Как известно клещи Варроа на сегодня являются одной из самых больших проблем пчеловодства, и поэтому, естественно, что этому направлению уделяется особое внимание. Для пчеловодов - это огромная проблема, приводящая к гибели пчел и большим материальным затратам. Для бизнесменов от пчеловодства - это колоссальные прибыли как от продажи низкоэффективных химикатов, так и от продажи так называемых «варроа-толерантных» пород пчел.
Как же формируются такие мифы… Давайте рассмотрим это на примере научной статьи из австралийского журнала по энтомологии, одним из авторов которой является один из серьезнейших ученых США занимающихся проблемой варроатоза и пчел - Томас Ридерер. Статья - Responses to Varroa destructor and Nosema ceranae by several commercial strains of Australian and North American honeybees (Hymenoptera: Apidae) Thomas E Rinderer,1* Benjamin P Oldroyd,2 Amanda M Frake,1 Lilia I de Guzman1 and Lelania Bourgeois1 (1Honey Bee Breeding, Genetics, and Physiology Laboratory, USDA-ARS, 1157 Ben Hur Road, Baton Rouge, LA 70820, USA. 2Behaviour and Genetics of Social Insects Laboratory, School of Biological Sciences A12, University of Sydney, Sydney, NSW 2006, Australia.) опубликована в журнале Australian Journal of Entomology (2013) 52, 156–163
Прекрасно оформленная по всем правилам научных публикаций статья говорит нам о следующем:
В абстракте этой статьи кратко изложены результаты прекрасно подготовленного и проведенного эксперимента, в процессе которого сравнивался процент заклещенности семей пчел четырех пород - Австралийских местных разновидностей, американской Итальянки, Русской, и некоей VHS породы.
Приведем здесь точный перевод:
Реакция семи линий австралийских медоносных пчел на V. destructor сравнивалась с реакцией группы итальянских медоносных пчел из США, известной своей восприимчивостью к V. destructor, и двух групп, известных своей устойчивостью к V. destructor, российских медоносных пчел ( RHB – Russian Honey Bees) и поголовье, проявляющее чувствительный к варроазу гигиенический признак (VSH). Эксперимент начался в мае с однородных колоний с равномерным заражением V. destructor. Заражение V. destructor, измеряемое как процентная доля взрослых пчел, зараженных клещом Варроа, в австралийских линиях и итальянской линии, выросла с менее чем 10% в августе до более 25% в октябре. С августа по ноябрь 44% как австралийских, так и итальянских колоний погибли, проявляя ярко выраженные симптомы синдрома паразитарного клеща. Напротив, колонии RHB и VSH проявляли сравнительную устойчивость к V. destructor. Уровень их заражения вырос примерно с 5% в августе до 10% (RHB) и 14% (VSH) в октябре. Вероятно, часть этого увеличения была вызвана инвазией клещей из умирающих австралийских и итальянских колоний. В период с августа по ноябрь погибло 4,4% колоний RHB и 14,3% колоний VSH. При сравнении семи австралийских линий были обнаружены лишь незначительные и незначительные различия в показателях заражения и смертности.
Как красиво все выглядит! Просто хочется кричать – американцы и австралийцы, покупайте только пчел Руссой породы и VSH линии!
Но это полный и возможно осознанный обман!
Начнем с того, что начальные данные по заклещенности всех экспериментальных семей были усреднены, что дало некую среднюю заклещенность в размере 2,6%, хотя реально она была от 2 до 4 %% . Соответственно темп роста заклещенности и не мог быть одинаковым в принципе.
Во-вторых, в результатах исследования указано, что в течение мая, июня и июля роста заражения практически не происходило во всех породных линиях, а потом с августа по октябрь произошел резкий скачок роста популяции клещей! Судя по всему, статью все же писали американцы! Они видимо не в курсе, что май в Австралии зимний месяц, а Июнь, Июль и Август - весенние месяцы! А сентябрь и октябрь – это первые месяцы лета! А ведь всем известно, что резкий рост популяции клещей приходится как раз на конец весны – начало лета!
Так что никакой загадки здесь нет – зимой численность клеща не растет или растет совсем незначительно, что и продемонстрировали данные за май, июнь и июль.
Так что никакой загадки здесь нет – зимой численность клеща не растет или растет совсем незначительно, что и продемонстрировали данные за май, июнь и июль.
Что же еще здесь не так? А вот что - среди несчастных итальянских и австралийских пчел погибло почти половина семей, а среди русских и VSH семей погибло всего около 4%. Из этого сделан далеко идущий вывод о том, что, конечно же, русские пчелы и VSH линии имеют высокую толерантность к клещам Варроа.
К сожалению, это очередная оплошность «великих» ученых, или осознанный блеф. Дело в том, что, во-первых, финальные уровни заклещенности всех семей пропорциональны в чуть большей или чуть меньшей степени их начальной заклещенности, и во-вторых, у австралийских и итальянских пчел они настолько велики, что пчелы погибли уже в начале-середине лета. Мы именно это всегда и утверждали! Если процент заклещенности пчел весной более 2%, то гибель пчел неизбежна до конца сезона. Так и произошло. Русские и VSH семьи имели меньшую начальную заклещенность и несколько меньший темп развития, но пришли к октябрю также с достаточно высокими показателями процента заклещенности, хотя и не летальными на данный момент. Вероятнее всего, что гибель семей была бы столь же высокой, но отодвинутой дальше к осени.
А теперь давайте рассмотрим свою версию событий на основе данных полученных нашими «уважаемыми» учеными.
Как вы видите из таблицы, основные измерения приходились на зимние и ранние весенние месяцы. Поэтому естественным является то, что в течение мая, июня и июля изменений в заклещенности практически нет. С началом весны начался резкий рост, с результатами, соответствующими начальной заклещенности семей. Тем не менее, поскольку это было только начало весны, то теоретический темп роста заклещенности в размере двух раз в месяц достигнут не был ни в одной из семей ни одной породы. И как ни странно, ближе всего к нему оказались «варроа-толерантные» пчелы линий VSH. У остальных пород этот коэффициент оказался даже ниже. Причем у итальянской породы пчел из США практически в 2 раза!
И, наконец, самое главное. Если сравнить темпы роста заклещенности семей разных пород за 2 месяца весны, то мы увидим, что данные будут радикально отличаться от данных, предлагаемых нашими «уважаемыми» учеными.
Итак:
Первое место заняли Итальянские пчелы с коэффициентом роста заклещенности равным 1,88. Второе место заняли Русские пчелы с коэффициентом роста заклещенности равным 2,44. (Но надо оговориться, что темп весеннего роста русских пчел несколько ниже других пород. ) Третье место заняли Австралийские линии пчел с коэффициентом роста заклещенности равным 2,73. И последнее место заняли пчелы линии VSH с коэффициентом роста заклещенности равным 3,58.
Результаты практически с точностью до наоборот!
Какой же напрашивается вывод из данного эксперимента? Думается главный вывод в том, что нет пчел, которые сами, без нашего участия, решат проблему с клещами Варроа в своем улье. С учетом все более и более падающей эффективности химических акарицидных препаратов необходимо обратиться к простым и понятным зоотехническим методам борьбы с клещами Варроа. И в первую очередь – это прекратить размножение и продажу пчел отводками с расплодом! И во вторую очередь – создать такие условия в ульях, чтобы темп размножения клещей существенно снизился. В этом случае суммарный эффект будет намного выше чем у химических акарицидных препаратов. Причем одновременно в масштабах всей страны.