"Деревенский дневник" 17 августа
О, деревенские сплетни - это настоящая поэма! Слухи и сплетни рождаются, трансформируются и обрастают подробностями. Они никого не минуют, ни старожилов, ни, тем более, приезжих. Их можно игнорировать, но их нельзя избежать…
Если вы планируете жить в деревне, будьте готовы, что всем до вас будет дело. Сначала к вам будут присматриваться, принюхиваться, а потом начнут наводить справки: кто, откуда, зачем? И уж лучше сразу продумать свою легенду и каждому желающему слово в слово её повторять, без интерпретаций, чем вилять и недоговаривать. Всё равно ведь историю вашу каждый по-своему изменит, так хоть первоисточник будет один.
А если молчите принципиально, то не удивляйтесь потом, что про вас надумают такого, что вам и не снилось! И чем дальше будет идти сплетня, тем веселее. Глухой телефон отдыхает!
Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: «Не успеешь чихнуть, как по всей деревне разнесут, что болеешь, а на другой день уже родственникам соболезнования передадут в связи со скорой кончиной».
Я-то ладно, бывшая жительница Малого Острова, отныне полноправная деревенская. Все меня знают с пелёнок, и придумывать про меня нечего. Но вот новичкам не так повезло. Появился у нас этим летом новый житель Малого Острова. Быстро он вызвал у местных неподдельный интерес и заработал славу чудака еще до того, как про него что-то правдоподобное узнали.
Святослав, как он представлялся, оказался человеком скрытным, что еще больше подогрело к нему интерес. Выглядел для современного человека оригинально – вроде бы молодой, но с бородой, с хвостиком куцых волос и в просторной льняной рубахе. Рассказывал о себе мало, но и того хватило с лишком, чтобы про него поползли по деревне слухи. Их-то мне подруга и поведала, а дед Михей еще маслица в огонь подлил.
Говорили, что он сам про себя рассказал, так то, что приехал из Омска, лет ему 25, не женат. Мечтает жить на земле. Хочет построить необычный дом - то ли купольный, то ли саманный.
Остальное уже додумала сама Аня. Что он сектант, потому что каждое утро на полянке какие-то ритуалы делает. Но сектант тихий, в свою секту никого не заманивает, и на том спасибо.
Денег у него нет, потому что на всём экономит. Ест одну картошку, мяса не покупает. А раз денег нет, то в деревне он долго не задержится. На что дом-то строить?
Дед Михей и совсем уж интересные версии выдал. Будто бы этот Святослав бывший бандит и скрываетесь от братков или полиции. Для того и бороду отрастил, чтобы никто не узнал. А может он из психушки убёг, потому и странный такой.
Мне смешно было слышать эти истории, потому что на правду они не походили. Ну, чудак-человек, и что? Может он, как и я, художник, а мы народ чудаковатый.
Весной, когда я только приехала в деревню, людей здесь почти и не было. Это сейчас деревня разрослась, народу больше сотни. Кто насовсем переехал, кто на даче до зимы живет. Скучать не приходится. Есть кому сплетни придумывать. Сплетни и слухи – это не такое уж и зло в деревне. Значит, вы пока людям интересны. Хуже когда молчат. Потому как с вами иметь ничего общего не хотят.
Я предложила Ане не придумывать за парня его историю, а познакомиться поближе. И лучше нет для этого повода, чем совместный праздник! Решили мы возродить старую традицию и отметить праздник урожая. Пригласили всех знакомых, сказали, чтобы к столу принесли что-нибудь со своих огородов и заготовки свои, да сразу с рецептами, если приглянется кому.
Народу пришло человек тридцать. Святослав тоже от приглашения не отказался. Уже хорошо. Значит сам хочет ближе познакомиться с деревенскими.
Мне новый островитянин сразу пришелся по душе. Весёлый, живой. Смеялся всё время над шутками деда Михея, сам шутил. Мы на парня сильно с расспросами не наседали. Присматривались.
Оказалось, что Святослав вегетарианец, от шашлыков (как без них-то на празднике) отказался, причем вышло это у него легко, без какого-то высокомерия, как у некоторых вегетарианцев. Говорит, уже лет пять мясо не ест, как стал йогой заниматься.
Вот и раскрылся второй секрет, что за ритуалы он по утрам проводил – это просто йоговские упражнения.
Слово за слово, и вытянули мы из Святослава (которого уже начали звать по простому Славой) всё, что хотели. Оказалось, что в деревне жить - это была его давнишняя мечта. Даже не в деревне, а в поселении Родовых поместий. Но покатавшись по таким поселениям он понял, что нигде ему не понравилось.
