Спустя почти три года, Larian Studios наконец-то выпустили Baldur's Gate 3 — самый масштабный проект компании. Уже добрую неделю мы ежедневно проводим в игре под десяток часов, и оторваться от неё совершенно не получается. По нашему мнению, разработчики сделали невозможное — продумали каждую деталь в мелочах. Так ли всё радужно? Определённо так!
Ранний доступ
После успеха Divinity: Original Sin 2 у нас почти не было сомнений, что Larian Studios выпустят многогранный и проработанный продукт, который может получить статус «культового». А после появления первоначального билда с доступом к почти целому акту эти мысли укрепились. После подробного знакомства с событиями начала игры осталось лишь непонимание того, как такую «громадину» сможет выпустить независимая студия без помощи издателя.
Всё недоверие исчезло с первых минут приключения — чем глубже происходило погружение, тем ярче были впечатления. Для начала отметим, что отличия между версиями присутствуют, но игроки, запустившие BG3 в 2020 году вряд ли до них докопаются. Разработчики добавили больше объектов, расширили окружение, немного подкрутили механики и внедрили кат-сцены, но основной сюжет и задания оставили без значимых улучшений. По поводу изменений вариативности спорить не будем из-за отсутствия доказательной базы, но ключевые персонажи никуда не делись, да и, по ощущениям, большинство предметов остались на своих местах.
Но собрались мы здесь не для сравнения двух билдов с разницей в три года, а ради обсуждения качества конечного продукта и получения удовольствия от каждого аспекта игры: от истории до музыкального оформления. А теперь, после краткого вступления, перейдём к тому, что из этого вышло.
Как не стать иллитидом
Этот раздел для тех, кто не дотрагивался до раннего доступа и хочет ознакомиться с сутью сюжетной завязки. Тем, кто не любит спойлеры и уже знаком с первым актом рекомендуем перебраться ниже.
Основная сюжетная линия выстраивается вокруг одной простенькой проблемы: избавление отряда героев от личинок. Они сидят глубоко в мозгу персонажей, предоставляют особые навыки телепатии и бессловесного общения, но негативно влияют на состояние организма. По счастливой случайности, каждый из союзников не погиб от внедрения, поэтому команде отважных искателей приключений необходимо разобраться в причинах произошедшего и отыскать лекарство. Мы советуем не изучать в сети дальнейший сюжет и самостоятельно познакомиться со всеми тонкостями основной линии, чтобы испытать наиболее яркие впечатления.
Мир Baldur's Gate 3 не безграничный, но довольно обширный, поэтому поиски приведут героев в уникальные места, где они познакомятся с большим числом персонажей. Придётся принимать важные решения и существенно влиять на жителей. Кто выживет, а кто погибнет зависит только от игрока. Например, в первой большой локации, следуя тропе бесчестного злодея, можно примкнуть к гоблинам, завести романтические отношения с крайне опасной девушкой из расы дроу, уничтожить беззащитных тифлингов и друидов и продолжить путешествие, как ни в чём не бывало.
Существенные ограничения отсутствуют, поэтому можно делать почти всё, что душе угодно: убивать, договариваться, обманывать, запугивать, общаться с мёртвыми и животными, помогать путникам в беде или идти своим одиноким путём. Да, не все диалоги предоставляют безграничные вариации, но их чаще всего предостаточно, чтобы найти наиболее подходящее решение в текущей ситуации.
Благодаря множественным выборам, BG3 получилась очень реиграбельной игрой. Помимо прохождения сюжетной линии на добрую сотню часов геймеры при повторном посещения мира смогут пойти совершенно другой дорогой и увидеть истории героев с иной стороны.
Любую проблему всегда можно решить несколькими способами, отсюда и появление различных вариантов завершения заданий. В некоторых случаях игрок будет только догадываться к чему приведёт тот или иной выбор и только через некоторое время сможет узнать цену своего решения. Именно такими и должны быть настоящие RPG — обширные, вариативные и без ограничений для воображения геймера.
Подземелья и драконы
Все имеющиеся механики берут своё начало от пятой редакции настольной ролевой игры «Подземелья и драконы». В качестве разъяснения отметим, что сюда попадают нюансы боевой системы, принцип работы вселенной, лор с различными существами, классы и другие особенности.
