Найти тему
КиноМария

СНОВА В КИНО: «Только бог простит» (2012), Дания

Привет, киноманы!

В четверг в прокат выходит фильм датского режиссера Николаса Виндинг Рефна, получивший номинацию на Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Ранее писала о сериале «Ковбой из Копенгагена», который вызвал эстетическое удовольствие от просмотра. Здесь в главной роли снялся актер Райан Гослинг. И вновь я испытала невероятное визуальное наслаждение. Рассказываю, почему стоит посмотреть фильм снова.

Постер к фильму
Постер к фильму

Моя оценка на КП 7/10

Рейтинг КП 6.0/IMDb 5.7

По сюжету мать приезжает в Бангкок, чтобы забрать тело своего первенца. Сын только что убил малолетнюю проститутку, за которую отомстил отец. Властная женщина требует от второго сына (Гослинг) мести за брата и голову убийцы на блюдце. Но парень совсем не готов вершить правосудие. Все меняется, когда он встречает на своем пути бывшего полицейского Чена.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Если посмотреть на сюжет в сухом остатке, то на поверхности останется довольно простая история. Мать любит одного сына: буквально боготворит и расхваливает как физические данные, так и другие качества любимчика, сравнивая достоинства с чертами младшего сына.

Из диалогов мы понимаем, что младшему приходится терпеть унижения и практически отсутствие любви, критические замечания в свой адрес, резкие комментарии по поводу его работы и псевдодевушки.

Герой Гослинга кардинально отличается от погибшего брата по характеру, моральным принципам и жизненным целям. И несмотря на то, что его бойцовский клуб - прикрытие для продажи наркотиков, он совсем не готов убивать по велению матери.

Плюс бывший полицейский на тайских улочках не просто следит за порядком, он мнит себя Богом, сила правосудия и мания величия которого растут по ходу развития сюжета.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но все это так эстетически красиво подается, что от экрана не оторвать глаз.

Во-первых, Рефн под состояния героев и события подбирает невероятно красивую палитру цветов.

Дикий, насыщенный красный: неоновый свет, футболки наркоторговцев, плакат на стене в тайском клубе по боксу, кровь на стенах подчеркивают насилие, агрессию, риск и жестокость, царящие на экране.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Синий неон как символ тайны полумрака.

Желто-оранжевый свет на улице во время преследования нападавшего.

Голубо-розовое закатное небо, на фоне которого один из героев набирает силу и становится тверже и увереннее духом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Зеленое помещение с звуками надвигающейся опасности. Нужно отметить, что цвет и звук - неотделимые друг от друга составляющие фильма. Дополняют, разбавляют, усиливают, тушат в нужный момент.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Насыщенно-розовый во время исполнения песни в караоке. Рефн отдает дань уважения этому популярному в Тайланде хобби и словно разрешает расслабиться полицейскому, исполняющему лирические песни на сцене после трудного, тяжелого дня, а другим героям наслаждаться звуками женского вокала.

Контрастный свет падает в темную комнату из окон и через решетки, позволяет зрителю хорошо рассмотреть фигуры героев, их реакцию, жесты, положение тела, мимику и эмоции.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Нельзя не отметить построение кадра, выбранные оператором ракурсы съемки. Будто замеренные и четко определенные горизонтальные и вертикальные линии, ни больше-ни меньше по длине и толщине, но создающие идеальные декорации для событий мести, в то же время не давящие и не ограничивающие героев в их порывах и действиях. На контрасте всех эмоциональных событий режиссёр помещает героев с их расчетливо-холодными распоряжениями в тусклые, невзрачные помещения, в которых глазу зацепиться абсолютно не за что.

В других же кадрах постоянно наблюдаешь орнамент, рисунки, витиеватость решеток, какие-то картинки и детали, которые непременно хочется рассмотреть.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Отдельное наблюдение нужно установить за руками героев: их связывают, ими доставляют удовольствие и убивают, наносят удары и осуществляют выстрелы, вершат правосудие, угрожают, прячут и, наоборот, выставляют напоказ. Такой символ власти в прямом и переносном смысле.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм можно и нужно разбирать на визуальные и звуковые цитаты, разбирать по кадрам и смаковать каждую деталь, впитывать оттенки, наслаждаться каждым звуком, анализировать связь: цвет-поступок-звук-последствия. Рекомендую к просмотру, если для вас важны эти составляющие в фильме и вы любите искать причинно-следственные связи и тайные смыслы в послании режиссера.

Кто смотрел?

***

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.

Другие отзывы августа: