2,6K подписчиков

Tangerine Dream и Клаус Шульце. Родословная электронной музыки. Часть 2/2.

167 прочитали

Группу Tangerine Dream и Клауса Шульце называют основателями так называемой «Берлинской электронной школы». Под этим понятием понимается характерное классическое звучание секвенсоров и аналоговых синтезаторов — эфирное, иллюзорное, психоделическое, ассоциативное, медитативное. TD вообще оказал без преувеличения громадное, стилеобразующее влияние на электронику, да и на всю инструментальную музыку второй половины XX века. Краут, техно, транс, эмбиент, хаус, спейс, психоделика, авангард, нью-эйдж, электро-прогрессив — TD приложили увесистую руку в развитие каждого из этих направлений. А стиль игры на электрогитаре Фрёзе... хотя в свое время критики наперебой требовали, чтобы "хоть кто-нибудь отобрал у него гитару" - все же был проанализирован и развит последователями.

Эдгар Фрезе
Эдгар Фрезе

Но все-таки – почему “школа”? Ну, во-первых, TD узнаваемы до сих пор, да и причислять новых электронщиков именно к Берлинской школе бывает довольно просто. Во-вторых, группа, ведомая Фрёзе в течение почти 50 лет, была именно школой, поскольку пропустила через себя как минимум три десятка различных музыкантов. При этом Эдгар не любил, когда гости своим талантом претендовали на роль вторых лидеров. Такова была “школа” TD – раз уж пришел – работай на группу и не булькай. Так что гости в итоге обычно покидали группу, но часто именно они создавали в новом альбоме свой неповторимый саунд. В результате музыка TD, по крайней мере до 1990-х годов, оказывалась довольно разнообразной. Так что я уверен, что для любого ценителя хорошей музыки в творчестве TD найдется что-то только для него.

Кроме того, если вам понравился тот или иной альбом TD, то скорее всего, вам понравится и сольное творчество тех музыкантов, которые повлияли на данный альбом будучи на тот момент в составе TD. Вот с этих позиций творчество TD обычно и делят на “эпохи” – эпоха Баумана, Франке, Шмеллинга, Хаслингера, Фрезе-младшего. Да, долгое время – почти все 1990-е годы, музыка TD ваялась двумя Фрезе – отцом и сыном (тем самым, что изображен на обложке альбома “Atem”). Последовавшую за этим (и все еще продолжающуюся) эпоху Торстена Кешнинга (который, отпахав на папу Фрезе 10 лет, после его смерти заполучил весь джек-пот - права на великий бренд) нам еще предстоит осмыслить.

Klaus Schulze - Floating ("Moondawn", 1976)

Но раз уж я завел рассказ о TD, то надо сказать пару слов и о Клаусе Шульце. Этот глубокоуважаемый титан мысли пошел хоть и похожим, но все-таки своим путем. В отличие от экспериментаторского и композиторского подхода TD, он сделал упор на проработку звучания, на процесс, если хотите, в чем и преуспел. К сожалению, прослушивание его альбомов (коих также вышло невообразимое количество) мне всегда давалось с большим скрипом. Его музыкальные пейзажи всегда темны, напряжены, клаустрофобичны. Клаус так и не стал делать электронную музыку теплой, живой, он оставил ее настолько холодной, что даже после прослушивания его лучших альбомов - "Timewind" (1975) и "Moondawn" (1976), остается только опустошение. Что не умаляет, однако, его главных заслуг перед электроникой: во-первых, он показал, как следует обращаться с секвенсером, а во-вторых, он научился создавать абсолютно погружающий, гипнотический звук. Вот лучшую из таких вещей я вам и поставлю.

Кстати, еще один момент. Клаус всегда очень любил писать длииинные вещи, ограниченные обычно только стороной пластинки. А когда пришла эра CD, он вообще стал писать вещи без пауз на весь диск, а часто и на два. Причем по ходу этих долговозов обычно не меняется ни ритм, ни структура - Клаус просто такт за тактом, в течение десятков минут, льет и льет однажды найденный звук, по ходу дела лишь сдабривая его разными эффектиками и случайными звуками. А когда слушатель уже готов лезть на стену от этого зомбирующего однообразия, Клаус просто меняет аккорд, и только в этот момент его музыку можно назвать красивой. По две секунды красоты раз в десять минут? Да, таков подход Клауса, и именно поэтому мой учитель Андрей Федорович Тетрад назвал его "музыкальным спекулянтом". Я с ним согласен - сейчас, когда жизнь бежит быстро, никто не станет слушать вещь длиннее 4 минут, если за ней не стоит действительно сильной концепции.