Разработчики отнеслись с трепетом к первоисточнику и проделали обширную работу по переносу мира в компьютерную игру. Нечто подобное мы видели ранее у Owlcat Games в Pathfinder: Kingmaker и Pathfinder: Wrath of the Righteous, но без такого жёсткого следования оригиналу.
В Larian Studios не стали связывать себе руки, поэтому смогли что-то упростить и переработать. Для игроков это не обернулось катастрофой, поэтому в большинстве случаев такие же ярые фанаты «настолки», как и автор, будут чувствовать себя здесь как дома.
На старте имеем возможность выбрать один из двенадцати классов, каждый из которых отличается характеристиками, набором способностей и умений. Некоторые из них перекликаются между собой, но не исключают уникальных фишек. Волшебник изучает заклинания через свитки за золотые монеты, варвар входит в состояние ярости, а бард играет на музыкальных инструментах и увеличивает шансы на успех у союзников.
Выбрать подходящую опцию в первый раз будет трудно, однако после встречи с Иссохшим предоставляется возможность сменить класс в любой момент времени, что позволит значительно изменить дальнейший геймплей. Здесь без каких-либо ограничений, поэтому не стоит бояться экспериментировать. Всегда можно вернуться в лагерь и полностью перестроить натуру героя.
В процессе прокачки появятся новые навыки и уникальные характеристики, которые расширяют возможности персонажа. Развитие происходит плавно и без резких усилений: понемногу увеличивается здоровье, иногда предоставляется выбор новых заклинаний и ударов, открываются черты. Игроки точно смогут вдоволь поковыряться в настройках героя и отыскать лучшую опцию под себя.
Дерись и колдуй
Ни одна полноценная RPG не может обойтись без современной боевой системы. Baldur's Gate 3 взяла лучшее от DnD — кубик d20. Любое действие, будь то атака, внимательный осмотр окрестностей или обман собеседника требует проверки характеристик. В этом случае выбрасывается кубик с двадцатью гранями, к нему добавляются усиления от заклинаний, свитков, зелий, характеристик героя и полученные показатели сравниваются с минимальным значением, необходимым для успешного выполнения задуманного.
Большая часть таких проверок происходит вне поля зрения — игрок всего лишь увидит анимацию в бою или соответствующее сообщение о результате мирных событий при исследовании локаций. Каждое из них попадает в журнал боя, поэтому всегда доступно к ознакомлению, однако в большинстве случаев использовать это не придётся.
В разговорах игроки увидят бросок куба перед глазами. Такое необычное исполнение добавляет азарта в обыденный процесс выбора реплик и лишь ещё больше погружает в процесс. Каждая успешная проверка заставляет искренне радоваться полученному результату.
Что до простого мордобоя, то здесь без участия искателя приключений система самостоятельно высчитает успех удара или произнесения заклинания и конечный урон. Схватки происходят в пошаговом режиме. В самом начале стычки каждый её участник по броску инициативы распределяется по порядку. Союзные персонажи при одинаковых показателях могут ходить одновременно, что намного ускоряет битвы в кооперативном прохождении.
За один ход герою дозволено изменить своё местоположение, активировать одно действие и выполнить бонусное. Порядок не важен. К примеру, персонаж с магическими силами, может сначала оттолкнуть оппонента на близком расстоянии бонусным действием, чтобы избежать ответной атаки, отойти на безопасное расстояние и выполнить мощное заклинание.
Этого вполне достаточно, чтобы сделать что-то важное для отряда. К тому же бои всегда очень занимательные и не кажутся слишком перегруженными ходами. Разработчикам удалось отыскать правильный баланс и создать достаточную динамику, чтобы схватки с врагами не казались скучным выполнением одних и тех же действий.
Этому способствуют и различные устойчивости оппонентов. Перед схваткой желательно осмотреть нового противника для изучения его слабостей и подстроиться под текущую ситуацию. Некоторые враги неуязвимы к огню, но слабы к холоду или психическому урону. Другие же беззащитны от колющего или дробящего урона. В этом случае весь арсенал всегда будет использоваться игроком — каждое имеющееся оружие жизненно важно и не лежит без дела.
