Найти тему
Жизнь с Музыкой

Vangelis. Величайший композитор современности.

Сегодня, 29 марта, день рождения у одного из главных композиторов XX века, невероятно известного и уважаемого Вангелиса. Ему исполнилось 79 лет.

Мастер за работой
Мастер за работой

Полное его имя - Эвангелос Одиссеас Папатанассиу. Какое имя, а? Его величественное звучание - самая краткая рецензия его творчества. За свою более чем полувековую карьеру он перепробовал себя в огромном количестве музыкальных стилей – электроника, нью-эйдж, авангард, нео-классика, эмбиент, прогрессив-рок. Наверно, большинству он известен в основном как автор многих почетных саундреков - к фильмам "Огненные колесницы", "1492: Завоевание рая" и "Бегущий по лезвию". Гораздо меньше о нем знают как о создателе балетов и популяризаторе греческого этнического искусства. Сложно назвать более разностороннего музыканта, более смелого инноватора, чья невероятная плодовитость почти не сказывается на качестве. В каждом его альбоме обязательно отведено место для звуковых экспериментов, звучащих максимально необычно и завораживающе, с ощущением явного опережения своего времени.

Vangelis - Spiral ("Spiral", 1977)

Вангелиса, ко всему прочему, считают одним из столповых электронщиков современности, хотя чисто электронных альбомов у него всего два. Для меня он важен как один из тех, кто сделал электронику не целью, а средством. Будучи во многом близок Берлинской школе, Вангелис использовал ее наработки, чтобы выйти далеко за ее пределы. В результате такие вещи как “Spiral”, “Alpha”, “Blade Runner End Theme” сами стали классическим образцом электроники, и они остаются вне времени, раскрываясь все лучше с каждым ремастером.

Как и любые великие, но заезженные вещи, их надлежит слушать заново, с полным вниманием на лучшей аппаратуре. А я вновь напомню, что прикладываю все усилия, чтобы в мои статьи попадал материал максимально возможного качества, в том числе собственные оцифровки винила. Для феноменально звучащих записей Вангелиса это особенно важно.

Vangelis - Alpha ("Albedo 0.39", 1976)

Так что в первую очередь, в рамках поверхностного знакомства, послушаем Вангелиса как электронщика: мастера сумасшедших стерео-эффектов, стеклянных секвенсорных лупов, а также lead-партий синтезаторов, звук которых с тех пор (уже 45 лет как) так и кочует по новым моделям и плагинам в виде пресетов с неизменным названием "Вангелис".

Немногим электронщикам удается сделать хотя бы один свой "фирменный" электронный звук.
У Вангелиса же их - вагон.

Vangelis - Creation du Monde ("L'Apocalypse Des Animaux", 1973)

Первым официальным самостоятельным альбомом Вангелиса (после распада известной греческой группы Aphrodite's Child, в которой он делил лидерство с Демисом Руссосом) был саундтрек, написанный по заказу для документального сериала о животных и показанного в 1970 году. Тут-то мы впервые и знакомимся со скромностью автора, который издал свою музыку лишь три года спустя, да и то далеко не всё. И это при том, что альбом "L'Apocalypse Des Animaux" - истинный шедевр, очень профессиональный, зрелый и новаторский. Это первый альбом настоящего, пилотного, необычного по тем временам стиля "нью-эйдж". Причем этот самый нью-эйдж здесь такой, каким он должен быть на самом деле - совсем еще не модный, и, как следствие, не испорченный трактовками и притягиванием за уши ко всякой религии и липовой, растасканной на штампы "духовности". Настоящий нью-эйдж - это простая, но элегантная смесь акустических и электронных инструментов, создающая мечтательные, чувственные пейзажи и образы, не забывая дать слушателю пищу для его личных, интимных философских размышлений. Именно в этом альбоме расположилась Прима всех до единого сборников типа Romantic Collection – знаменитая "Petite fille de la Mer" - “Девочка из моря”. Заезженная за 50 лет до дыр, она, тем не менее, остается эталоном сферической наивной невинности в вакууме.

Но, думаю, эту вещь вы вспомните и без меня. А я хочу поставить другую пьесу из этого альбома, которая легко и непринужденно изобретает еще один музыкальный стиль - эмбиент.

Это атмосферная, обволакивающая музыка бездонной глубины и нечеловеческого созидающего напряжения на грани слышимости, где-то между реверберацией и шумом пленки. Возможно, именно это искали молодые электронщики из Tangerine Dream последние три года (альбомы "Electronic Meditation", "Alpha Centauri" и "Zeit"), но удалось это впервые именно Вангелису. Мало какая акустическая система может передать сильнейшие вибрации этой вещи, так что слушать ее надлежит только на лучшем оборудовании. Ее мощное воздействие на меня очень положительное, гармонизирующее, очищающее. Вообще, весь "L'Apocalypse Des Animaux" - это открытый, настоящий, одухотворенный альбом, который обязательно найдет отклик у ищущего человека, способного воспринимать идеи гениального минимализма.