Везде свои правила, которые ему не по душе. Почти везде в поселениях приветствуются, если семья приезжает, а не одиночка. Где-то идея родовых поместий превратилась в бизнес. Где-то, наоборот, поселенцы в фанатизм ударились. Все эти языческие праздники, хороводы, прыжки через костер вызывали только отторжение. Такие правила поселения Славе не нравились. Хотелось на землю, именно, чтобы вольная воля и сам себе хозяин.
Больше всего не нравилось парню, что в этих поселениях до нормальных человеческих условий жизни, как до Китая. Дорог нет, электричества нет, а самое главное – нет интернета. А без интернета нет работы. Потому как Слава хороший специалист в программировании и уже давно работает удаленно, не завися от работодателей.
Я заикнулась, что и на Малом Острове нет интернета, но Слава пообещал усилить уже имеющийся сигнал, и скоро у нас будет свой интернет. Это меня несказанно порадовало.
Помотавшись по стране, Слава нашел наш Остров. Здесь когда-то жила его тётка. Но когда она умерла, домик её дети продали дачникам. Это сначала расстроило Славу, но потом он влюбился в нашу деревню, в эту улочку возле реки, в лес и в неспешное течение жизни.
- Именно об этом я и мечтал! Как заехал к вам, увидел Серпушку, гусей плавающих в речке, этих козочек возле дворов. Да еще дети на улице бегали, не боялись ничего. Так и решил остаться. Наудачу постучался в несколько дворов, и быстро нашел себе жильё на лето. А сейчас дом себе решил построить. Тоже мечта моя – купольный дом. Уже и проект имеется и бригаду нашел. Сейчас начну, а следующим летом закончить должен.
Вот так, не суди по человеку с бухты-барахты. Пусть тебе что-то в новом человеке непонятно, так то и здорово, что все мы разные. Глядишь, и друга нового в этом непонятном человеке найдешь.
Я подумала, что многие переселенцы из города в деревню не представляют, с какими трудностями столкнутся. Вот Святослав, видно, что долго готовился к переезду, но и то не был готов к тому, что про него сразу сплетни пойдут. Другого бы это отпугнуло, а Слава воспринял нормально. Он даже нам рассказал, какие опытным путем вывел правила для переселенцев.
- Я ж понимаю, что мне никогда «своим» в деревне так просто не стать. Нужно лет 5, как минимум, прожить, чтобы ко мне привыкли. Но мне еще повезло, что вы тётку мою помните, и на вопрос "Ты чьих будешь?" могу на неё сослаться. Так я уже, почитай свой, деревенский.
Еще, как приехал, сразу заметил, что в деревне все на улице здороваются друг с другом. Мне сначала непривычно было, но я решил не нарушать это правило, и сам теперь с удовольствием здороваюсь в ответ. Как-то сразу себя «своим» чувствую. Да и вообще приятно, что люди тебе здоровья желают.
Дед Михей одобрительно кивал и сам поддержал эту тему.
- Ну, мы уж поняли, Слава, что ты человек путний. Чудной, но хороший. А то бывало приедут умники, и давай учить нас, сермяжных, как жить надо правильно. Какое только «великое знание» не несут порой. То учат, как скотину ростить, а сами в жись ее не видали. Кто про пермакультуру, то бишь органическое земледелие вещает. Да ты поживи сначала, сам свои знания проверь на земле, а коль они и впрямь полезные, так мы сами присмотримся, чай не дураки.
Если ты не в курсе, у нас тут в деревне коммунизьм! Каждому по потребностям, от каждого по способностям. Обмениваемся друг с другом баш на баш. Ты мне картошки – я тебе молочка. Ты мне поможешь в стройке – я тебе помогу на сенокосе. Так что не отказывай в помощи, если помочь можешь. Потому как люди деревенские приходят только в крайнем случае, если не справляются сами. Это вопрос чести. И они сами всегда готовы помочь при первом же запросе соседа. Любую помощь они постараются отдарить, хоть банкой молока, а если не выйдет, то непременно подкараулят момент и придут помогать сами.
На самом деле все правила поведения у нас в деревне, да и в другом месте, сводятся к одному - к уважению местных жителей. Они жили здесь испокон веков, у них свои обычаи и мировоззрение. Ты лучше поспрашай сам, как тут живется, авось, что интересное и полезное узнаешь. Как говорится - будь проще, и люди к тебе потянутся!
Продолжение читайте здесь
Меня зовут Ольга Усачева. Это 75 глава художественной повести "Деревенский дневник". Все опубликованные главы смотрите здесь