Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

Жан-Поль Бельмондо и революция во французском кинематографе

Негодяй, романтик и верный товарищ – Жан-Поль Бельмондо. Вспоминаем ушедшую звезду французского кинематографа

80 фильмов, 30 спектаклей, премии «Сезар» и «Почетная Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. Очаровывающая улыбка, смеющиеся глаза и безупречный юмор. Тот, кого во Франции ласково называли «Бебель». И негодяй, и романтик, и хвастливый щегол, и верный товарищ. Всегда готовый веселить и веселиться. Актер, который может непринужденно цитировать Шекспира после опасного трюка. Харизматичный герой и любимец публики Жан-Поль Бельмондо.


Кто не любит Бебеля?

Жан-Поль Бельмондо (Jean-Paul Belmondo) — звезда и легенда французского кинематографа. Это образ и стиль, которые стали узнаваемыми далеко за пределами Франции. Он не был красавцев, как его современник Ален Делон, но он стал настоящим любимцем нации благодаря своей харизме и очаровании. Как говорят во Франции: «кто же не любит Бебеля?»

Жан-Поль появился на свет 9 апреля 1933 года в пригороде Парижа в семье известного скульптора Поля Бельмондо и художницы Мадлен Рейно-Ришар. В школьные годы Жан-Поль увлекался спортом и всерьез задумывался о карьере в боксе. Будущий актер даже провел 9 профессиональных боев, в которых одержал 4 победы. В 16 лет Жан-Поль начал брать уроки актерского мастерства, чтобы по окончанию школы поступить Консерваторию драматического искусства в Париже. После нескольких неудачных попыток поступления он все-таки успешно прошел все этапы отбора в 1952 году. Один из профессоров консерватории настолько не верил в успех Жан-Поля, что предрекал ему незаметную карьеру актера второго плана. В шутку или серьезно, но профессор заявил, что с таким лицом у Жан-Поля нет шанса на успех у женщин, и вообще его образ не вызывает доверия.

-2

Покинув консерваторию еще до получения диплома, Жан-Поль решил искать счастье на театральных сценах Парижа. И в 1953 году случился его актерских дебют в пьесах «Медея» (Médée) и «Замора» (Zamore). Премьера в кино состоялась в 1958 году в фильме Sois belle et tais toi («Будь красивой и молчи»), где Жан-Поль сыграл небольшую роль вместе с Ален Делоном. В том же году он был мобилизован и уехал в Алжир.

Знакомство с Годаром и первые успехи

Еще до призыва на военную службу Жан-Поль знакомится с режиссером Жан-Люком Годаром, с которым начнется его путь к лаврам французской кинокультуры. Жан-Люк Годар — в то время редактор журнала Cahiers du Cinema («Записи о кино») — пишет положительные статьи о молодом актере и впоследствии предлагает Жан-Полю сняться в короткометражном фильме Годара Charlotte et son jules («Шарлотта и ее любовники»). Так начинается сотрудничество и дружба двух культовых личностей в истории французского кинематографа.

-3


Вернувшись с военной службы, Жан-Поль Бельмондо оказывается в круговороте нового направления французского кино Nouvelle vague (Французская новая волна), представителями которого были молодые режиссеры, ранее работавшие критиками и редакторами в журналах и отрицавшие приоритет коммерческого успеха при создании фильмов. Одним из основоположников Nouvelle vague был Жан-Люк Годар. А Жан-Поль Бельмондо стал ключевым актером нового течения французского кинематографа. Как результат, за один только 1960 год Жан-Поль снялся в 34 фильмах, и диапазон его ролей был максимально разнообразен.


À bout de souffle («На последнем дыхании») для творческого тандема Жан-Поля и Жан-Люка стал первым успешным фильмом, получившим восторженные отклики от критиков и зрителей. Роль авантюриста и негодяя Мишеля Пуакара становится первым запоминающимся образом молодого актера для французской публики. Таким образом, 1960 год становится триумфальным для Бельмондо. Он находится в авангарде модного французского кинематографа, и каждый следующий фильм становится популярным и кассово успешным. В течение 60-х годов Жан-Поль Бельмондо снимался во многих успешных проектах: Cartouche («Картуш») (1962), l’Aîné des Ferchaux («Старший Фершо») (1963) и L’homme de Rio («Человек из Рио») (1964). А также съемки вместе с Софи Лорен в военной драме La Ciociara («Чочара») (1961), за которую актриса получила премию Оскар.