Так услышим же вторую основную грань Вангелиса - как композитора-создателя атмосфер.

Vangelis - Chromatique ("Opéra Sauvage", 1979)

Дальше - больше. В крайне редких случаях мне не удается логически осмыслить и рассказать, почему мне нравится тот или иной альбом или конкретная вещь. И это тот самый случай. Альбом "Opéra Sauvage" - это нечто абсолютно совершенное, не требующее ни анализа, ни осмысления. И это при том, что это вновь саундтрек. И это пиковый Вангелис - мастер выражения чувств и удивительный мелодист.

Кстати что касается саундтреков. В мировой музыке XX века есть немало примеров, когда известные музыканты, пройдя пик своего успеха, "перепрофилируются" в композиторов музыки для фильмов. Это своего рода музыкальное "дауншифтерство" - музыку можно писать попроще, бизнес-рисков меньше, денег платят больше. Типичные примеры - мои любимые Tangerine Dream и Тревор Рабин.

Но Вангелис - особый случай. В порученные ему саундтреки он вкладывает столько же труда, сколько в свои сольные альбомы. Говорят, что сам Жак Ив Кусто как-то заказал Вангелису саундтрек к одному из своих фильмов о подводном мире. Когда музыка была готова, Кусто прослушал ее и отверг..., задумчиво пояснив: "Никто не будет смотреть мой фильм - все будут слушать твою музыку". Конечно, тот труд не пропал даром - из него получился удивительный альбом "Oceanic" (1996). Я даже не могу вам поставить какую-то вещь из него - он настолько цельный, что его надо слушать от начала до конца. Поставлю лучше еще один саундтрек - Антарктику...

Vangelis - Antarctica ("Antarctica", 1983)

Тут как раз все понятно, логично, но при этом действительно серьезно. Antarctica - это какой-то недостижимый по великолепию звук, невероятно глубокий и объемный, завораживающий. Сказывается откуда-то мимолетно пришедшее к Вангелису понимание именно технологии построения звуковой картины, реализованное звукоинженером по имени Рэйн Шайн.

Это просто учебник по сведению. Каждый инструмент в этой вещи находится четко в своей частотной и панорамной нише: секвенсор стеклянно бубнит внизу, хлопок с задержкой реверба - в центре, но далеко; где-то там же, но выше, плавает арпеджиатор, крэши вообще как будто сзади, два триплета хай-хетов, за счет стерео-смещения - по бокам, нарастание падов - мягкое, по всему полю, как снежок; и тема с отличным, ярким, но неназойливым тембром. Все инструменты расставлены здесь как на авторской кухне, все по фэн-шую. Этой блестящей вещью я бы тестировал звуковые тракты, настолько она обалденно сделана, настолько феноменально прозрачна ее сложная аранжировка. Я долгое время считал, что ей бы закончиться пораньше, где-то на 5:30, но постепенно стал слышать особую прелесть аранжировки последнего повтора темы, на первый взгляд не такой сильной, но подводящей к гармоничному и умиротворенному финалу.

Vangelis - Intergalactic Radio Station ("Direct", 1988)

Так что к сорока годам, соединив вместе свои таланты электронщика, атмосферщика и мелодиста, Вангелис окончательно достиг подлинного мастерства. Альбом "Direct" - это не только квинтэссенция его таланта, но и абсолютно универсальный альбом, рассчитанный на максимально широкую публику. При этом считается, что он был практически единым актом импровизации Вангелиса, с минимумом перезаписей и наложений. И в это несложно поверить, поскольку он из тех музыкантов, что четко осознают себя не как создателя музыки, а как ее ретранслятора откуда-то извне, о чем ясно свидетельствует фрагмент обложки этого альбома:

Вангелис предпочитает избегать дискуссий по поводу того, как устроена музыка, которую он творит. Он просто говорит так: "я работаю в качестве канала, через который музыка произрастает из хаоса шума".
-2

А Intergalactic Radio Station - просто одна из моих самых любимых его вещей. Итак, Вангелис как композитор с феноменальной музыкальной чуткостью...

Фантастическая вещь... А еще в этой вещи несколько интересных пасхалок. В конце мужской голос, принадлежащий одному из техников студии звукозаписи, которого зовут Кейси Янг, говорит:

"I've, seen things.. ..so many things that you can't believe (1). Past designs, future designs, cables in the bend. Second-hand sounds, future sounds, synthesizer dialogues. Incomprehensible software! (2) Hi Jon (3), let's break some rules! Here comes a sound! We've got to record this later. Same ol' factory you know. Here's some names for you, 'Polyester landscape, Nylon Oxygen, Ashes to Concrete' (4)! Etcetera.....etcetera.... etcetera..... Oh, by the way, it's been a beautiful morning, what a morning, great morning, it's a great morning man."

