Автор: психолог Алла Косина
Ситуации, когда психолог должен задуматься, стоит ли ему продолжать и/или начинать работать с клиентом
1. Психолог понимает, что запрос клиента вне его профессиональной компетенции. Не стоит браться за то, с чем заранее знаете, не сможете справиться. Либо честно обозначайте, что это будет ваш первый подобный опыт. Дальше решение за ним. Сюда же относится изменение запроса во время терапии (клиент был у вас на личной терапии, но теперь ему нужна семейная).
2. Запрос клиента попал в вашу точку боли. Это именно то, на чём прогорает масса психологов. Если вы что-то не проработали в себе или ситуация актуально болезненная, а к вам приходит человек с подобной проблемой, вы вряд ли сможете быть профессиональным, объективным и эффективным.
3. Клиент — ваш родственник или близкий человек. Здесь много причин, почему не стоит работать с близкими: во-первых, вряд ли ваш близкий откроет все потаённые уголки своей души (а без этого порой работа невозможна), и, во-вторых, привычные социальные роли и маски всё равно победят. И не ждите, что ваш, например, муж вдруг на 1,5 часа сессии начнёт воспринимать вас как профессионального психолога. Вы так и останетесь в его восприятии женой, которую, увы, вряд ли он станет слушать как-то иначе, чем в повседневной жизни, поэтому в этом случае лучше отказать в консультации.
4. И самое главное. Если вы подозреваете у человека физическое или психическое заболевание — ему необходима консультация врача, а значит в приёме точно нужно отказать. Помните, главное — не навредить!
5. И ещё один пункт, который, может вызвать определенные разногласия. (Но это моё искреннее мнение и мой опыт).
Я считаю, что психолог вправе отказать клиенту, если чувствует, что они друг другу не подходят. Причин может быть много: от разницы мировоззрений до несовместимости на уровне субъективного восприятия и неготовности специалиста работать с той или иной категорией людей. В любом случае глубокого терапевтического контакта и целительного терапевтического поля у вас не будет. Вы придёте на сессию с неприязнью, клиент это почувствует.
В итоге — полный провал. Лучше отказать в консультации и направить его к другому психологу, а самому в этом время сходить на личную терапию и посмотреть, нет ли под этой «несовместимостью» вашей психологической проблемы.
Как психологу отказать клиенту деликатно, бережно и честно
1. Универсальный и очень профессиональный вариант — сообщить клиенту, что его проблема вне вашей компетенции, и вы не сможете быть максимально эффективным для него. Ведь это так и есть.
2. Если у вас уже сложился глубокий контакт, вы можете честно сказать ему причину (например, что его проблема резонирует с вашей, и вы не сможете быть объективны). В моей практике были подобные случаи и были клиенты, которые ждали, пока я проработаю это в себе и вернусь к ним.
Но очень важно, чтобы психолог объяснил причину отказа. Особенно если отказ происходит в процессе терапии. Нельзя оставлять человека, который уже открылся перед вами и чувствует определенную уязвимость, с ощущением ненужности и брошенности. Наоборот, отказав и посоветовав другого психолога, более компетентного в данном вопросе, вы проявите о нём больше заботы.