С 2018 года под Калининградом принимает гостей «Усадьба пастора прихода Юдшен, связанная с жизнью и деятельностью философа Иммануила Канта». А ведь у этого здания были все шансы сгинуть
Посёлок Веселовка Черняховского района, что в 90 километрах восточнее Калининграда, порой называли (и называют) Весёловкой. Только веселее от этого там не становилось. Один из российских посёлков, находящихся на обочине жизни. Но в 2015 году он неожиданно прославился.
Начиналось как у классика: дело было вечером, делать было нечего. Компания молодёжи собралась у «домика Канта», как называют полуразрушенное здание, в котором философ прожил целых три года (хотя вообще старался не покидать Кёнигсберг). И одна девушка из той компании вдруг предложила: давайте тоже что-нибудь оставим здесь потомкам на память. Так на стене из красного кирпича и появилась надпись, сделанная зелёной краской: «Кант лох». А рядом – сердечко и цветочек. Тоже зелёные.
Посмеялись, разошлись, забыли. Только уже вскоре, как это теперь водится, фото «наскальной живописи» было выложено в интернет и…
Сперва шум поднялся на региональном уровне. Даже тогдашний губернатор Николай Цуканов выразил возмущение. На фоне общественного резонанса полиция оперативно вычислила «художников». Они, впрочем, отделались испугом, и славы, пусть даже геростратовой, им не обломилось. Собственно, о них вообще почти сразу забыли. Потому что для развития сюжета юные веселовские «кантоведы» уже не требовались.
Надпись на стене стёрли. Однако благодаря опять-таки интернету о случившемся узнали все кому не лень. И вот уже зарубежные СМИ начали наперебой вещать о том, как «российские варвары обидели Канта». Правда, возникли сложности с тем, как объяснить аудитории, что же именно там было написано. Ведь что русскому без словаря понятно, то какому-нибудь немцу… Тужились, короче, переводили. А в итоге получалось, например, такое: «лох» – это, оказывается, «садовая голова». И сколько же было в связи с этим у нас шуток, смеху…
Если же всерьёз, то случай с надписью наглядно продемонстрировал истинное отношение многих к памяти о философе. Несмотря на все заклинания про великого земляка, в Веселовке разваливался себе «домик Канта». И это противоречие, думается, тоже сыграло свою роль в появлении надписи. Молодёжь слышала бесконечные разговоры о Канте. И при этом на их глазах рушилось то немногое, что с ним связано и уцелело до наших дней.
Ну и вот сами посудите: откуда взяться уважению, если «исторический объект» – грязные руины? Нет, тут не мог жить гений. А только… Ага, тот самый, из трёх букв.
Веселовка – бывший Юдшен (не считая периода с 1938 по 1946 год, когда Юдшен был Кантхаузеном – так его переименовали нацисты). С 1747-го по 1750-й (по другой версии – с 1748-го по 1751-й) молодой и бедный Иммануил жил здесь у местного пастора, став домашним учителем его сыновей. А в свободное время обдумывал и писал первые свои труды.
Почему Юдшен/Кантхаузен стал Веселовкой, никто не помнит. Во всяком случае, посёлок не выглядел как-то особенно радостно. И уж точно не вызывал улыбки «домик Канта».
Стать последним его жильцом выпало на долю Раисы Родионовны Хариной. Или просто бабы Раи. В 1949 году она приехала в Веселовку из Калужской области. Вышла замуж, родила троих сыновей. Но мало-помалу все разъехались. И баба Рая осталась одна в большом доме, который уже находился в аварийном состоянии. В частности, через дыры в крыше в ясные ночи можно было любоваться звёздным небом. Не забывая, разумеется, о моральном законе внутри себя.
В таких суровых условиях она и жила. Поддерживала огонь в печи, встречала туристов. Однако с каждым годом пожилой хозяйке всё тяжелее было одной управляться. Однажды родственники забрали бабу Раю к себе – и дом совсем опустел.
У него были все шансы исчезнуть, его уже начали потихоньку разбирать на кирпич. И тут 1 апреля 2013-го президент Владимир Путин на встрече со студентами и преподавателями БФУ имени Канта сказал: «Кант должен быть не только символом вашего университета, но и всего региона». В общем, янтарный край необходимо активнее позиционировать как родину этого учёного, печатать его труды, издавать книги о нём.
И в правительстве области резко прозрели: ба, у нас же в Веселовке такой раритет гибнет!
Справедливости ради заметим: от «того самого дома» остался разве что фундамент, в ХIХ веке на старом основании возвели новые стены. И это было козырным тузом для тех, кто не желал заниматься музеефикацией здания. Однако после «высочайшего указания» они заговорили прямо противоположное: подумаешь, стены не помнят Канта – зато место историческое! И вот мы сейчас там уже буквально завтра…
Но хоть шума было много – совещания, рабочие выезды, проекты, – почему-то даже забор вокруг полуразрушенного дома всё никак не могли поставить. Так что та весёлая девушка, получается, и пользу принесла. Позор из-за лоховской истории заставил сделать наконец хоть что-то и на местности.
Потом, правда, снова начался чиновничий бег на месте, закончившийся опять лишь после вмешательства президента. 1 августа 2016-го он выделил из своего резервного фонда 46 миллионов рублей на приведение здания в порядок. И 16 августа 2018-го в нём открылся музей – как главная часть задуманного там ансамбля «Усадьба пастора прихода Юдшен, связанная с жизнью и деятельностью философа Иммануила Канта»*.
* Ещё есть «башня Канта» – в посёлке Курортное Правдинского района (в бывший Гросс Вонсдорф, имение семьи фон Шрёттер, философ любил приезжать). К 300-летию со дня его рождения о былом там напоминали разве что остатки замковой надвратной башни. И после истории с «домиком Канта» возникала шальная мысль: может, на руинах башни в Курортном тоже что-нибудь написать? Для ускорения процесса музеефикации… Шутка.
Впрочем, для народа он так и остался «домиком Канта». Составить о нём представление можно, заглянув сюда. А вообще, конечно, лучше приехать и увидеть всё своими глазами.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: