Найти в Дзене

Непростая философия Маркиза

Можно быть извращенцем высшего порядка, всячески воспевать насилие, превозносить животное человеческое начало над разумом и, самое главное, воплощать свои порочные идеи в жизнь, пускай и частично – но тебе это легко простят, если ты известный писатель, твои произведения вот уже как два столетия читают по всему миру, при этом ужасаясь и восхищаясь одновременно. Можно быть настолько популярным в деле разврата, граничащего с психическим расстройством, что твоя фамилия станет нарицательной для обозначения сексуального отклонения, присущего серийным убийцам. Можно, в конце концов, написать книгу, которую невозможно прочесть хотя бы до сотой страницы, а её экранизация сойдет разве что в качестве учебного пособия для начинающего маньяка.

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад ( 1740 - 1814)
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад ( 1740 - 1814)

Не трудно догадаться, что речь пойдет о Маркизе де Саде – скандальном французском писателе и философе конца XVIII века, в чью честь назвали уже упомянутую выше патологию «садизм». Де Сад сильно выделяется на фоне других деятелей переломной эпохи Просвещения. Философы того времени всячески опровергали прежние порядки, восходившие к недавнему средневековью. Каждый делал это по-разному, но в основном – в рамках приличия, стараясь избегать бесконечных описаний сцен насилия и сексуальных извращений. Маркиз пошел по другому пути. Его произведения, хоть и кажутся на первый взгляд писаниной старого развратника, на самом деле таковыми не являются. В них зачастую поднимаются вопросы, не утратившие своей актуальности и в наше время, а при ближайшем рассмотрении даже самый пошлый роман де Сада скрывает достаточно сложную проблематику.

Так о чем же на самом деле говорится в произведениях столь неоднозначного философа?

Иллюстрация к первому изданию "Жюстины", вышедшему в 1791 году.
Иллюстрация к первому изданию "Жюстины", вышедшему в 1791 году.

Маркиз де Сад был проповедником абсолютной, ничем не ограниченной свободы. Чтобы достичь благополучия, человек должен не стесняться своих желаний, всячески пренебрегая нормами морали. Вообще же мораль – вещь относительная, что отчетливо показано в романе «Жюстина», где главная героиня, воспитанная в духе христианской добродетели, попадает в мир, обитатели которого считают нравственно нормальным то, что с принятой точки зрения достойно, в лучшем случае, серьезного порицания. Собственно, «принятая точка зрения» сформировалась под влиянием религии, для которой грешно практически все, что касается человеческой натуры. Отсюда вытекает другой постулат философии де Сада – атеизм. Персонажи произведений Маркиза считают религию, в лучшем случае, пережитком прошлого. Господин де Брессак (из романа "Жюстина"), например, говорил:

Все религии исходят из одной и той же ложной предпосылки о необходимости Творца, существование которого нельзя, однако, ни доказать, ни признать

Атеистические взгляды весьма характерны для философии эпохи Просвещения, и де Сад тут мало чем выделялся. Однако в его идеях атеизм приобретает несколько фанатичные формы. К примеру, с точки зрения Маркиза лишение жизни себе подобного есть врожденное право человека, и никакая библейская заповедь или закон ни в праве этого запрещать. Убийство есть благо, так как позволяет избежать перенаселения и нехватки ресурсов. Однако убийство, санкционированное государством, такое как казнь или война, резко осуждалось де Садом.

Отчасти философия Маркиза жива и в наши дни. Можно быть свободным в нормах своего поведения, не стесняясь окружающих, следуя завету относительности морали. Ведь что для одного – стыд и позор, то для другого привычный образ жизни. Примечательно, что сам Маркиз следовал далеко не всему, о чем писал на страницах своих книг. Хоть он и грешил сексуальными извращениями в реальной жизни, однако никогда не был серийным убийцей (и это доказанный факт). Он говорил:

Я либертен, я это признаю: я замышлял все, что можно замышлять в этом смысле, но я, разумеется, исполнил далеко не все, что замыслил, и, разумеется, никогда не исполню. Я либертен, но не преступник и не убийца

То есть де Сад прекрасно понимал, что не все им сказанное есть норма. Так стоит ли принимать идеи этого чудака в серьез?

Старое издание на русском языке.
Старое издание на русском языке.

Шокирующие произведения Маркиза, его странная, временами человеконенавистническая философия – это не восхваление, а обличение порока, своего рода сатира, при том весьма язвительная. При чтении «Жюстины» или «120 дней Содома» прекрасно осознается гротескность повествования, своего рода сказка наоборот, где зло непременно побеждает добро. Де Сад открывает нам истинную сущность человека, показывая, что абсолютная свобода на самом деле не меньшее зло, чем несвобода. Человек – не венец природы и не божье творение, а обычное животное, ведомое инстинктами. Отказ от всего, что делает нас людьми, приводит к тому, о чем красочно описано на страницах садиевых романов. По природе человек необычайно жесток и порочен. Ради достижения своих целей, низменных и не очень, он готов пойти на все возможное, пренебрегая даже жизнью себе подобного – и здесь вовсе не нужно примеров из вымышленного мира произведений де Сада – достаточно, пожалуй, и реальных историй. Разум, то единственное, что отличает нас от зверей, тем не менее, не способен окончательно отдалить человеческий мир от мира животного, дикого. Разум, не подкрепленный общественными нормами и уголовными наказаниями, мало чем отличается от жестоких инстинктов, ведь все те гнусности, что творит человек, он совершает, будучи разумным.

-4

Но еще страшнее ханжество, скрывающее за своей ширмой небывалый разврат. Так не лучше ли быть хоть и извращенцем, но не стесняться этого и не притворяться святошей? В конце концов, понятие стыда для каждого тоже весьма индивидуально, и если действия одного, хоть и кажутся пугающими, но все же не переходят тонкую грань того, что аморально со всех точек зрения, то вряд ли они достойны порицания.

Основные произведения автора:

  • Жюстина, или несчастная судьба добродетели (1791 год)
  • 120 дней Содома, или школа разврата (1785 год)
  • Философия в будуаре (1794 год)
  • Преступления любви (1801-02 годы)