Во времена беззаботного детства любой пацан мог безошибочно назвать количество бит в приставках: SEGA Mega drive, NES, SNES, SEGA Dream Cast и многих других. Но уверен, что никто из них до конца не понимал, что такое эти биты?
Биты в информатике
Бит - это самая маленькая единица измерения информации. Название произошло от английских слов binary digit (двоичное число). В одном бите хранится одно из двух значений: 1 или 0, «Да» или «Нет», «Включено» или «Выключено». Все современные цифровые устройства основаны на двоичное системе исчисления.
На экране
В наших любимых консолях биты в обозначении относились к графическому процессору. Например, 16-битный графический процессор мог спокойно уживаться с 8-битным центральным процессором.
В графическом процессоре количество бит напрямую влияло на его основные параметры:
- Разрешение
- Частота кадров
- Количество объектов
- Количество отображаемых цветов
Например, микропроцессор Motorola 68000 обеспечивал отображение на экране 64 цветов из 512 оттенков. А 32-битная Sony PlayStation выдавала разрешение 320х240 точек.
Ещё один важный параметр - вычислительная мощность процессора (производительность). Единица измерения FLOPS (количество операций с плавающей запятой в секунду). Её получают умножением тактовой частоты на количество выполняемых за такт операций.
Все вышеуказанные параметры влияют на качество отображение игры. Фактически никто не запрещает увеличивать количество цветов, разрешение и количество объектов, но это потребует процессору больше времени на вычисления, что выразится в торможении картинки и лагах. Думаю у любого есть в памяти случаи «затупа» приставки Денди при появлении большего числа врагов.
Звуковое сопровождение
Количество битов также напрямую влияет на качество звуков и музыки. Звуковой процессор всё той же SEGA Mega drive Zilog Z80 на 3,51 MHz с 8-ю килобайтами памяти выдавал качественный звук по 6-ти стерео каналам, с соотношением Сигнал/Шум в 14 dB. Чем больше битность, тем детальнее будет звук.
Хотя большее битов не означает качество звука. При увеличении битов растет количество цифрового шума. Отсюда по сей день используются 16-битные звуковые чипы. Современные технологии позволяют 16-битному чипу звучать чище и объёмнее.
Итог
А какая приставка золотой эпохи самая лучшая? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Даже количество бит не позволяет утвердительно выбрать лидера. Ведь самое главное в приставках не железо, а игры. Посмотрите сами: многие современные игры с отличной графикой не вызывают и доли тех эмоций, которые мы испытывали играя в Денди и SEGA. FPS, разрешение экрана и детализация никогда не заменят душу, которую вкладывают разработчики в игру. Достаточно посмотреть на indi-игры, некоторые шедевры с бюджетом в ящик водки и три банки огурцов, по популярности легко кладут на лопатки ААА-игры с миллионными вложениями.