правителей.

Нередко ислам распространялся резко и сразу на значительной территории из-за каких-то событий. Так, албанцев-христиан начали активно обращать в ислам в XIX в. на фоне русско-турецких войн. Ещё был эпизод, когда во время голода христианский епископ в Лаберии на юге Албании запретил нарушать пост под страхом отлучения, что вызвало волну обращений в ислам. Большое число мусульман в Албании можно объяснить и тем, что у албанцев не было национальной церкви: северные албанцы были римокатоликами и попали под влияние венецианцев, а южане были православными и эллинизировались. Язык богослужения им был непонятен в любом случае. Ещё много албанцев-христиан покинуло Албанию, когда туда пришли турки. В Италии есть сообщество арберешей - южных албанцев, перешедших из православия в униатство.

Значительная часть христиан албанского происхождения ассимилирована греками. Когда после греко-турецких войн часть островов Средиземного моря опустело, они были заселены жителями севера Греции - албанцами и аромунами (родственники румын). Сейчас в Греции достаточно часто встречаются фамилии Арванитис, Арванитакис, Арванитопулос, указывающие на албанское происхождение владельцев. Албанцы Греции, к слову, не ассоциируют себя с Албанией из-за того, что там много мусульман и иное самоназвание жителей: как и албанцы Италии, албанцы Греции называют себя арберешами, а в Албании - шиптарами. В самой Албании, особенно на католическом Севере, популярно скрытое христианство. Таких людей называют двоеверцами или лараманами. Сейчас лараманы в Албании либо воссоединяются с христианской церковью, либо становятся мусульманами.

В Косово и Боснии и Герцеговине популярны духовные братства - тарикаты. Они относятся к суфийскому исламу и сохранились там со времен Османской империи, в то время как в современной Турции преследуются с момента появления республики. Последователи тарикатов почитают христианских святых наряду с мусульманскими и даже жертвуют на строительство церквей. Среди албанцев Косова и Метохии и боснийцев популярен тарикат бекташийя, а среди балканских цыган - рифаийя. Распространен также тарикат мевлевийя, последователей которого называют “крутящимися дервишами”.

Когда косовские суфии входят в транс, у них притупляется чувство боли
Когда косовские суфии входят в транс, у них притупляется чувство боли

С момента развала Югославии на Балканах распространился исламский фундаментализм, который принято связывать с Саудовской Аравией. Примечательно, что территория распространения фундаментализма совпадает с границами Югославии. В Албании не заметна активность исламистов. Это можно объяснить внешней политикой и связью Саудовской Аравии с Соединенными Штатами, заинтересованными в ликвидации Югославии. Исламизм стал причиной вандализма церквей и массовых убийств на почве религии во время югославских войн. На сегодняшний день мусульмане стран бывшей Югославии вырабатывают собственную идентичность, а мусульмане Албании и Болгарии считают себя албанцами и болгарами соответственно.