В рамках полугодовой программы педагогического сопровождения на территории первой инклюзивной школы «Быть обычным» завершился цикл занятий для детей с расстройством аутистического спектра и другими видами ограниченных возможностей здоровья. Целью занятий было повысить общий уровень знаний и дать детям с РАС нетравмирующий жизненный опыт, которого они пока избегают, но который нужен, чтобы жить в обществе.
Подготовка особых детей к полноценной жизни начинается с правильной, поддерживающей атмосферы во время пребывания ребенка в школе. Занятия проводятся по интегративной авторской методике, когда дети с особыми образовательными потребностями получают обучение, учитывающее уровень их индивидуальных возможностей и психофизического развития.
Крайне важным компонентом методики является мягкая социальная адаптация. По каждому ребенку ведутся тьюторские дневники. Это означает, что педагоги чутко отслеживают настроение и готовность ребенка к внешним контактам, и при наличии таковой обеспечивают общение. Сначала совсем немного, чтобы показать, что это безопасно. Далее длительность и глубина контактов с социумом такого ребенка возрастает. Также нам важно понимать, где зоны "тригерного" дискомфорта ребенка, чтобы научить его впоследствии управлять такими зонами дискомфорта
Важным промежуточным результатом является момент, когда ребенок сам начинает инициировать общение. Далее при правильном педагогическом сопровождении, как правило, удается закрепить навыки социализации на достигнутом уровне. Параллельно лучше развиваются и когнитивные способности ребенка. В результате ребенок показывает существенный прогресс и в усвоении программы, и в социальном взаимодействии.
На курсе обучались 25 детей, из которых 15 - школьники, и 10 - дошкольники.
По результатам обучения прогресс показали все 25 ребят, у всех повысились социальные навыки и улучшилась мелкая моторика. У 24 учеников повысилась способность концентрировать внимание, у 22 снизился уровень тревожности, у 18 повысился уровень контроля собственного поведения. Все школьники -15 человек - успешно окончили программу своего класса.
Как видите, первые результаты уже есть. Мы верим, что наша методика и наш проект помогут семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, жить полноценно и счастливо.