Сюда приезжают ради одного загадочного артефакта, но в Сергиевке гораздо больше интересного. Достаточно сказать, что ее расцвет приходится на время императора Николая I, а он умел создавать из обыденного «конфетку». Образцовый английский парк, великолепный дворец, сеть малых рек и прудов, выход к Финскому заливу.
Как добраться
Своим ходом — 42 минуты на электричке с Балтийского вокзала до станции Университетская. На авто — по Ораниенбаумскому шоссе несколько минут от Петергофа. Эти пути — с разных сторон, но в том и другом случае доехали до нужного места, и вот он парк.
Немного истории
300 лет назад Петр I раздал земли от Екатерингофки до Ораниенбаума своим приближенным. Будущая Сергиевка досталась Александру Румянцеву (по нынешним понятиям, глава ФСО), а свое название усадьба получила по имени его внука Сергея Петровича — дипломата и сенатора.
С 1822 до 1838 года владелец этих земель — князь Кирилл Нарышкин. Построил дом с деревянными павильонами для гостей, но главное, организовал гидросистему на основе протекающей здесь реки Кристательки. А еще открыл доступ в парк для всех сословий. Неслыханное дело в те времена.
Большой пруд:
И каменные каскады:
Все бы ничего, пока князь не проиграл в карты огромную сумму, 560 000 рублей. За столько имение выкупил Николай I, который как глава большого семейства стремился обеспечить всех родных.
Жене — парк Александрия, сыну Николаю — Знаменка, Константину — дворец в Стрельне (тот самый), Михаилу — Михайловская дача, Ольге — Колонистский парк, цесаревичу Александру — Собственная дача. Ну а Сергиевка — любимой дочери Марии.
Тот случай, когда личные интересы совпали с общественным благом, поскольку в результате Петергоф со всех сторон окружен природно-архитектурными шедеврами.
Сергиевка стала свадебным подарком для Марии Николаевны и ее первого мужа, герцога Максимилиана Лейхтенбергского. К слову, блестящего инженера и филантропа. Ему Россия обязана развитием паровозостроения и внедрением промышленной гальванопластики (скульптуры Исаакиевского собора созданы по этому методу). Незадолго до смерти он привез Египетскую коллекцию, что хранится сейчас в Эрмитаже. А в самой Сергиевке Максимилиан разработал фонтанную систему, ныне утраченную.
Так выглядела нижняя часть парка, выходящая к Финскому заливу (сравните с первым фото выше):
После 1917 года, как и почти во всех великокняжеских имениях, в Сергиевке поселились беспризорники, но ее быстро «перепрофилировали».
Профессор гидрологии Константин Михайлович Дерюгин обследовал парки Петергофа и признал Сергиевку идеальным местом для научных целей — флора и фауна здесь уникальны. Одних птиц только 185 видов.
Вот уже более 100 лет в Сергиевке размещается Биологический НИИ Университета. Практическая задача — изучение влияния человека на экосистему рядом с городом. Впрочем, это тема отдельного разговора, я же обращу ваше внимание на достопримечательности.
Парк
Еще со времени Румянцевых парк облагораживали. Павильоны, беседки, цветочные чаши, перголы. Не все до нас дошло, поскольку Сергиевка очень пострадала в войну — фашисты бомбили эти места нещадно.
До 1917 года было 14 каменных мостов-плотин, уцелело меньше половины, но хоть что-то.
Заросшие мхом валуны не вызывают уныния. Наоборот, в этом есть своя прелесть. Так ощущаешь время.
Для художников тут, конечно, рай. Почти в любом месте — прекрасный пейзаж.
Дубовая полянка:
Один из дубов поражает:
Говорят, что им был вдохновлен Пушкин, когда писал «Руслан и Людмилу» (...златая цепь на дубе том). Биологи опровергают, мол, дереву гораздо меньше лет. Как бы то ни было, такого я никогда не видел.
Главная достопримечательность Сергиевки — каменная голова.
Каких только версий происхождения головы я не читал. И что шведы зачем-то приволокли ее еще в XVII веке. И что Петр I крестил сына каменотеса, а тот в благодарность изваял каменного витязя. Самые отчаянные говорят, что голову «завезли» инопланетяне. На худой конец, она осталась от гиперборейской цивилизации.
Что известно точно: сделана из гранита, вниз обработанная поверхность почти не продолжается. Это не останавливает поклонников мистического происхождения. С завидным постоянством они пытаются раскопать илистую почву перед камнем.
Дворец
Андрей Иванович Штакеншнейдер задумал дворец в Сергиевке как итальянскую виллу. Получилось блестяще.
Тот же фасад в 2023:
Из помпейских портиков уцелел только правый:
Перголы перед западным фасадом 130 лет назад:
Остатки было роскоши в 2023:
А это северный фасад со стороны Ораниенбаумского шоссе:
Университетские биологи что-то восстановили еще в 90-е годы:
В целом здание стараются поддерживать в должном виде. Как я понял, от государства ничего не выделяется.
Из богатейшей коллекции картин и скульптур, собранной Лейхтенбергскими во дворце до революции, мало что живо. Сейчас, как и во всех остальных корпусах, здесь находится НИИ Биологии СПбГУ. Когда у дома есть хозяин, пусть он и не самый респектабельный, это хорошо. По сравнению с Михайловкой, где все печально, в Сергиевке есть жизнь.
Как выглядит Михайловская дача — самая известная «заброшка» в окрестностях Петербурга, смотрите в следующем обзоре. Подробный маршрут со множеством фотографий.
Михайловская дача: фотообзор дворца и парка
Прогулка по Каменному острову: каналы, сфинксы, особняки
Лопухинский сад с дачей Громова: история и фото
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.