Это я к тому, что вам совсем необязательно слушать 26 минут композиции Floating целиком - хоть это далеко не самая негативная вещь Клауса (скорее, она просто драматическая), есть риск вызвать приступ эпилепсии или панической атаки. Просто промотайте, там 10 секунд послушайте, в другом месте послушайте - оцените шарм и гипнотизм этого звука и выключайте нахрен. Лучше почитайте его биографию и разные интервью - там вся история электронной музыки, от зарождения, через переход на цифру и возврат обратно к аналогу, и до сегодняшних дней. Клаус делится своим оптимизмом по поводу современной электроники и сокрушается упрощению синтезаторов и творческого процесса вообще, в результате чего сейчас такое чудовищное количество одинаково звучащего звукового фона. Столько лет прошло, а дедушка Шульце так до самой своей смерти 26 апреля 2022 г. и музыку писал и дело говорил. Че-ло-ве-чи-ще.

Клаус Шульце
Клаус Шульце

Но хватит зауми - вернемся к Tangerine Dream и просто понаслаждаемся их музыкой второго пикового периода (первый случился с 1975 по 1979 гг) - в тот момент, когда их мастерство ненадолго обрело невероятную ясность - с 1985 по 1989 гг.

Tangerine Dream - Song of the Whale Part 1: From Dawn… ("Underwater Sunlight", 1986)

“Песнь Кита” открывает альбом Underwater Sunlight, посвященный океану. У меня для этой вещи нет слов. Вот, есть картинка.

Группу Tangerine Dream и Клауса Шульце называют основателями так называемой «Берлинской электронной школы».-3

Tangerine Dream - London ("Tyger", 1987)

Альбом Tyger получился вообще очень особенным. Казалось, к концу 1980-х экспериментальной электронике пришел конец. В общем, так оно и было, но Фрёзе вновь создал нечто совершенно новое. Рискуя провальными продажами альбома, он записывает на нем несколько масштабных эпиков, среди которых центральное место занимает 14-минутная “London”. TD по большей части – сугубо инструментальная музыка, вокал в ней встречается редко – один из удачных примеров можно услышать на альбоме Cyclone (1978). А здесь – даже не вокал – Фрёзе пригласил декламаторшу, которая страстно читает под музыку отрывки из поэм Блэйка. Еще раз предупреждаю – это очень и очень экспериментальная музыка. Но у меня от нее такие мурашки по коже, что я просто должен познакомить вас и с этой, теневой стороной великой группы.

Tangerine Dream - Crystal Curfew ("Lily on the Beach", 1989)

Между прочим, быть поклонником TD – занятие не из легких. Помните, я жаловался обилию релизов Вангелиса? Так, вот, по сравнению с TD, Вангелис – это второй Boston. По данным allmusic.com, под маркой TD уже вышло никак не меньше 120 (!) альбомов (студийных и концертных), и они все выходят и выходят. Из них через мои терпеливые уши прошло 63. Количество же сборников TD просто не поддается исчислению. Среди всего этого завала особо выделяются студийные альбомы, это своего рода Избранное, остальное – это концертники и саундтреки. В принципе, концертники у TD в массе своей не очень интересны, это ведь не Gipsy Kings, у электронщиков не так много пространства для живого перфоманса. Но есть и приятные исключения. Саундтреки тоже в общем можно оставить без внимания, поскольку качество музыки, написанной под заказ, страдает даже у таких профи. Но ведь даже у группы, которая берет количеством, по статистике-то должно попадаться несколько шедевров? Я, перелопатив и пропустив через себя большую часть их творчества, собственно, такое вам и ставлю.

Вот эта вещь – это даже не композиция. Это всего лишь зарисовка - случайно найденное выражение эмоции. Помните Yes-овскую “In the Silent Wings of Freedom”? Она выражала собой Полет. А Crystal Curfew, на мой взгляд, переводит на музыкальный язык слово “восторг”.