Даже в одиночной игре это заставляет учитывать особенности героев и координировать действия. Враг уязвим к электрическому урону? Запускаем мощную молнию из рук волшебника. У демона имеется защита ко всему магическому урону? Жрецом накладываем бонусные статусы на союзников и исцеляем, а воином стреляем из арбалета и атакуем мечом в ближнем бою.
Сюда же добавляется огромное количество полезных предметов, каждый из которых отмечен уникальными свойствами и характеристиками. Можно отыскать кольцо и полностью защитить себя от электрического урона, надеть амулет, предоставляющий два заклинания лечения или экипировать мощную булаву, добавляющую всей группе лучистый урон и несколько очень полезных эффектов. При внимательном исследовании мира удастся отыскать множество артефактов. Чем дальше в истории продвинется игрок, тем мощнее они окажутся.
Это красиво!
В процессе глубочайшей проработки механик взаимодействия игрока с миром разработчики не забыли о детализации. Окружение, персонажи, экипировка, предметы и другие детали поражают своим качеством — рассмотреть удастся каждый малейший участок игры.
Здесь идеально всё: тени, освещение, магические эффекты и анимации действий. Могут расстроить лишь не самые удачные лицевые анимации в некоторых диалогах. Это не критично, уровня релизной версии Mass Effect: Andromeda ожидать не стоит. Да и звуки отлично сочетаются с происходящим на экране. Композиции не мешают и не отвлекают от процесса, но позволяют быстрее абстрагироваться от рутины и погрузиться в фэнтезийное приключение.
По части оптимизации здесь всё прекрасно. Игра стабильно запускается даже на устаревших системах. Лёгкие баги присутствуют, поэтому разработчики уже активно взялись за выпуск почти ежедневных обновлений, исправляющих мелкие ошибки. Ничего критичного: лёгкие застревания в объектах и не молниеносные загрузки некоторых сцен в кооперативном режиме.
В сравнении с Divinity: Original Sin 2 можно отметить, что Baldur's Gate 3 определённо получилась гораздо увлекательнее по части сюжета, но потеряла некоторые уникальные особенности «боёвки». С другой стороны битвы в BG3 не надоедают и ощущаются гораздо приятнее.
***
Baldur's Gate 3 — один из главный претендентов на звание «игры года» и личный фаворит автора во всевозможных номинациях и наградах. Это продуманное до мелочей приключение, которое предлагает почти безграничные возможности прохождения сюжета, исследования локаций и подбора действий в сражениях. Единственное, что может остановить некоторых геймеров от погружения в мир игры — пошаговые бои. Стоит признать, что не каждый готов переступить через себя и дать игре шанс из-за такого типа сражений.
Но невозможно отрицать, что в Baldur's Gate 3 доведено до идеала почти всё: сюжет увлекает, графика радует, а механики работают. К тому же Larian Studios никогда не бросает выпущенные проекты и при появлении любых багов скрупулёзно исправляет ошибки.
Конечно, перфекционистов могут вывести из себя «стандартные» баги с застреванием персонажей в текстурах и подобные незначительные проблемы. Они происходят очень редко, поэтому не нарушают целостности игры и не мешают наслаждаться её остальными моментами.
После огромного числа неудачных проектов, BG3 ощущается, как глоток свежего воздуха, феноменом, которому под силу совершить революцию в жанре. Браво, Larian Studios, браво!
Плюсы:
- Увлекательный и вариативный сюжет;
- Качественный перенос правил D&D;
- Проработанный мир с разнообразным окружением;
- Высокая детализация;
- Работающие механики броска кубика;
- Огромные возможности в бою;
- Приятное музыкальное оформление.
Минусы:
- Не самая качественная лицевая анимация;
- Встречаются мелкие баги.
Итоговый балл: 9.5 из 10
Вердикт: Baldur's Gate 3 — шедевр на века и самый продуманный в мелочах проект индустрии. Мастера из бельгийской студии снова доказали, что настоящие игры в жанре RPG ещё можно и нужно делать.