-4

Новая волна

Успешное начало карьеры актера совпало со всплеском популярности Новой волны как новой идеологии французского кино. Молодые режиссеры с революционными идеями снимали фильмы-манифесты, в которых пытались уйти от устоявшихся тривиальных форм кинематографа. Актеры и режиссеры того времени создавали новое восприятие и новую эстетику кино. Получилось так, что не каждый актер мог вписаться в рамки требований режиссеров Новой волны. Актеры должны были играть без четко прописанного сценария, без монтажных склеек и других формализмов классического кино. И Жан-Поль Бельмондо стал новым типом актерской игры. Он умел непревзойденно создавать образ персонажа на экране, а не пытался лишь вписаться в сценарно прописанный образ.

Импровизация и харизма сделали Жан-Поля одним из самых востребованных актеров для французского кино второй половины 20 века. Собственно, натуральная способность Бельмондо быть настоящим на экране в любом из образов позволяла зрителю ассоциировать себя с актером во время просмотра фильма. Так он и стал для всех другом и товарищем, которого ласково называют Бебель.

В дальнейшей карьере в 1970-1980-х годах Жан-Поль Бельмондо и фильмы с его участием подвергаются критике за их одинаковость и копирование образов. Всегда авантюрный герой, красивые девушки вокруг, автомобильные погони и опасные трюки. В то время фильму для кассового успеха достаточно было афиши с лицом всеми любимого и популярного актера. 1980-х годы справедливо считать пиком карьеры Бельмондо. Фильмы с его участием Le Professionnel («Профессионал») (1981), L’As des as («Ас из асов») (1982) и Le marginal («Вне закона») (1983) имеют многомиллионный тираж.

-5

Возможно, желая снова обрести свою актерское «Я» и участвовать в авторских проектах, Жан-Поль Бельмондо возвращается на театральную сцену. Он участвует в постановке спектаклей по Александру Дюма и Жан-Полю Сартру, а также играет роль Сирано де Бержерака в одноименном спектакле. Сам Жан-Поль признавался, что для него снова играть в театре — возвращение к его истинному актерскому призванию. И следует сказать, что спектакли с участием Бельмондо имели также огромный успех. С 1985 года Бельмондо практически полностью посвятил себя театру, и даже продал свою продюсерскую компанию Cerito Films, и приобрел Théâtre des Variétés, в котором стал руководителем.

Пост-театральное возвращение в кино для Бельмондо не было триумфальным. Фильм Les misérables («Отверженные»), вышедший в 1995 году, является, вероятно, единственным более-менее успешным фильмом для актера в тот период. Но несмотря на оставшийся позади актерский успех, Жан-Поль Бельмондо оставался одним из любимейших артистов Франции.

Жан-Поль Бельмондо снискал часть своей славы и на экранах СССР. Конечно, в основном это были те самые однотипные фильмы-копии 1970-80-х годов. Для советского зрителя Бельмондо был, скорее, не актером-реформатором Новой волны французского кинематографа, а обаятельным и харизматичным образом с экрана. Комиссар Боровиц, разгоняющий свой спортивный автомобиль, детектив по прозвищу Охотник и бесстрашный агент Бомон из «Профессионала» — это были диковинные героические образы а-ля «бондиана» для неискушенного советского зрителя.

-6

Жан-Поль Бельмондо завершил актерскую карьеру в 2015 году. 6 сентября 2021 года актер скончался на 89-м году жизни. Президент Франции Эммануэль Макрон во время прощальной церемонии назвал Бельмондо достоянием нации. В последний путь актера провожали под Марсельезу и музыку Эннио Морриконе из фильма «Профессионал».

Автор: Павел Новиков