Tangerine Dream - Long Island Sunset ("Lily on the Beach", 1989)

Ну а эту вещь сделал приглашенный саксофонист. Как же он хорош – нет слов. Это еще одна глубоко эмоциональная вещь TD, но при этом она еще и цельна – она рассказывает прекрасную, структурированную, законченную историю. О чем она рассказывает? Все довольно просто, без потайного дна - это вечер двух влюбленных на закатном пляже. Медленное созерцательное вступление, саксофонист, принявший эстафетную палочку у электронного тона, мягкое, покачивающееся на волнах повествование - это прогулка вдвоем двух теней, освещаемых закатным солнцем. Затем усиление звука уже двойной партией сакса, а потом безудержные танцы на вечернем пляже, танцы, переходящие в какой-то совместный экстаз, с рвущимися наружу воплями. Кто мне скажет, что у них там происходит? Не знаю и знать не хочу - их дело. Сакс нагло оповестил нас о финальной стадии праздника (5:57), и я вновь застаю их в обнимку сидящими на пляже, и закат уже переходит в рассвет, и им тоже можно тихо любоваться. Как-то так:

Группу Tangerine Dream и Клауса Шульце называют основателями так называемой «Берлинской электронной школы».-4

Шикарная вещь… Вот только ее нет ни на Яндексе, ни на YouTube - откроется ли она ВК - понятия не имею.

Tangerine Dream - Dolphin Dance ("Underwater Sunlight", 1986)

А последней я, как обычно, поставлю свою самую любимую вещь группы. Иногда даже поражаешься, насколько они точно попадают музыкой в название. И даже возникает мысль, что они любят дельфинов так же, как и я.

С музыкальной точки зрения это пример мимолетного вдохновения, вещи, которая явно была записана за один день. В ней есть все. Искрящиеся синтезаторы, как солнечные зайчики на море. Эхо после ударных, особенно слышное в начале, как символ таинства морских глубин. Тягучая, нежная партия ведущего синта. Гитара – медленная, бесконечно спокойная и торжественная на фоне поспешного ритма.

И басовый электронный рифф – лучший рифф в мире. Это действительно дельфиний танец. И они танцуют не по наивности своей – TD видит в этом танце личностей, со своими бедами и переживаниями. Композиция нагнетает драматизма с 3:32, когда вдруг вступают тревожные, как буря, аккорды, начиная борьбу с этим танцем. Апогей вещи – это самые последние секунды, с 4:39, когда аккорды бури прямо противопоставляются танцу басового риффа. Но рифф, звучащий тихо, но четко, дает понять - танец не угаснет, он будет продолжен, несмотря ни на что.

Группу Tangerine Dream и Клауса Шульце называют основателями так называемой «Берлинской электронной школы».-5

На этом мой рассказ о группе Tangerine Dream подходит к концу. Дальше - небольшой частный материал собственно об этой вещи, но в основном обо мне как поклоннике этой группы. Если есть желание - прочтите.

...............................

Для меня Dolphin Dance - это не просто одна из самых любимых вещей, она для меня Великая, где-то рядом с Кэмеловской “Unevensong”. Она сопровождает меня уже лет 25, как святой источник, к которому можно всегда припасть, и он тебя поддержит каждой нотой, каждой вибрацией. В этом проекте, как я уже указывал в описании, я ставлю вещи, которым обязан. Но Dolphin Dance – это случай особый. Здесь хочется не просто поставить ее во всеуслышание. Здесь мой трепет и благодарность таковы, что у меня просто не оставалось выбора, как……

Tangerine Dream - Dolphin Dance (кавер А. Аншелеса, 2014)

…… записать ее кавер.

Я уже столько раз твердил, как я не люблю каверы, потому что они почти всегда вчистую проигрывают оригиналам. Но я знаю, почему их делают – из любви и благодарности к оригиналу. А почему они не получаются – так это всего лишь разница в таланте. Здесь главное, что музыкант сделал все, на что был способен – и тогда уже не важно, получилось у него или нет – он остался честным перед собой.

