Недалеко от Дивеева есть село Пуза (переименованное в Суворово). В советское время там произошла история, сравнимая с историями мучеников, живших в первые века христианства.
В маленьком домике — в два окна — жила парализованная старица Евдокия Шейкова. Она с детства была странной — тихой, болезненной. Очень рано потеряла родителей. О ней заботились родственники. У Дуни была одна подружка. После ее смерти девочка стала постоянно ходить в церковь, молиться на коленях — стоя не могла.
А потом ноги совсем отказали. И для Дуни сделали деревянную лежанку в маленьком родительском доме. И здесь она, по благословению саровского старца Анатолия, начала свой подвиг. Молилась с 5 утра до 12 дня. Потом — с 8 вечера до полуночи. Принимала людей, приходивших за советом, утешением. Лечила, как говорили, порченых — бесноватых. Несла крест постоянных страданий — в память о страданиях Христа. Не мылась, не меняла одежды, сушила сухари прямо в кровати, чтоб доставить себе еще бо́льшие неудобства. Не избавлялась от тараканов и вшей... Это было не сумасшествие и не безхозяйственность. Дуня с отрочества имела дар прозорливости — многое предвидела, слушала Божьи слова. И о том, как умрет, знала. И очень переживала, что не будут по ней звонить в колокола, а бросят, как скотину, в яму.
У нее были помощницы — хожалки, как называли их люди.
Дарья Тимагина пришла ухаживать за Дуней по благословению отца Анатолия. Родители были против. Хотели выдать ее замуж. Дарья дважды убегала из-под венца. Родители за волосы вытаскивали ее из домика старицы. Но потом смирилась, отпустили.
Мария, фамилия которой неизвестна, была мордовкой. Она три года страдала от болезни ноги, молилась святителю Николаю. Однажды он явился ей и велел после выздоровления пойти по святым местам. Мария выздоровела, вернулась домой. И святитель явился снова — напомнил про обещание. Мария упросила мужа отпустить ее. Пошла в Дивеево. Потом посетила Евдокию. И осталась в ее домике.
Дарья Улыбина пришла позже других — за шесть лет до мученичества. Пришла из села Сиуха, где был Дивеевский скит. Каждый день целиком прочитывала Псалтирь. Постоянно творила Иисусову молитву.
Хожалки порой так уставали, что засыпали прямо на полу. Даже зимой в холодном домике. В селе их не все принимали. Многие ненавидели Дуню, видевшую каждого насквозь, обличающую пороки. Однажды в первый день Пасхи в домике кто-то разбил стекла. Дуня лежала вся в осколках. Но не разрешала прекратить молитвенное правило.
Повод для того, чтоб избавиться от этой общины, появился, когда в 1919 году начался отлов дезертиров в Нижегородской области. В села посылались карательные отряды — наказывать тех, кто укрывал сбежавших из армии.
В семье, где воспитывалась когда-то Дуня, был мальчик Илья. Он хотел быть монахом, сам выстроил часовню, ездил на Афон. А потом променял все на разгульную жизнь, уехал в Москву, занялся торговлей. Затем был призван в Красную армию. Но сбежал. Вернувшись в село, не мог терпеть Дуниной святой жизни. Приходил, издевался, мешал молиться. Дуня говорила, что его найдут. «А я убегу!» — «Тогда нас убьют». — «Пусть убивают».
Сельчане донесли, что беглый Илья бывал в домике Дуни. Было решено ее расстрелять... Хожалок предупредили и предложили уйти. Они отказались. Но защитить не смогли. Дуню били с остервенением. Целый день. А она была маленькая, худая, как ребенок... Некоторые люди не испугались, встали на защиту. Многие красноармейцы тоже отказались выполнять приказ. Но все было решено заранее. Перед расстрелом над женщинами сжалились и разрешили исповедаться и причаститься.
Мощи Пузовских мучениц были открыты и ныне почивают в церкви в честь Успения
Пресвятой Богородицы. Суворовские мученицы входят в сонм Дивеевских святых
Когда Дуню хоронили, увидели, что на хрупком ее теле были тяжелые вериги. Как и в древние времена, многие из свидетелей казни уверовали во Христа.
После расстрела все имущество растащили. Домик разобрали на бревна. Есть свидетельства, что те, кто мародерствовал, вскоре умерли в муках. Само село почти полностью сгорело.
Свою неоправданную жестокость палачи прикрыли несколькими яркими публикациями в прессе.
Люди с первых дней стали отовсюду приходить на могилку мучениц. Через год поставили крест. Чудеса и исцеления там происходили постоянно. Даже, говорят, слышалось на том кладбище ангельское пение.
© Мария Тряпкина
Издательство «Вольный Странник»