(1) - это отсылка к фильму Blade Runner, где похожую фразу говорит Рутгер Хауэр в роли Nexus 6 перед своей смертью.

(2) - имеются в виду звуки и программы синтезаторов

(3) - Jon - это все тот же вокалист Yes Джон Андерсон, который много сотрудничал с Вангелисом, и я уже рассказывал о плодах этого сотрудничества.

(4) - это названия пресетов синтезаторов.

Vangelis - Metallic Rain ("Direct", 1988)

И, наконец - Вангелис как счастливый, всеобъемлющий человек, глубоко постигший и принимающий устройство мира и жизнь.

_______________________________

Vangelis - Blade Runner (End Titles\Tears in the Rain) ("Blade Runner", 1982)

Чем закончить рассказ о гении Эвангелоса Одиссеаса Папатанассиу? Наверно, единственным примером, когда его творение оказалось под стать тому фильму, для которого оно было рождено. Речь, конечно, о фильме "Бегущий по лезвию".

-3

Да и то, даже в том далеком 1982 году, многие критики, уже обожравшиеся красот Звездных Войн, имели жлобство заявить, что Blade Runner - это и не очень-то выдающаяся фантастика, и лишь звуковая дорожка Вангелиса вытягивает его. Но, извините, а разве Ридли Скотт не гений хотя бы потому, что додумался привлечь Вангелиса к работе над своим фильмом? Да, выключи в фильме звук - фильм многое потеряет, но если сделать звук погромче, то визуал фильма начинает резонировать с музыкой и оказывать очень сильное воздействие.

А что касается этой мощной, напряженной, драматичной финальной темы, то у меня каждый раз от нее начинают бегать мурашки, независимо от того, какую концовку фильма я смотрю, театральную или режиссерскую. Этот тот случай, когда сумма двух гениев не равна их сложению, а вызывает резонанс. Я поставлю эту вещь вместе с прощальной речью Рутгера Хауэра (на которую потом как раз и была отсылка в Intergalactic Radio Station). Может быть вам снова захочется пересмотреть фильм? Final Cut, разумеется.

-4

_______________________________

P.S.

И все-таки напоследок еще один факт о Вангелисе.

Это композитор с очень обширной дискографией. Мне известно о 28 студийных альбомах (из них 11 саундтреков), 24 совместных альбомах, 14 сборниках, не менее 38 бутлегах, 7 концертах. Причем у каждого из этих альбомов по куче релизов разных лет, лейблов и качества. Но даже на общем фоне выделяется тот самый саундтрек "Бегущего по лезвию" - не менее 13 различных по содержанию изданий. Масштаб катастрофы можно оценить на сайтах www.elsew.com, и особенно на www.vangeliscollector.com, где систематизацией его творчества занялись даже уже не меломаны, а упертые коллекционеры.

Причину такого непосильного обилия изданий я уже называл: Вангелис всегда очень придирчиво и неохотно выпускал свою музыку сам, поэтому вместо него этим и занимались все, кому не лень. Уже много лет его бутлеги, сборники и ремастеры выходят один за другим, причем на сборниках бывают ранее неизданные вещи. Так, фильм "Бегущий по лезвию" с уже написанной музыкой Вангелиса вышел в 1982 году, "End Titles" впервые вышла на CD только в 1989 на сборнике Themes, официально саундтрек (в очень неполном варианте) вышел только в 1994 году, и лишь в 2007 году, к 25-летию фильма, вышло нормальное, полное издание этого саундтрека.

Вангелис что, считает себя бессмертным?

По-видимому, да, потому что его музыку принимают и любят до сих пор.

P.O.N.D. - Cassiopea ("Planetenwind", 1984)

И вот в связи с этим я хочу поставить вам одну из своих самых любимых электронных вещей, на которой я вырос.

-5

Ее написали два давно забытых музыканта из нищей ГДР под именем P.O.N.D. Ее мелодическая связь с Вангелисовской "End Titles" очевидна, особенно если учесть, что она была издана через 2 года после выхода фильма на экран. Да, это чистый плагиат, и все же это очень классная электронная вещь, с моим любимым стеклянным секвенсором, глубоким пространством и всепоглощающим эхо. И кстати на альбоме "Planetenwind" найдется еще пара отличных вещей, включая одноименный заглавный 18-минутный эпик.

Так вот к чему я веду. Кто знает, если бы Вангелис выпускал свою музыку сразу, то "Planentenwind" и многие другие альбомы его поклонников и последователей, изголодавшихся по такой неуловимой музыке Мастера, возможно, вообще не увидели бы свет.

А так - увидели.

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!