Мог ли я представить 25 лет назад, когда мне впервые пришла мысль сделать кавер на Dolphin Dance, что я когда-нибудь смогу это реализовать? На тот момент я в принципе умел играть на классической гитаре, и все. Что я мог извлечь из одного инструмента? Я же не Олдфилд, в конце концов, чтобы в помощью одних только гитар писать законченные композиции (я имею в виду его альбом “Guitars”, 1999). Потом я начал играть с Ником Клименко, потом научился играть на электрогитаре, потом постепенно начал смотреть, как он пишет музыку, потом прошел у него курс аранжировки и сведения. Это было 13 лет назад, но между накопленными знаниями и готовым продуктом все еще лежала пропасть. Тогда я начал потихоньку записывать разные гитарные вещи, применяя на них полученные знания. Постепенно я начал собирать оборудование. У меня появились микрофоны, звуковая карта, мониторные наушники, потом хорошая электруха, и, наконец, микшер и собственно мониторы. Мечта становилась все ближе. По моей просьбе Ник Клименко набросал в Cubase первый вариант аранжировки для кавера - ему это было раз чихнуть (за что ему необъятное спасибо). А я унес его проект домой и начал разбираться…

Процесс написания электронного музла
Процесс написания электронного музла

Кто сказал, что электронную музыку писать просто?? Посмотрите на фото и идите в жопу с такими заявами! А ведь здесь – минимум дорожек и совсем нет звуковых эффектов… Да и показана треть использованных виртуальных инструментов.

Вот только кому до этого вообще есть дело? Когда я начинал писать эту часть статьи, я хотел привести список использованных программ и оборудования, рассказать, что я доводил свой кавер до ума никак не меньше полугода, возвращаясь и допиливая его снова и снова. Но еще раз, кому нахрен есть до этого дело?? Потребитель хочет шедевр и ему плевать, кто и как ему этот шедевр сделает.

Поэтому я расскажу о другом. О том, почему он получился именно таким, какой получился.

Во-первых, почему в нем так убыстрен темп? Я так всегда ругался этому, а сам сделал то же самое - в исходнике 87 bpm, здесь – 95!

Дело в том, что, как я уже говорил, в TD большую часть работы выполняли приглашенные люди. А за звук Dolphin Dance отвечал Крис Франке, работавший в TD с 1970 по 1988 год. Через пару лет после ухода из группы Франке давал сольный концерт в Лондоне и выпустил концертный альбом, на котором прозвучала его трактовка Dolphin Dance, сильно отличающаяся от оригинала.

Ее скорость была порядка 100 bpm, она была очень легка по звуку, его клавишные имитировали звук электрогитары, а басовый рифф несколько раз транформировался. С точки зрения объема материала мой кавер вобрал в себя наработки обоих этих версий. Я постарался найти тот самый звук лид-синтезатора, те самые электронные переливы-“блики”, разве что взял звуки не электронной, а роковой ударной установки. А самое главное – тот самый “стеклянный” звук баса, который я очень люблю и который отлично получилось нарулить в синтезаторе Sylenth.

Что касается музыкальной точки зрения, то я хотел расширить драматическую составляющую, с того места, на котором она закончилась в оригинале. Поэтому в моем кавере появились и перегруженная гитара, и пара тяжелых квинт, и те самые аккордовые запилы. Как я уже говорил, дельфины – это личности, я никогда не хотел их воспринимать просто как дрессированных рыбок. Помните фильм “Автостопом по Галактике”?

Дельфины пытались предупредить человечество о надвигающейся катастрофе, но люди почему-то трактовали их сигналы как “двойной кувырок через кольцо.

А еще мне на 25-летие мама подарила вот такую картину, где художник, очевидно, решил изобразить дельфинов необычным образом – они здесь выглядят решительными, серьезными, почти мрачными.

Группу Tangerine Dream и Клауса Шульце называют основателями так называемой «Берлинской электронной школы».-7

А кто сказал, что они всегда должны улыбаться и катать нас? Они – личности, а значит, у них есть свои, и довольно серьезные цели. Вдвоем, тесно прижавшись друг к другу, стремительно прорываются они сквозь неспокойное море.

Вот думая об этом, я и закончил свой кавер. Он мне очень нравится, я горжусь им. При этом я знаю, что, как любой кавер, он вчистую проигрывает оригиналу. Но я его писал только из благодарности к оригиналу, и сделал здесь все, на что был способен. И тогда уже не важно, получилось у меня или нет – я остался честным перед собой. Моя мечта сбылась.

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!