Найти в Дзене
sevprostor

"Это какой-то пригород, в селе не может быть обоев!" - написали мне о фотографиях послевоенной северной деревни

Правда ли в деревне не могло быть обрезной доски и обоев, а на фото обязаны присутствовать утки с гусями?

Интересный комментарий мне написали вот к этой статье с фотографиями из "Северо-Великорусской экспедиции 1948 года".

"Это какой то пригород. Обои на стенах! Нет скотины и птицы вообще - захочешь, не сможешь так сфоткать. Трава во дворах - значит нет ни уток, ни гусей, ни кур, ни коз... Широкая, обрезная доска. Явно пригород или райцентр. Для 48-го очень богато".


Вот то самое фото с обоями.

Вот еще пара кадров оттуда с девушками, демонстрирующими этнографам старинные наряды.

-2
-3

Вот еще раз ссылка на обсуждаемую статью:

В самом деле обои людей нередко смущают. Но они уже вполне были в избах в первой половине 20 века. Эти фото, которые я покажу ниже, из моей недавней статьи про русских старообрядцев, живших у реки Печоры, в селе Усть-Цильма. Сняты они в 1925 году. Источник фото: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

Понятно, люди зажиточные, но тем не менее, обои у жителей села были, это факт. И, конечно, ничего не мешало обоям сохраниться до послевоенного времени.

Травин Д.Д. Плетение «обор» из цветной шерсти для пимов. С. Усть-Цильма. Русские старообрядцы. Россия, Коми республика, Печорский край. 1925 г.
Травин Д.Д. Плетение «обор» из цветной шерсти для пимов. С. Усть-Цильма. Русские старообрядцы. Россия, Коми республика, Печорский край. 1925 г.
Травин Д.Д. Девушки-устьцилемки (староверки) в праздничных шелковых платьях и «золотых коротеньких». С. Усть-Цильма. Русские старообрядцы. Россия, Коми республика, Печорский край. 1925 г.
Травин Д.Д. Девушки-устьцилемки (староверки) в праздничных шелковых платьях и «золотых коротеньких». С. Усть-Цильма. Русские старообрядцы. Россия, Коми республика, Печорский край. 1925 г.
Травин Д.Д. Точение чашек. Дер. Замежная. Русские старообрядцы. Россия, Коми республика, Печорский край. 1925 г.
Травин Д.Д. Точение чашек. Дер. Замежная. Русские старообрядцы. Россия, Коми республика, Печорский край. 1925 г.

А тут вообще, даже карты на стенах.

Травин Д.Д. Девушки и девочки устьцилемки (старообрядки) в «полупраздничных» платьях. С. Усть-Цильма. Русские старообрядцы. Россия, Коми республика, Печорский край. 1925 г.
Травин Д.Д. Девушки и девочки устьцилемки (старообрядки) в «полупраздничных» платьях. С. Усть-Цильма. Русские старообрядцы. Россия, Коми республика, Печорский край. 1925 г.

Или вот еще зарисованный крестьянский интерьер с подобными обоями.

Интерьер дома Л.Г. Раздобурдиной в деревне Аникинская Красноборского района Архангельской области. Н. И. Пышкин. 1959 г.
Интерьер дома Л.Г. Раздобурдиной в деревне Аникинская Красноборского района Архангельской области. Н. И. Пышкин. 1959 г.

Скажете, это уже 59 год на рисунке?

Но вот цитата о более ранних временах. Как сказано в книге "Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX – начала XX вв. ",

" Стены горницы выстругивались особенно тщательно, углы закруглялись. И, по воспоминаниям старожилов, струганные стены даже натирались воском (вощились) для красоты и блеска. В конце XIX в. у зажиточных крестьян стены стали оклеивать бумажными обоями («шпалерами») или холстом, а мебель – окрашивать синей или красной масляной краской".
-9
Карелия, 42 или 43 год
Карелия, 42 или 43 год
Карелия, 42 или 43 год
Карелия, 42 или 43 год

Те, кто не имели деньги на обои, оклеивали стены газетами.

Примерно тот же период
Примерно тот же период

В общем, в обоях ничего исключительного нет, они встречались и в селах.

Что касается травы. Ну, время послевоенное, скотины скорее всего у людей было мало, и траву они не успевали съедать. Людей вот тоже поубыло. Конечно, это не та же деревня, но легко можно оценить динамику роста населения до войны и после.

"Праздничные хороводы в с.Усть-Цильма". Автор Д. Руднев. 1909 год. Источник "Российский государственный музей Арктики и Антарктики".
"Праздничные хороводы в с.Усть-Цильма". Автор Д. Руднев. 1909 год. Источник "Российский государственный музей Арктики и Антарктики".
Фото той деревни (села) из статьи с обоями
Фото той деревни (села) из статьи с обоями

А вообще север был богатым, относительно других регионов. Так что не очень удивительно, что людей до сих пор может удивлять достаток северян на фотографиях. Так, что даже не верят, что на фото может быть село, а не пригород или райцентр.

(Про обрезную доску даже не знаю, что писать. Почему ее не могло быть на селе, не представляю.

И почему на сельских фотографиях должна присутствовать скотина, тоже не знаю. Как раз на большинстве старинных деревенских фотографий 19-начала 20 века, где снимают людей, их портреты или праздники, никакая скотина в кадре не присутствует).

__________________________________________
Если вам была интересна статья